July 27, 2020, 08:38 AM
Александра Газизова

«Гомофобией власть отвлекает людей от настоящих проблем»: уральские трансгендерные люди - о новом законопроекте Мизулиной

В Госдуму группой сенаторов во главе с Еленой Мизулиной внесен пакет законопроектов, по мысли авторов, направленный на «укрепление традиционной семьи». Члены Совфеда утверждают, что его задача - запретить усыновление детей трансгендерными персонами. Де-факто же в случае принятия инициативы в России в принципе станет невозможной смена гендерного маркера во всех документах, а также вступление Т-людей в брак. 

Работает это так. Если законопроект будет принят в текущей редакции, то при смене пола ЗАГСы не смогут больше менять актовую запись, то есть человек не сможет получить новое свидетельство о рождении и паспорт. Причем коснется это не только тех, кто будет совершать переход после принятия закона, – в проекте прописано, что до 1 января 2022 года будут восстановлены старые акты о рождении трансгендерных людей (с биологическим полом). Им в обязательном порядке поменяют свидетельство — очевидно, в соответствии с полом, указанном в этом акте.

Если уйти от юридических формулировок – это значит, что государство вышвырнет Т-людей обратно в травматичное прошлое и заставит остаться в нем навсегда. 

Сами они столь патетически, конечно, не выражаются. Большинство из них не готовы ни выходить на акции протеста, ни даже называть свое имя в СМИ, рассказывая свои истории. Они просто хотят, чтобы их оставили в покое и дали жить, работать и строить семьи – которые, по сути, ничем не отличаются от так оберегаемых властями "традиционных”.

Анонимные монологи трех екатеринбуржцев, по которым может ударить законопроект, – в материале ЕАН.

Василий, 30 лет

Сколько я себя помню, никогда не ассоциировал себя с девочкой. В три года сказал родителям: «Заберите кукол, купите автомат, я буду мальчиком Васей». Пытался мочиться стоя, переодеваться в вещи отца. И да, уже с детского сада мне нравились девочки. В начальной школе отказывался надевать что-либо, кроме спортивного костюма.

А потом мамы не стало и появилась мачеха, которая серьезно взялась за мое воспитание. «Девочки так не пишут, девочки так не одеваются, девочки так не ходят…» И я сдался. Даже, помнится, брил руки, потому что для девочки на них было многовато растительности. И – провалился в страшную депрессию, причины которой не понимал. В итоге не выдержал, пытался свести счеты с жизнью, но меня откачали. После этого я понял, что жизнь, несмотря ни на что, люблю и буду выживать…

И в мою жизнь пришло виртуальное общение, в ходе которого я понял – вот здесь я могу попробовать быть собой. Причем получилось это случайно. Я общался в чате МТС – пытался знакомиться с парнями. Ведь у всех вроде как есть такое общение, значит, и мне надо. А с одной девушкой случайно вышла путаница: она приняла меня за парня, пыталась общаться соответствующе. Я не стал разубеждать. С этого момента начался мой путь к «понимаю, что со мной происходит, почему я отличаюсь от остальных».

Таких девушек за несколько лет было несколько. Мы могли живо общаться до года, потом они начинали давить, требовать встречи. Но на тот момент я думал об этом с ужасом. 

Кстати, параллельно я пытался строить «нормальные» отношения с парнями в офлайне. И четко понимал – это не мое.

С будущей женой я познакомился тоже в вирте. Мне на тот момент было 15, ей - 18. Мы нашли друг друга в бегущей строке для желающих познакомиться на «Четвертом канале». И я оборвал с ней общение, как и с остальными, когда она начала настаивать на встрече. Но она меня не забывала и через несколько лет написала вновь. К тому моменту я, видимо, уже был готов – подумал, была не была. Увидев меня, она удивилась, конечно, сильно. Но на ее чувствах это никак не отразилось.

И в желании сделать переход она меня сразу поддержала. 

Потом – комиссия для согласования смены пола. Так, как на приеме у психиатра, я не рыдал никогда в жизни. Врач сразу сказал – это оно, да. В дальнейшем транссексуализм подтвердила комиссия в полном составе. C этим проблем у меня не было. Многие говорят, что проходят комиссию годами. У меня же она заняла месяц.

Затем – заместительная гормональная терапия (ЗТГ, она продолжается до сих пор и не закончится никогда. В дни, когда я ставлю укол, всегда чувствую себя не очень, может подняться температура). Параллельно попытался поменять документы. Дошли с отказами до Верховного суда. В итоге сменить паспорт удалось только после операции – и то, я считаю, мне повезло, что удалось избежать повторного суда, в ЗАГСе пошли навстречу.

До 2018 года документы транслюдям меняли только через суд, но уже два года в России есть прогрессивная процедура смены гендерного маркера в документах. Сейчас для этого требуется только заключение специальной комиссии, без всяких дорогостоящих медицинских вмешательств. 

С учетом бюрократических проволочек переход занял три года. Поначалу, когда только начинал принимать тестостерон, сидел дома. Потом внешность изменилась, получил документы, устроился на работу. Поженились! Жизнь налаживается.

