March 30, 2018, 12:50 PM

Итоги недели от Александра Кириллова

Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были три темы, которые, на мой взгляд, совершенно невозможно оставить без внимания.

Власть и безвластие в Кемерово

Трагедия в Кемерово, где жертвами пожара в торговом центре стали десятки людей в том числе – детей, безусловно, тема недели. Когда читаешь о произошедшем, совершенно невозможно понять, кто же виноват в том, что случилось. Тот, кто занимался техническим оснащением здания? Охрана, первой сбежавшая с места ЧП? Контролеры ТЦ от властных структур, которые не досмотрели?

Но мне интереснее поговорить о других людях.

В 90-х годах губернатор Кемеровской области Аман Тулеев был совсем другим: крутой мужик, сильный оратор. Судя по тому, что удержался все эти годы у власти в территории, где масса серьезных бизнес-игроков – человек очень непростой. Тем очевиднее, как жалок он нынче.

Путина по понятным причинам любят все губернаторы. Если собрать полную подборку славословий в адрес президента, по объему она будет немногим меньше, чем последнее, 55-томное полное собрание сочинений Ленина. У «Коммерсанта» даже была прекрасная рубрика - «Лизость к телу», помните? Но у Тулеева доминирующая эмоция явно не любовь. Это страх.

Страх, за то, что он не уследил. Что этот проклятый пожар испортил настроение верховному, ведь ликования от триумфальной победы на выборах еще не закончены. Что президенту, «при всей его колоссальной занятости», пришлось сначала позвонить губернатору, а потом и прилететь лично. Подобострастие и страх высшего уровня.

Еще один вопрос – это сам Путин в данной ситуации. Могу ошибаться, но глава государства был шокирован тем, какие кадры у него руководят на местах. Старый, беспомощный человек, на глазах моментально рассыпавшийся от столкновения с проблемой такого уровня. В глазах президента лично я увидел не жалость к Тулееву, а презрение.

Но в этой ситуации вопросы, давайте говорить честно, к главе государства и, особенно, к его администрации. Что-то не так у нас с подбором кадров на местах, по крайней мере, в ситуации с Кузбассом это совершенно очевидно.

Очень боюсь, что кемеровская история останется без ответов на извечные наши вопросы: кто виноват и что делать. И окажется как всегда: никто не виноват, ничего не поделать.

Екатеринбург по капле давит из себя Мишарина

Екатеринбург больше не будет выбирать мэра. Это решение 3 апреля примут не горожане и даже не городские депутаты, а областные законодатели.

Поразительно, но с кем из топовых чиновников не говоришь – приватно все признают, что логики и выгоды для власти в этом решении не очень много. Все они прошли через многие выборы и говорят они них с ностальгией: «Помнишь, как мы рубились против Осинцева?», «А как круто было в 1995-ом, когда против Чернецкого вышел Баков!»

И это не просто ностальгия по веселым, состязательным и конкурентным временам когда трава была зеленее и все мы моложе. В глубине души все понимают: выборы на такие должности – это правильно, назначение – нет.

При этом нам обещают, что уже в 2023 году прямые выборы мэра нам вернут. Что город постепенно вернется к системе, работавшей до того, как власть в области взял лихой железнодорожник Мишарин: в 2018 году мы отправим на свалку истории должность сити-менеджера, вернув Екатеринбургу сильного мэра, а поскольку «не все сразу» - прямые выборы нам вернут только в следующий раз.

Очень хочется верить, что все те, кто сегодня проводит в жизнь решение об отмене прямых выборов – в глубине души против и действуют из под палки. Просто потому, что «старший приказал!». И в то, что обещание свое они сдержат и нынешний отказ от выборов – это просто некоторое временное и исключительно тактическое отступление.

Расстраивает другое: кто знает, что будет через пять лет? Россия вполне может оказаться в еще более плотном кольце врагов, например. И нам скажут: «Извините, братцы, не время сейчас для выборов, Родина в опасности». Возможно? Конечно, возможно. Тем более, что исподволь мы и сами начинаем отвыкать от выборов, давайте скажем честно. Пока не как от процедуры бросания избирательного бюллетеня в урну, а как от возможности реально влиять на политический процесс.

Телебашни больше нет: всем – мира и добра

В Екатеринбурге больше нет недостроенной телебашни. Проводить легендарный советский проект в последний путь собрались тысячи горожан.

Я ни разу не видел настолько переполненных вагонов метро. На обычно тишайшей станции «Динамо» мне удалость сесть только в третий поезд, из-за чего пришлось поменять планы и смотреть действо с Плотинки – на «Геологическую» я побоялся не успеть.

Подрыв стал общегородским событием, сколько людей встали с утра пораньше – не счесть. Но явно больше, чем на любой политический митинг, хоть провластный, хоть оппозиционный. Снос стал масштабным событием, и с этим не спорят ни его сторонники, ни их оппоненты.

Может быть мне повезло, (или не повезло - ?) но я не видел на лицах собравшихся грусти. Ну не было какого-то траурного настроя у собравшихся. При том, что люди, которые решили с утра пораньше в субботу приехать в центр Екатеринбурга – явно не самые равнодушные горожане. Можно говорить о том, что это была лишь финальная точка некой протяженной драмы, что даже самые яростные защитники строения смирились с поражением и что вообще в глубине души никто не против хорошего шоу. Наверное. Но вот как есть – так есть. Скорбящих, по крайней мере – на Плотинке, я не увидел. В сам момент взрыва где-то поблизости вроде бы завыла собачонка, но скорее от страха.
В общем, очередная страница истории Екатеринбурга перевернута. Как говорят в соцсетях, «всем peace».

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+