July 27, 2020, 11:45 AM
Анна Касюкова

Генеральный консул Германии в Екатеринбурге: «Несмотря на политические разногласия, в приоритете - сохранение культурных связей»

1 июля Германия на шесть месяцев стала председателем Совета Европейского союза. В условиях коронакризиса перед одной из самых сильных стран Европейского союза стоит главная задача - найти компромисс в особенно спорных вопросах, главным из которых становится справедливое распределение средств антикризисного фонда. Как пишут европейские СМИ, страны ЕС нечасто проявляют единство в обсуждении важных вопросов. При этом Германия поставила перед собой несколько особенно трудных задач, в которых планирует достигнуть консенсуса с партнерами по объединению. О том, что может принести России председательство Германии, почему страны ЕС пострадали от кризиса в разной степени и чего ждет Германия от России, чтобы начать инвентаризацию отношений, - в интервью Генерального консула Германии в Екатеринбурге Матиаса Крузе.

-          Как дела, господин Крузе?Матиас Крузе начал свою дипломатическую карьеру в 1993 году и за 26 лет службы успел поработать в разных странах, включая посольства Германии в Алматы, Риме, Бухаресте, Дохе, а также в Генеральном консульстве в Бостоне. В Екатеринбург он приехал из центрального аппарата министерства иностранных дел Германии в Берлине, где занимался вопросами экономического сотрудничества и развитием отношений со странами Центральной Азии.

-Всё хорошо, большое спасибо. Все сотрудники консульства здоровы, слава богу. Дела идут хорошо, и работа, как и прежде, доставляет удовольствие.

-      Несколько основных тезисов от генерального консула Германии на Урале по поводу вступления вашей страны на пост председателя ЕС. Почему это важно и что правительство Германии планирует делать, обладая этими функциями?

   - Германия взяла на себя функции председателя в Совете ЕС 1 июля. Именно сейчас Европейский союз стоит перед особенными вызовами. Девиз нашего председательства и его цель - сделать совместными усилиями Европу сильнее. “Совместными усилиями” – ключевой постулат.

Несмотря на то, что пандемия по-разному повлияла на отдельные страны Европейского союза, экономические и социальные последствия коснутся всех стран объединения. Нам удастся сделать Европу сильной только в том случае, если мы сумеем победить вирус, организуем инвестиции в экономику и одновременно усилим социальную сплоченность. 

Другими немаловажными проблемами являются изменение климата, цифровизация, перемены на рынке труда. Все это от Германии как от страны-председателя требует больших усилий в принятии непростых решений. Наша страна в рамках своего председательства собирается стать своего рода двигателем и модератором процессов, которые помогут решить эти проблемы и задачи. Мы будем наводить мосты, которые помогут жителям всех стран объединенной Европы.

- Какой план по борьбе с эпидемией? Что нужно сделать, чтобы не допустить новых волн коронавируса?

  - Пока мы еще боремся с пандемией коронавируса. Нам необходимо дальше проводить мероприятия, сдерживающие ее развитие. Основные усилия должны быть направлены на сбор информации и обмен опытом. Одна из приоритетных целей - разработка вакцины.

 -      Как с этим в разных европейских странах обстоят дела? Маски у вас носят?

- Ситуация в различных странах разная. Даже внутри самой Германии противоэпидемический режим зависит от решений правительства конкретной федеральной земли.Германия имеет федеративное устройство. Политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).  И интенсивность распространения коронавируса варьируется от земли к земле.

Мы считаем правильным, что политические решения – ужесточение или, напротив, послабление карантинных мер - должны зависеть в первую очередь от эпидобстановки.

-      Так и происходит в разных землях в Германии?

- Да, поскольку в Германии у федеральных земель есть полномочия, в том числе и в здравоохранении. Каждая земля сама решает, какие меры смягчать, а какие - ужесточать.

-      Ангела Меркель в своей официальной речи в Брюсселе призвала страны ЕС найти компромисс в переговорах о создании антикризисного фонда восстановления экономики. Какие разногласия между странами есть на этом этапе и как вы их пытаетесь решить?

