September 8, 2021, 10:00 AM

Деградация, договоренности и политическое спортлото: эксперты о предвыборной ситуации в Башкирии

Предвыборная кампания – 2021 в Башкирии близка к завершению. Она проходит без громких заявлений, эпатажа и обещает запомниться практически полным отсутствием политической борьбы. Почему местные политики не особенно активны, не используют для своего продвижения региональные проблемы, на что рассчитывают? Ситуацию для ЕАН.Уфа прояснили эксперты.

Наступил кризис идей

Политолог Николай Евдокимов не считает нынешнюю предвыборную скуку чем-то особенным. По его мнению, во время общероссийских избирательных кампаний внимание переносится в центр и главные дебаты идут на федеральных телеканалах. Региональные отделения партий минимально участвуют в этом процессе.

Николай Евдокимов

«Конкуренция могла бы возникнуть среди одномандатников, но система отсеивает активных кандидатов-самовыдвиженцев еще до выборов, поэтому и там все предсказуемо», - добавил Евдокимов.

По мнению эксперта, уровень политической конкуренции в Башкирии традиционно невысокий, а население достаточно лояльно к власти. У оппозиционных активистов нет возможности преодолеть административный ресурс, они не могут рассчитывать на большую общественную поддержку. Возможны исключения в случае резонансных событий, как это было год назад на Куштау, но в целом мобилизовать сторонников сложно.

Кризисом идей объясняет ситуацию в регионе политолог Владимир Савичев.

Владимир Савичев

«Сложившаяся политическая модель зашла в тупик, все это понимают, но ничего не могут изменить. Тех, кто управляет процессом, текущая ситуация отчасти устраивает, ничего лучше пока все равно нет. У партий не получается предложить избирателям что-то новое. Оппозиция не выходит за пределы круга сторонников: видимо, считает, что общество вдруг само пойдет за ней. Так она вряд ли сможет увеличить социальную базу», - полагает эксперт.

Похожее мнение высказал политолог Дмитрий Михайличенко, он считает, что у партий дефицит смыслов, идей, их дебаты носят условно-номинальный характер, а политическая система деградирует. В какой-то степени это выгодно властям, так как снижает градус конкуренции и играет на руку «Единой России», за которой стоит административный ресурс.

«Выборы в Башкирии при Рахимове, Хамитове и Хабирове проходят примерно одинаково. Сейчас власти сознательно охлаждают интерес общества к выборам, да и нельзя сказать, что он высок», - полагает Михайличенко.

Политтехнолог Сергей Маркелов считает нынешнюю ситуацию следствием зачистки информационного поля, в результате чего власть и условная оппозиция заключили неформальный договор.


Политтехнолог Сергей Маркелов

«Власть контролирует ситуацию, оппозиция это знает и не видит смысла тратить силы и средства на активное сопротивление, оно нерационально. Есть и менее очевидная причина – оппозиционные настроения в обществе слабы, это видно даже по накалу полемики в соцсетях. В предвыборной гонке больше решают договоренности Москвы с регионами и внутрирегиональные, доля публичности в политике все меньше. Эта искусственная конструкция может привести к неожиданным последствиям для власти», – прокомментировал Маркелов.

По его мнению, все партии сейчас говорят одно и то же, идеи перемешались и далеко ушли от первоначальных. Если смотреть теледебаты с закрытыми глазами, единоросса трудно будет отличить от коммуниста.

«Мы будто играем в политическое спортлото, в барабане одни и те же шары с надписями «бедность», «безработица», «инфляция» и др. Каждая из партий достает шар из общего набора, других нет», - образно заметил эксперт.


Решения никто не знает

Между тем в Башкирии немало острых проблем: грязные воздух и вода, засуха, гибель пчел, хищническая разработка недр. За любую из них могла бы уцепиться власть или оппозиция, поправив предвыборный рейтинг, но этого практически не видно.

По мнению Николая Евдокимова, партии власти незачем браться за региональную проблематику, она старается говорить об успехах, впрочем, и о них – не особенно активно. Остальные партии слабо используют эти возможности из-за невысокого качества управления в региональных отделениях. Его уровень таков, что Москва часто не доверяет партийцам на местах самим вести избирательную кампанию и присылает методички и политтехнологов, которые не погружены во внутренние дела.

