June 9, 2018, 8:15 AM

Лето последних героев. Рецензия на фильм Кирилла Серебренникова

В России в прокат вышел фильм «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова, рассказывающий об истории взаимоотношений легендарных музыкантов Майка Науменко и Виктора Цоя в период становления группы «Кино». Фильм немного посвящен кухне ленинградского рок-клуба, подпольному рок-авангарду, но в большей степени - 80-м, творческому братству и любви.

Выход картины задолго до российской премьеры сопровождали громкие заголовки в СМИ. В августе 2017 года режиссер был задержан прямо на съёмках по обвинению в хищении бюджетных средств, и завершать работу над фильмом ему пришлось под домашним арестом. В феврале 2018 года Борис Гребенщиков, лидер группы «Аквариум», и Алексей Рыбин, соратник Виктора Цоя по группе «Кино», обрушились с критикой на сценарий и обвинили авторов во лжи и аморальности. А в мае состоялась мировая премьера фильма в основном конкурсе Каннского фестиваля. Картина получила специальный приз за лучший саундтрек, а продюсеры продали права на дистрибуцию более чем в 20 стран мира. В общем, все согласно стандартной формуле - нет пророка в своем отечестве.

Этот информационный шум, а также споры фанатов после выхода тизера о том, похож ли Рома Зверь, исполнитель главной роли, на Майка, а Тео Ю - на Цоя, до сих пор только путали зрителя и вели его по ложному пути. Потому что ни одно из существующих мнений себя не подтвердило. Фильм удивляет с первой минуты и не перестаёт изумлять, насколько это возможно для истории, исход которой зрителю более или менее известен.

В основе сценария - воспоминания Натальи Науменко, бывшей жены Майка, об их совместной жизни и о значении Майка для ленинградского рока начала 80=х, о недолгом периоде дружбы с Цоем, в которого она, по ее собственному признанию, была мимолетно платонически влюблена. Именно она выступала консультантом съемочной группы, когда БГ и Рыба отказались принимать участие в разработке сценарного материала.

 

Рыбин даже запретил использовать свое имя авторам, поэтому его персонажа в фильме зовут Леонид.

На поверку же фильм оказывается музыкальной лирической фантасмагорией, без малейшей претензии на то, чтоб показаться кому-то байопиком. Преимущественно театральный режиссер Серебренников совсем не склонен к документалистике, для него документ - только повод для фантазии на заданную тему.

1981. Майк уже звезда ленинградского андеграунда, старожил рок-клуба, а самое главное - носитель знаний. Он хранит в своей крошечной комнате в коммуналке не только пластинки и магнитные пленки с музыкой, он переводит тексты иностранных групп, копирует обложки музыкальных альбомов и часами может говорить о британской новой волне. У них с Натальей семья, ребёнок и такого уровня близость, что ни он, ни она не отводят друг от друга глаз...

До тех пор, пока не знакомятся с Виктором. Виктор сочиняет, поёт и хочет создать свою группу. Наталья замечает в нем что-то такое, чего еще не видела ни в ком. Майк одобряет его песни и одновременно умеет подсказать, как заставить звучать их лучше, а еще он знает, как вступить в ленинградский рок-клуб. Они сближаются, Виктор становится завсегдатаем у Майка и Натальи. В знак благодарности за участие он дарит Наталье деревянное кольцо, а она понимает, что немного в него влюблена.

 

Майк готов в общем-то уступить Виктору жену, если того потребуют обстоятельства.

Здесь, кажется, должна начаться мелодрама, но происходит борьба хорошего с лучшим, потому что любовная коллизия здесь не главное. Серебренников снимает фильм про идеалистов, для которых главное — это осознание собственной роли, вне зависимости от обременения, которое приходит вместе с ней: не держать возлюбленного, куда бы он ни шёл, быть с тем, кому ты нужнее, быть благодарным, вовремя уходить, отдавать бескорыстно. Любовь как всеобъемлющий принцип существования — таков рецепт Серебренникова как художника.

Фильм, который, казалось, должен был стать либо экскурсом в историю советского рок-н-ролла, либо пошлым пересказом сомнительных фактов чьей-то интимной биографии в духе НТВ, оказывается важнейшим уроком любви, в котором все мы сейчас так нуждаемся. И даже если события в нем придуманы, то заложенная эмоция любви настолько реальна, что почти осязаема.

Серебренников снимал про ушедших последних героев 80-х, но в большой степени он снял фильм и про самого себя - учащего нас любви из-под ареста.

Татьяна Андриянова.

Фото: скриншот youtube.com/ЛЕТО | официальный трейлер | 2018

Уральские деятели культуры выступили в поддержку режиссера Кирилла Серебренникова