February 1, 2023, 12:05 PM
ЕАН

«Государство не доверяет педагогам»: директор екатеринбургской «Дягилевки» о фильтрации школьной программы

Директор Екатеринбургского гуманитарного лицея имени С.П. Дягилева Елена Трофимова прокомментировала ЕАН инициативы исключить некоторые литературные произведения из школьной программы. Она считает, что такая фильтрация вызвана некоторым недоверием государственной системы педагогам.

При этом Елена Трофимова уверена, что профессиональные учителя, которые высшей мотивацией своей работы считают предоставление ребенку возможностей проявлять свои лучшие качества, справятся с этой миссией. 

«В вопросах фильтрации литературы, учебников, источников информации для образовательного процесса ключевой параметр — цели такого деления и ранжирования. Мне, как бывшему чиновнику, как директору муниципального учреждения, фактически — представителю государства, — нельзя обойти стороной политические взгляды, идеологические установки, на которых такая фильтрация строится»,— отметила Елена Трофимова.

По ее мнению, это часть негласных правил игры, которые необходимо в конкретном месте в конкретное время соблюдать. Директор Дягилевского лицея полагает, что к такому фильтру надо подходить осознанно — «для чего ты это делаешь, и что ты получишь в результате».

«Фактически это не вопрос, какой текст должен или может предложить учитель для чтения, понимания своим ученикам. Это вопрос, как учитель умеет этот текст интерпретировать. Насколько он опирается на актуальные знания детей, как он воспитывает детей этим текстом,— отметила Елена Трофимова. — Хороший учитель всегда сделает так, как нужно: он знает, как интерпретировать текст для неокрепшего ума ребенка, чтобы он понял высшую ценность, заложенную автором».

Директор с сожалением отмечает, что не все педагоги обладают необходимой квалификацией, таким высоким моральным, ценностным уровнем.

«Такого просто не бывает, чтобы во всей России абсолютно все педагоги были высокоморальными ориентирами. Всегда возникает опасение, что кто-то, где-то кому-то скажет не так, и тогда… Именно отсюда и произрастает эта фильтрация. 

Чтобы избежать возможного, гипотетического, потенциального недопонимания, проще действительно исключить сам предмет. Так мыслит государство. Просто оно думает о пресловутой «средней температуре по больнице»»,— поделилась с ЕАН Елена Трофимова.

Но в своих педагогах она уверена.

«Я полагаю, что они сумеют правильно интерпретировать произведения, которые относятся к классике русской, советской литературы, так, чтобы дети вынесли из них большую правду. Подлинные моральные ценности: не убий, не укради, будь верным себе, будь верным Отечеству в том числе. Я считаю, что высшая задача учителя — быть рядом, чтобы ребенок смог проявить свои лучшие качества, и именно в этом контексте и должен формироваться подход к образованию»,— заключила Елена Евгеньевна. 

Напомним, в январе депутаты Госдумы от «Единой России» предложили исключить из школьной программы произведение нобелевского лауреата Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». По мнению парламентариев, школьники не должны изучать произведения, сюжет которых не соответствует действительности. Позднее было объявлено, что произведения Солженицына, в числе которых «Архипелаг ГУЛАГ», из школьной программы исключены не будут.

 «У детей больше ничего нет»: что думают екатеринбуржцы об исключении «Архипелага ГУЛАГ» из школьной программы. ВИДЕООПРОС 

Артем Рябов

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+