«Партии деградируют еще с прошлых думских выборов – все меньше используют повестку, стоящую в регионах и стране. У «Единой России» вообще отсутствует реальный образ будущего: предлагаемые проекты были бы хороши для мелких общественных организаций, но не для партии, имеющей конституционное большинство. У оппозиции все сводится к отмене пенсионной реформы и популистским заявлениям, например, к введению базового дохода. Невозможность их реализации понимают даже сторонники», - считает Евдокимов.

По мнению Савичева, партии не заявляют громко о региональных проблемах, потому что не могут предложить внятных путей их решения. Дмитрий Михайличенко видит в этом влияние установки на спокойные выборы, а возможно и результат внутриэлитных договоренностей.


Результаты – такие как надо

Итоги трехдневных выборов станут известны менее чем через две недели, однако для экспертов очевидны контуры будущей политической конфигурации в республике.

«Фаворитов по одномандатным округам можно определить уже сейчас. Видимо, по пяти из них пройдут кандидаты от правящей партии, в шестом – Нефтекамском - возможна конкурентная борьба (на думских выборах 2016 года там победил председатель «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов, он выдвигается вновь – прим. ЕАН). Администрировать голоса, отданные за партийные списки, намного сложнее. Значит, и конкуренция будет больше, но, скорее всего, «Единая Россия» наберет абсолютное большинство. Не сомневаюсь, что КПРФ и ЛДПР также будут представлены в Госдуме от Башкирии. Главная интрига – проведут они одного или двух депутатов. Два это максимум», - пояснил Николай Евдокимов.

Владимир Савичев не сомневается, что позиции парламентских партий, имеющих опыт и сторонников, более предпочтительны, но и те, кто не входит в думскую четверку, поборются за свой интерес. Если они наберут 3 % голосов, то смогут получать государственное финансирование. Ожидать чего-то большего им вряд ли стоит.

«Уповать на то, что они наймут политтехнологов, покрасуются перед выборами и попадут в Думу – большая ошибка. Если не было работы с избирателями за расширение электорального поля, увеличения поддержки, за несколько месяцев ничего не удастся сделать. Такое было возможно в начале девяностых, когда люди, уставшие от однообразия, бросались на все новое. Нынешний избиратель подходит очень рационально к тому, что ему предлагают, и не очень верит словам. Он ориентируется на структуры, которые демонстрируют свои возможности», - считает Савичев.

Сергей Маркелов тоже полагает, что в условиях, когда все говорят одно и то же, голосовать будут за тех, кто давно в политике.

«Новым партиям будет сложно пробиться со старыми идеями, хотя аномалии возможны. Но избиратель не готов рисковать, в первую очередь он отдаст голоса парламентским партиям. Понятно, что в политике выгода может быть неочевидной: возможно, кого-то заметят и после предложат хорошую должность, офис в центре или другие преференции», - отметил Маркелов.

«Учитывая, что Радий Хабиров специализируется на выборах, можно предположить, что он постарается порадовать Кремль позитивными для власти результатами. У него действительно хорошая коммуникация не только с «Единой Россией», но и с КПРФ, ЛДПР. Единственная проблемная зона – «Справедливая Россия», которая пытается давить на башкирский Белый дом. На мой взгляд, перспектив у этой атаки нет, тем более что Гаджимурад Омаров (нынешний депутат Госдумы и кандидат в парламент нового созыва – прим. ЕАН) в Башкирии не считается своим и не имеет должной поддержки в обществе», - пояснил Дмитрий Михайличенко.

Эксперт убежден, что результат «Единой России» в Башкирии будет одним из самых высоких в стране. Несмотря на то, что даже официозные социологи отмечают падение рейтингов партии власти, а раздача денег пенсионерам и военнослужащим ему представляется вынужденной предвыборной мерой, протестный и недовольный избиратель на выборы не пойдет, а село проголосует «как надо». Масштабного недовольства в Башкирии после выборов, скорее всего, не будет.

Роман Якимчук, Ольга Блажнова

 Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+