December 28, 2019, 03:11 AM
Дмитрий Моргулес

День рождения — грустный праздник. Самые большие проблемы «Трактора» — не на льду, а за его пределами

Свой 72-й день рождения челябинский хоккейный клуб попытался отметить с размахом. Самые настоящие танки времен Великой отечественной войны, выставленные перед ледовой ареной «Трактор», искрометный видеоролик с игроками команды в роли танкистов, стильная ретро-форма в стиле игровых свитеров 80-х годов, сниженные по случаю цены на билеты… Однако матч против московского «Спартака» не задался — 2:5, и весь праздник пошел насмарку.

Мы не раз писали о том, что челябинский «Трактор» проводит самый неудачный сезон как минимум в КХЛ-ловском периоде истории клуба. 

Последнее место в Восточной конференции после двух третей регулярного чемпионата (а по ходу бывало и последнее место во всей лиге) с большим отрывом от зоны попадания в плей-офф — совокупный итог целого сонма на самом деле взаимосвязанных друг с другом факторов: 

— весенней смены власти в области и, как следствие — смены руководства клуба. Вместо «магнитогорских» Ивана Сеничева и Евгения Губарева пришли известный челябинский бизнесмен Борис Видгоф, несколько странный вице-президент по хоккейным операциям Олег Усачев и отвечавший за селекцию Роман Беляев;

— очень странная (в российской части, к подбору легионеров вопросов почти нет), крайне суетливая селекция, с упором на игроков одного и того же агентства Winners, лидером которого является Юрий Николаев;

— неудачный, как показала практика, выбор тренера в лице Петериса Скудры (также клиента Николаева), которого пришлось менять уже в начале ноября. Латвийский специалист оказался способен разрушить микроклимат в команде и затерроризировать основного вратаря (который в итоге покинул клуб), но оказался не способен наладить мало-мальскую игру в атаке. Сменивший Скудру в экстренном порядке Владимир Юрзинов спустя полтора месяца смог привести команду в минимальный порядок (до матча со «Спартаком» у «Трактора» были три победы подряд), но на попадание в плей-офф шансов очень немного;

— похоже, слишком ранний набор формы, что позволило выиграть оба предсезонных турнира, и сделать своего рода «подарок» к губернаторским выборам, что проходили в начале сентября;

— дикий 8-матчевый сентябрьский выезд, который руководство клуба, впрочем, само выпросило у лиги (отчасти в целях экономии на транспортных расходах, отчасти — из-за проходившего в эти дни в Челябинске крупного турнира по фигурному катанию). В итоге 8 игр за 14 дней привели к усталости и тяжелым травмам ведущих хоккеистов, что вылилось в то, во что вылилось…

К игровым неприятностям прибавились и «внехоккейные». 

В клубе не смогли вовремя купировать назревавший конфликт с собственным менеджером по работе с болельщиками, и в итоге тот поднял на акцию против руководства клуба фанатское движение «Сектор А» — пусть малочисленное, но заметное в публичном пространстве. В итоге на их открытое письмо пришлось реагировать губернатору Челябинской области Алексею Текслеру.

Кроме того, клуб отметился атакой на лучшую хоккейную журналистку Челябинска Олесю Усову. Взаимные подачи жалоб друг на друга в КХЛ тут же вылились в публичное пространство, в котором коллеги Усовой вступились за нее, а руководство «Трактора» теперь регулярно подвергается жесточайшим обструкциям, например, от ведущего журналиста «Спорт-экспресса» Алексея Шевченко. 

Добавим к этому крайне неудачные публичные выступления гендиректора клуба Бориса Видгофа, у которого слова частенько не соответствовали реальности.

Например, он мог заявить, что Виталий Кравцов «конечно, остается», а тот спустя сутки покинул команду, причем ситуация была понятна еще за несколько дней до этого — о желании вернуть игрока публично заявил менеджмент «Нью-Йорк рейнджерс». А как можно соотнести слова о стремлении «вернуть воспитанников клуба» с тем, что по ходу сезона систему «Трактора» (включая «Челмет» и «Белых медведей» покинули 24 (!) доморощенных хоккеиста, а им на смену, помимо нескольких «возвращенцев» пришло 16 (!) иногородних игроков.

В итоге перед закрытием трансферного окна «Трактор», по сути, выбросил белый флаг, и начал «сливать» тех игроков, чьи контракты при нынешнем раскладе слишком дорого обходились. Так покинули команду Алексей Кручинин и Федор Малыхин (которые подавались перед сезоном как одни из главных приобретений), расстались и с финским защитником Ессе Виртаненом, который, по сути, отказался продлевать контракт, подняв планку своих финансовых запросов в два с половиной раза….

Разумеется, руководство Челябинской области, губернатора региона (и президента «Трактора») Алексея Текслера нынешняя ситуация в клубе не устраивает. 

В итоге в середине прошлой недели по инициативе областных властей (представленных в клубе двумя вице-губернаторами Виктором Маминым и Станиславом Мошаровым, а также министром спорта Леонидом Одером) прошло внеочередное общее собрание членов Челябинской городской общественной организации «Хоккейный клуб «Трактор» (именно такую организационно-правовую форму имеет клуб). Общее собрание — высший руководящий орган клуба, именно он выбирает генерального директора «Трактора» и Совет организации (постоянно действующий коллегиальный руководящий орган).

Собрание изначально проводилось в закрытом режиме, и автор этих строк (принимавший участие в собрании на правах члена клуба), предупрежденный о непубличном характере мероприятия, был удивлен, когда пресс-служба «Трактора» выпустила по его итогам бодренький пресс-релиз о том «как хорошеет клуб при Борисе Ефимовиче».