- Для преодоления пандемии коронавируса необходимо предпринимать особые усилия. На протяжении всей эпидемии уже принимаются беспрецедентные меры. Среди них план по немедленному реагированию, принятый ЕС еще в апреле, включающий в себя программу экстренной финансовой помощи в размере 540 млрд евро на дотации, ссуды, необходимые для стабилизации экономики. Я имею в виду ссуды, выдаваемые европейским инвестиционным банком и краткосрочные финансовые дотации для компенсации неполного времени работы. Данная программа была запущена 1 июня.

-      Это значит, что если человек вынужденно работает по сокращенному графику, то остальную часть недополученной зарплаты ему компенсируют?

- Совершенно верно. Подобный механизм применялся еще до кризиса, но сейчас используется в более широком плане.

-  Хочу уточнить, правильно ли я поняла: правительство компенсирует гражданину ту часть заработной платы, которую он недополучил в связи со сложностями у работодателя?

- Верно, если предприятие из-за кризиса или плохой конъюнктуры на рынке не в состоянии выплачивать зарплату, то государства компенсируют часть зарплаты. Например, в Германии Федеральное агентство по трудоустройству компенсирует работнику от 60% до 67% той части зарплаты, которую он недополучил. Это действенный инструмент, который помогает предотвратить безработицу.

 -  Еврокомиссия предложила увязывать выплаты из антикризисного фонда с условием верховенства права в стране, которой выдается финансовая помощь. Что это значит? Что может происходить в стране, чтобы ей было отказано в дотациях?

- Сейчас нам необходимо в долгосрочной перспективе восстанавливать экономику, и по этому поводу федеральный канцлер Ангела МеркельА́нгела Дороте́я Ме́ркель действующий федеральный канцлер Германии с 22 ноября 2005 года. Первая женщина на посту федерального канцлера Германии. На последних парламентских выборах, состоявшихся 24 сентября 2017 года, партия Ангелы Меркель - Христианско-демократический союз (ХДС) - в блоке с баварским Христианско-социальным союзом (ХСС) набрала наибольшее число голосов.  и президент Франции Эммануэль Макрон сделали совместное предложение, которое до настоящего времени было немыслимым относительно размера и формы помощи. Они предложили дополнительно выделить 500 млрд евро для фонда восстановления экономики. В результате Европейский совет на внеочередном саммите глав государств и правительств, который проходил с 17 по 21 июля 2020 года, после интенсивных переговоров достиг соглашения по плану восстановления экономики. Это соглашение в рамках программы «Новое поколение ЕС» предусматривает выделение 750 млрд евро на восстановление европейской экономики, из них 390 млрд евро пойдут на безвозмездные дотации и 360 млрд евро - на кредиты. С этой целью Еврокомиссия уполномочена осуществлять заимствования средств на финансовых рынках от лица ЕС. Мы, Германия, выступаем за то, чтобы эти средства поступили как можно быстрее, чтобы принести максимальную пользу.

-  Вернемся к основному условию для получения финансовой помощи – в стране должно соблюдаться верховенство права. Что всё-таки это значит?

- Здесь речь идет о защите человеческих прав и свобод. Соблюдение принципа верховенства закона обеспечивает защиту основополагающих ценностей Европейского союза.

Это предоставление честных шансов политической оппозиции, соблюдение демократических правил, честное судопроизводство. Соблюдение принципов правового государства каждым участником в рамках Европейского союза и на территории своей страны является предпосылкой корректного оказания и предоставления им финансовой помощи. Европейская комиссия предложила связать выдачу финансовой помощи с соблюдением принципов правового государства в каждой стране. Мы считаем, что это правильный подход.

Европейский совет на своем внеочередном заседании особо подчеркнул важность уважительного отношения к принципам правого государства.

-   Поговорим про взаимоотношения с Россией в связи с заявлениями министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса об инвентаризации политики ЕС по отношению к РФ. Что это принесет обеим странам и как относятся к этому другие страны ЕС, есть ли единство в этом вопросе?

- Россия является большим и важным соседом для нас, и Германия как страна-председатель хочет найти путь к диалогу. Большой потенциал, который есть между Россией и Германией, в настоящее время ввиду конфликтов и ряда вопросов не может быть полностью реализован. Я имею в виду прежде всего неразрешенный конфликт между Россией и Украиной и нереализованные Минские соглашения.

