October 2, 2017, 7:04 AM

Подиум для одинокого велосипедиста: будет ли Екатеринбург cyclefriendly

Последние четыре года в Екатеринбурге велось активное строительство велодорожек. Городские власти вместе с урбанистами рассматривали этот проект как часть плана по снижению уровня автомобилизации. Предполагалось, что в уральской столице появится маршрутная сеть, которая позволит велосипедистам беспрепятственно передвигаться по городу.

«Фонд содействия развитию городов «Город PRO». Создан в 2013 году. Основное направление деятельности — развитие городской среды. Фонд получил известность среди горожан в 2016-2017 годах после разработки новой маршрутной сети для общественного транспорта Екатеринбурга

Вместо этого владельцы двухколесного транспорта получили разрозненные отрезки, ведущие в никуда. Настоящим апофеозом неудачной велосипедизации Екатеринбурга стало строительство дорожки на проспекте Ленина. Объект вызвал бурю насмешек среди горожан. Корреспондент ЕАН вместе с урбанистами из фонда «Город. PRO» разбирался в причинах провала проекта.

 Куда выведет кривая велодорожек?

Удобство дорожек для двухколесного транспорта активисты из «Город. PRO» решили проверить в самом конце велосезона — 30 сентября. По словам директора фонда Ларисы Бузуновой, эта идея у нее возникла после того как ее племянника на велосипеде сбила машина. Как указывают урбанисты, велодорожки и строились в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасное передвижение на двухколесном транспорте.

Для тестовой поездки был выбран маршрут от перекрестка улиц Щорска — Сурикова до площади Труда. Он охватывал улицы, которые были в последние годы отремонтированы или построены: Союзная, Циолковского, Щорса (от Степана Разина до ЦПКиО), Фурманова (от ЦПКиО до 8 Марта) и 8 Марта (от Фурманова до Радищева).

Лариса Бузунова  

Три или четыре года назад было принято решение закладывать велодорожки во все объекты ремонта и реконструкции улично-дорожной сети. И,собственно, это то, что мы сейчас имеем

На выбранных для объезда участках были обустроены велодорожки. Однако участники пробега не смогли спокойно переехать не только с одной улицы на другую, но и столкнулись с проблемами на самих трассах.

Так, при попытке пересечь 8 Марта — Щорса велосипедист сталкивается с двумя неприятными альтернативами: либо ехать по проезжей части, либо спешиться и перейти по подземному переходу. На участке по 8 Марта напротив Южного автовокзала трассировка велодорожки проведена слишком близко от пешеходной части. В результате велосипедисты порой не могут разминуться с идущими людьми.

На некоторых участках урбанисты не нашли ни разметок, ни дорожных знаков. Это позволило пешеходам считать дорожку частью своей территории.

Самым большим минусом существующей системы велодорожек Бузунова назвала перекрестки. По ее словам, до настоящего времени чиновники так и не разработали каких-либо решений для соединения маршрутов в местах пересечения улиц. В результате, как отмечает директор фонда, велодорожки представляют собой разорванные отрезки. Движение по ним превращается в бессмысленные поездки по кругу.

Не хватает стратегии и денег

В фонде «Город PRO» считают, что такая картина характерна и для остальных районов города. Причина этого, по мнению урбанистов, в отсутствии продуманного планирования при ремонте или строительстве улиц.

Реконструкция каждого объекта в городе, как полагает Бузунова, проводится как самостоятельный проект, который логически не связан со следующим. Это отражается на всей инфраструктуре улицы, включая велодорожки. В результате, все новые объекты в ходе ремонта появляются от случая к случаю.

Архитектор «Город PRO» Владимир Злоказов в свою очередь добавил к причинам, по которым в городе отсутствует единая сеть велодорожек, нехватку денег.

Владимир Злоказов  

Мы понимаем, что велодорожки строились в рамках отдельных проектов. В принципе понятно, что нужна единая сеть, но у города нет на это денег. То, что делается, делается в рамках существующих проектов. Где случилась реконструкция или строительство улиц, там что-то заложили

«Мы хотели сделать хоть что-то»

Хаотичное развитие дорожной инфраструктуры в Екатеринбурге наглядно можно увидеть на примере велодорожки, которую построили в ходе ремонта проспекта Ленина. Специалисты из «Город PRO» поссорились из-за этого объекта с мэрией еще на стадии проектирования.