На самом деле все было не совсем так.

Борис Видгоф, разумеется, хорошо подготовился к собранию.

Он много, долго и убедительно рассказывал (сопровождая это красочной презентацией) о том, как много удалось сэкономить денег, и как улучшаются финансовые показатели (что, на самом деле, во многом правда — тут претензий к опытному бизнесмену практически нет). Как были куплены новые тренажерные комплексы в школу «Трактор» (хотя, во-первых, школа не имеет юридического отношения к клубу и является муниципальным учреждением, а во-вторых — сами комплексы были куплены в том числе на средства спонсоров, в том числе — бывших игроков клуба). Что есть проект «второго льда» - пристроя к арене «Трактор», который очень поможет всем командам клубной системы (и это правда очень важная и нужная история).

О том, как хорошо выступают юные хоккеисты школы, и что по сумме мест команд разных возрастов «Трактор» идет на первом месте на Урале (хотя, еще раз, школа не имеет формального отношения к клубу). И как на самом деле, немного в клубе игроков от агентства Winners (полтора десятка — это, оказывается, немного). 

А то, что на момент проведения общего собрания все команды клубной системы («Трактор», «Челмет» «Белые медведи») были вне зоны плей-офф в своих лигах — так это, в общем, временно...

Обсуждение вышло довольно бурным.

Единственным пунктом, по которому к гендиректору «Трактора» не возникло вопросов — финансово-хозяйственная деятельность. Что смог, он сделал. Хотя, если серьезно, нынешняя финансовая политика «Трактора» (а точнее — директора клуба), в этом сезоне немного напоминала старое изречение про экономию на туалетной бумаге, которая привела к расходам на побелку стен. Надо признать — Иван Сеничев оставил после себя одни проблемы, разруху. Но и «резать косты», как говорят в бизнесе, можно по-разному. В случае с нынешним «Трактором» почти все снижение расходов привело к последствиям на ледовой площадке.

Что же до остального…

На самом деле, главные ошибки Бориса Видгофа — кадровые.

Приглашение на пост вице-президента Олега Усачева и отвечавшего за селекцию Романа Беляева — пожалуй, главная ошибка. За которым последовали все остальные. Слишком тесное сотрудничество с Юрием Николаевым и Winners — ошибка. Приглашение Петериса Скудры — ошибка. Проваленная Усачевым, Беляевым и Николаевым селекция — ошибка на ошибке. Расставание с Василием Демченко — ошибка. Приглашение на пост руководителя медийного блока «Трактора» Елены Герасименко — увы, ошибка (при всем уважении к этому действительно опытному и успешному в Челябинске медиаменеджеру)… 

Но ведь на самом деле, проблемы «Трактора» — не в фигуре гендиректора, будь им Борис Видгоф, Иван Сеничев или черт лысый. Все куда глобальнее.

«Трактор» — наверное, самый бессистемный клуб КХЛ #прямосейчас. По большому счету, у челябинского клуба, нет не то, что стратегии развития, но и мало-мальского представления о своих целях и задачах, как текущих, так и долговременных. 

У «Трактора» нет четко выработанной политики, регламентов, внутренних правил не только в плане селекции (как внешней, так и внутриклубной), но и в области финансов, маркетинга, медиа, работы с болельщиками...

Соответственно, и структура корпоративного управления в клубе не просто не заточена под выполнение задач, но и в принципе хаотична, и не отвечает не то, что современным, но и элементарным нормам и стандартам.

Так, совет организации (тот самый коллективный орган управления) на самом деле не собирался несколько месяцев (что граничит с нарушением устава клуба), не говоря уже о том, чтобы реально влиять на принимаемые решения и быть этакой «защитой от дурака», что есть в любой электросети, но не в челябинском хоккейном клубе. В итоге все, по сути, отдано на откуп гендиректору. Со всеми вытекающими. У Бориса Видгофа, например, помимо клуба еще и большой бизнес, который, как ни крути, требует внимания и времени...

А тот же Олег Усачев, хоть и занимает пост вице-президента клуба по хоккейным операциям, но при этом в Челябинске почти не появляется, формально никому не подчиняется (даже гендиректору), зарплату в клубе, насколько известно, не получает, и соответственно — ни несет никакой, даже формальной ответственности за результат своей «работы». Бред? Нет, «Трактор».

Та же история с размытием функций, и, как следствие — ответственности за работу — практически во всей структуре челябинского клуба. Результат всего этого — налицо.

Собственно, это и обсуждалось на том самом внеочередном общем собрании в «Тракторе». Обсуждалось горячо (а не так, как написано в клубном пресс-релизе). 

«Трактору» надо выстраивать новую структуру, новую систему управления клубом. Вырабатывать принципы своего существования и развития, во всех аспектах (и, например, маркетинг и коммуникации здесь ничуть не менее значимы, чем собственно спортивный блок). Вырабатывать и — внедрять. Всерьез и надолго — на годы, а возможно — и десятилетия. Но не затягивая с принятием решений. Потому что речь уже даже не о нынешнем — под угрозой выступление «Трактора» в следующем сезоне. Та же селекция — работа круглогодичная…

Следующее внеочередное общее собрание намечено в «Тракторе» на 30 января. Вероятно, к этому сроку будут выработаны и предложения по изменению ситуации в клубе, его структуры, развития, и варианты необходимых кадровых решений. Во всяком случае, воля к этому со стороны представителей областных властей была продемонстрирована...

Источник фото: пресс-служба хоккейного клуба "Трактор", пресс-служба губернатора Челябинской области
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+