June 8, 2018, 12:32 PM

«Реальное и нереальное»: репортаж с фотовыставки Роджера Баллена

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась фотовыставка «Реальное и нереальное» одного из самых известных и влиятельных фотографов современности Роджера Баллена.

 

Роджер Баллен – южноафриканский фотограф американского происхождения. Его считают одним из самых провокационных фотографов XX и XXI веков. «Реальное и нереальное» - уже третья выставка Роджера Баллена в Екатеринбурге. До этого его работы представлялись в музее Метенкова, а самая масштабная выставка состоялась в 2014 году в Музее ИЗО.

О том, какие работы фотографа можно увидеть на выставке, как формировался его стиль и что вдохновляло художника на создание новой серии снимков, – в материале ЕАН с пресс-показа выставки.

Название выставки – «Реальное и нереальное». Как заметила куратор выставки Екатерина Фроленко, нереального здесь представлено гораздо больше.

Экспозиция занимает три зала. В первом – ретроспектива творчества Баллена. Работы для выставки фотограф отбирал сам. В первую очередь, здесь представлены те снимки, которые ранее не выставлялись в Екатеринбурге. Здесь прослеживается эволюция творчества художника. Но прежде – пара слов о его биографии.

Роджер Баллен родился в 1950 году в Нью-Йорке. Его мать сотрудничала с самым известным в мире фотографическим агентством Magnum. В Нью-Йорке она открыла собственную галерею. Все это не могло не повлиять на дальнейшую судьбу Роджера. После окончания университета Беркли он отправился путешествовать и полтора года прожил в ЮАР, где и увлекся фотографией. В Америку он вернулся с первой книгой фотографий «Boyhood». Впоследствии он переехал в Южную Африку, где живет и работает до сих пор.

Говоря о творчестве Баллена, надо сказать, что он начинал в рамках документальной фотографии – снимал пейзажи. Позже на его снимках появились портреты аборигенов, их скудный быт и интерьеры их домов. В этом проявилась его связь с традиционной репортажной фотографией.

«Особенность его фотографии в том, что он со временем убирал людей из своих кадров. Начинал он как документалист: снимал деревни, солнечные улицы. Затем он перешел в помещение. Начал снимать людей. Потом стал добавлять какие-то элементы – создавать картинку сам. И мы можем видеть, что более поздние работы – это уже постановочные кадры, более осмысленные, продуманные до мелочей», - комментирует Екатерина Фроленко.

Работы, размещенные в первом зале, выделяются типом кадрирования – все снимки представляют собой квадрат. Можно проследить и тематическое единство – все работы посвящены животным. Уходя от портретной съемки, Баллен предпочел снимать животных, а фигуры людей заменять манекенами.

«Животные вносят непредсказуемости в кадр. Неизвестно заранее, как они себя поведут в кадре, поэтому для него они представляют интерес», - добавила куратор.

Снимки Роджера Баллена выстроены уникальным образом: они привлекают взгляд, их хочется разглядывать. Они похожи на коллажи, хотя на самом деле являются постановками. Названия, в свою очередь, объединяют разрозненные элементы и привносят дополнительный смысл.

Во втором и третьем зале представлены кадры из последних серий художника, в том числе и «The Theatre of Apparitions» (2016). Они значительно отличаются от его ранних работ. В них отражается изменение стиля фотографа в 90-е годы в сторону сюрреализма и фантастики. Это антропоморфные фигуры на черном матовом фоне, изображающие эмоции, кризисные состояния человека, бессознательные образы. На создание этих снимков автора вдохновили рисунки на черных окнах заброшенной южноафриканской тюрьмы. Это более рисунки, чем фотографии: Баллен покрывал стеклянную поверхность краской, процарапывал контуры рисунков, чтобы стекло пропускало естественный свет, и делал с них кадры.

Из получившихся снимков фотограф сделал оригинальный мультфильм, который также представлен в экспозиции.

Самого Роджера Баллена можно будет увидеть 10 июля на закрытии выставки, где он прочитает лекцию. А профессиональные фотографы смогут поучаствовать в воркшопе. Подробную информацию можно найти на сайте ЕМИИ.

Выставка продлится до 10 июля.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+