После того как дорожку начали строить, к спору с чиновниками подключились общественники, а затем урбанисты из других городов. Главной претензией противников проекта была ширина трассы — около 80 см. На таком участке с трудом может проехать один велосипедист. О том, чтобы два участника движения могли на ней разъехаться, не может быть и речи.

Координатор проекта «РосЯма» Алексей Беззуб.  

Для убогих велодорожек на Ленина подходит только электросамокат

 

Ширина дорожки должна позволять комфортно ехать двум велосипедистам — так веселее ехать в компании (это важно) и это позволяет обгонять медленного человека на велосипеде. В итоге на главной улице города будет какой-то подиум для одинокого велосипедиста. Даже старые бордюрные камни больше этой дорожки», — поделился своими впечатлениями от велодорожки автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.

Первое время мэрия, отбиваясь от критики, ссылалась на ГОСТы. В конце сентября 2017 года глава комитета по благоустройству Тамара Благодаткова после очередного вопроса журналистов о велодорожке развела руками: «Мы хотели сделать хоть что-то».

Возможно ли создать сеть веломаршрутов?

По итогам субботнего объезда в фонде «Город PRO» пообещали разработать собственное решение проблемы по соединению разрозненных участков. Однако на примере споров о велодорожке на проспекте Ленина, урбанисты сомневаются, что в администрации города с ходу примут эти проекты.

По словам Злоказова, определенные надежды на развитие велодорожек в фонде были в те времена, когда пост замглавы администрации города по транспорту занимал Евгений Липович. В последние годы он благосклонно относился к идеям урбанистов. После его ухода в отставку в марте 2017 года отношения фонда «Город PRO» с мэрией разладились.

Владимир Злоказов  

Мы не смогли наладить такие же отношения с Евгением Архиповым (преемник Липовича — прим. ред.). Сам по себе проект велодорожек не заглох и не может заглохнуть после ухода одного чиновника. Эта идея уже заложена в стратегических документах. Но сейчас мы не знаем, какова позиция чиновников — сохраняют ли они статус-кво или они не желают с нами сотрудничать

В настоящее время общение между идеологами велодорожек и мэрией меньше всего напоминает конструктивный диалог. Так, для разрешения ситуации с той же велодорожкой на Ленина урбанисты предлагали хотя бы переделать ее. Глава комитета по благоустройству в свою очередь заявила, что если горожанам не нравится объект, мэрия может его просто демонтировать.

Мэрия отказывается от союза с общественниками?

РосЯма — это автоматизированный российский интернет-сервис отправки жалоб на дорожные ямы со значительной долей пользовательской активности; интернет-проект, созданный командой Алексея Навального(Фонд борьбы с коррупцией) для борьбы с дефектами дорожного покрытия

Ситуация с велодорожками помимо картины с развитием инфраструктуры показывает и другую тенденцию — взаимоотношение мэрии и общественности. До 2012 года «неравнодушные горожане» буквально воевали с мэрией. И основным полем битвы стали городские дороги. Достаточно вспомнить, как до 2012 года активисты «РосЯмы» боролись с чиновниками за качество улично-дорожной сети. Перелом произошел в 2013 году.

Координатор проекта Алексей Беззуб вспоминает, что в это время замглавы администрации города Евгений Липович пошел на контакт с общественниками. Постепенно наладился диалог и попытки совместно вести мониторинг ремонтных работ.

В некоторых случаях городские власти и активисты «РосЯмы» выступали союзниками. В основном это происходило, когда речь шла о дополнительном финансировании дорожного ремонта. Запросы мэрии о выделении денег активисты проекта подкрепляли автопробегами.

Со временем сотрудничество мэрии и общественников расширялось и достигло своего апофеоза в 2016 года, когда урбанистов привлекли к созданию транспортной реформы. Однако после отставки Липовича маятник качнулся в обратную сторону. От былого сотрудничества не осталось и следа.

Стороны вернулись к публичной полемике, в которой общественники обвиняют чиновников в некомпетентности. Представители мэрии в свою очередь либо стараются игнорировать эти упреки, либо отвечают в достаточно резкой форме.

По всей видимости, на фоне этого разлада Екатеринбург ожидает очередная серия спорных проектов, которые будут приниматься, не выходя за стены мэрии.

Сергей Беляев специально для «ЕАН».

Фото: Facebook Лариса Бузунова, Владимир Злоказов, Twitter Алексей Беззуб, pixabay.com

 

 

Комментировать