Германия совместно с Францией длительное время выступает за решение этого конфликта в рамках Нормандского формата. Мы бы хотели видеть прогресс в разрешении этого конфликта. Для достижения этой цели необходимо, чтобы и Россия брала на себя ответственность. Несмотря на все перечисленное, в рамках председательства в Совете ЕС мы стремимся развивать отношения с Россией. Кроме конфликта с Украиной есть еще и другие нерешенные вопросы, которые осложняют эту задачу. Назову только ситуацию вокруг России в области кибербезопасности. Сейчас нам необходимо восстановить утраченное доверие и сформулировать общие интересы.

 Михаэль Туманн, «Die Zeit»: «Чемпионат мира - 2018 - это та открытая Россия, которую мы ждем»

-  Какими они могут быть?

- Мы верим, что глобальные кризисы, прежде всего пандемия коронавируса, требуют нового взгляда на наши отношения. Здравоохранение могло бы стать хорошей сферой для сотрудничества. Уже сейчас есть налаженные контакты между министерствами здравоохранения, нужно развивать это обоюдовыгодное сотрудничество. Мы считаем изменение климата совместным вызовом, имеющим особое значение для взаимоотношений ЕС и России. Перед Генеральным консульством на Урале стоит немаловажная задача сохранять контакты на общечеловеческом уровне, идентифицировать новые возможности к кооперации. В нашем консульском округе есть большой спектр таких коопераций в сфере культуры и экономики, которые мы бы хотели продолжить.

 Мехтильд Бауманн: «Интеграция мигрантов стоит миллиарды евро, но Германия - богатая страна и не должна капитулировать» 

 -  Одной из самых сложных для обсуждения тем наблюдатели считают реформу миграционного законодательства на территории Евросоюза. Почему?

- Политика в области миграции, предоставления убежища - это важная тема для Евросоюза. В настоящий момент неясно, как будет развиваться дискуссия по отдельным предлагаемым пунктам в этой области. Мы как страна-председатель видим свою задачу в обновлении миграционной политики и политики предоставления убежища.

-  В какой части?

Цель реформы - это соблюдение гуманитарных стандартов. Реформа должна позволить избежать чрезмерной нагрузки на отдельные государства, с чем мы сталкивались в предыдущие годы. Одна из задач – эффективное распределение беженцев по всем странам ЕС.

- Господин Крузе, вы готовы поговорить о том, почему в разных странах Европы был разный масштаб распространения коронавируса и разные последствия эпидемии?

- Вы правы, пандемия по-разному повлияла на страны ЕС. Для того, чтобы понять, почему это произошло, нам необходимо осмыслить причины этого. Процесс анализа полученных уроков уже начат. Германия как страна-председатель будет инициировать обсуждение этих вопросов в рамках ЕС. Это необходимо для выработки инструментов с целью преодоления будущих кризисов. Надо сказать, что коронакризис выявил и сильные стороны Европы. Европа как единое целое проявила себя солидарной. Я думаю, что ни один другой крупный регион мира не проявил такую сплоченность, как это было сделано в ЕС.

Я хотел бы еще пару слов сказать о том, как председательство Германии в Совете ЕС скажется на работе нашего представительства. Для нас важно рассказать жителям консульского округа о дискуссиях, которые будут проходить на заседаниях Совета ЕС. Все, кому интересны общественно-политические процессы, происходящие в Европейском союзе, смогут почерпнуть информацию об этом на нашем сайте и в социальных сетях.

Мне бы хотелось познакомить жителей Урала с Европейским союзом как институцией. Как он устроен и функционирует, какие задачи перед ним стоят. Мы готовы участвовать в обсуждениях и отвечать на все вопросы, которые есть по этому поводу у жителей нашего консульского округа. С коллегами из европейских стран, чьи представительства есть в Екатеринбурге, мы подготовили серию докладов на тему современной европейской политики. После летней паузы мы представим их в Ельцин Центре. 30 ноября в Свердловской филармонии состоится концерт Международного молодежного Чайковский-оркестра. В программе концерта прозвучит 9-я симфония Бетховена, финальная часть которой «Ода к радости» является гимном Европейского союза.

Несмотря на политические разногласия, повторю, сохранение человеческих и культурных связей – одна из приоритетных задач команды Генерального консульства Германии в Екатеринбурге.

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН
Комментировать