И вот – этот законопроект. Хотя, если честно, я на 90% уверен, что принят он не будет. Депутатам просто нужно выставлять каждый год громкие законопроекты, если они ничего не выдвигают, то их в отставку убирают. 

А вообще обычно подобные законопроекты появляются после «активных войн» – и мне это очень не нравится. К примеру, после того, как в Cанкт-Петербурге пришли бракосочетаться две девушки в подвенечных платьях, закрыли самую крупную медкомиссию. Думали ли они о других ребятах, которым жизненно важно было пройти эту комиссию? Нет. Они думали только о себе. А новую инициативу я связываю с ситуацией с активной демонстрацией перехода при наличии усыновленных детей (история Юлии Савиновских, - прим. ЕАН). Я не думаю, что многие одобрят мои мысли, да и не хочу. Но я смотрю всегда с двух сторон. Мы взрослые люди и все должны брать ответственность не только за себя, но и за других людей. А мы часто ведем себя как дети. 

Ни к какому «активному сопротивлению», протестам я не готов. Зачем? Жизнь одна. Нет времени тратить ее на войну. Мне сайт создавать нужно новый, рекламу запускать, по всем этим моментам я изучаю много книг, плюс маркетинг, мне нужно уделять время жене, доделать ремонт в квартире. Помочь родителям жены вспахать поле. Я себе уже все доказал, мне другим что-то доказывать не нужно… И если история все же будет развиваться по негативному сценарию – мы просто уедем из этой страны. Моя специальность позволяет работать из любой точки мира.

Алексей, 35

Я себя ощущал тем, кто я есть, всегда. Я твердо знал, что я мужского пола, а не женского и тем более не третьего пола. Комиссию прошел в 2015 году для того, чтобы подтвердить диагноз F86 (транссексуализм, - прим. ЕАН). Я знал, что я готов. И уже на тот момент не называл себя в женском роде. И люди, которые меня окружали, меня поняли и приняли. 

После прохождения комиссии я подавал заявление в ЗАГС, где мне было отказано в замене. И только через суд мне поменяли документы. На момент замены документов я был на ЗГТ. И моя внешность уже полноценно была мужской. Все мои новые друзья, знакомые не догадываются, что я родился другого пола. Да и зачем это им нужно. 

С моей супругой мы познакомились еще до начала процедуры смены документов и ЗГТ на работе. До нее были отношения с женщинами, каждые длились 3-4 года. С женой мы вместе прошли через все испытания. Мы вместе 7 лет. Нашему браку 1,5 года. Живем в полном взаимопонимании, поддерживаем друг друга и очень счастливы.

Вообще не могу сказать, что в жизни часто сталкивался с гомофобией. Все мои друзья остались со мной и после перехода, очень были рады за меня. С родителями очень хорошие отношения. С окружающими если и были столкновения, то связанные с недопониманием из-за внешности и документов.

А этот законопроект – да, бьет под дых. Если наш брак признают незаконным, то это сильно осложнит жизнь. Как в фильме, например: жили две женщины долго и счастливо. Одной не стало. А на нее оформлен дом. После вторая вернулась домой, а там уже родственники умершей оценивают имущество. 

И, несмотря на это, с пикетом точно не выйду. Будем жить дальше. В нашей семье ничего не поменяется. Все же в целом брак - это то, что придумал социум, а семья - это нечто большее. Переезжать тоже не хочу. Люблю то место, где живу, и дело, которым занимаюсь. Хотя если государство продолжит действовать в такой логике, то может дойти и до запрета воспитывать детей и хуже. А детей мы хотим. Где грань, после которой я допущу мысль об эмиграции или активном сопротивлении? Пока не могу ответить на этот вопрос. 

А вообще не думаю, что ситуация долго будет развиваться по утопичному сценарию. Все поменяется к лучшему. Все мы не вечны. И мы с вами, и люди в правительстве. А толерантных людей все больше.

Интерсексы - еще одна категория людей, которая пострадает в случае принятия скандальных поправок. При этом, судя по высказываниям депутатов, они просто не подозревают об их существовании.

Интерсекс-люди – люди, рожденные с половыми признаками, не подходящими под описание типичного мужского или женского тела. Это может проявляться не только в анатомии, но и на уровне хромосомов. Например, обычный на первый взгляд мужчина может иметь набор XYY или XXY (обычно – ХY, - прим. ЕАН) и не знать об этом. Некоторые рождаются с нестандартными гениталиями. У некоторых могут быть отличия в гонадах – половых железах. Например, у девушки в животе могут обнаружиться не опустившиеся яички или может не быть матки.

Интерсекс - это собирательный зонтичный термин, вбирающий в себя около 40 вариаций. И многие из них влекут за собой серьезные проблемы со здоровьем, калечащие операции, зависимость от искусственных гормонов.

Виктор, 23

Моя репродуктивная система отличается от традиционной. Предварительный диагноз – нарушение формирования пола неуточненное, кареотип 46XY. Сейчас я готовлюсь работать со специалистом, который, надеюсь, сможет определить вариацию однозначно. 

Первый раз я пошел в комиссию в 19 лет, и мне отказали именно из-за наличия интерсекс-вариации. Уже после я узнал, что это не исключительный случай, зачастую в комиссиях для получения диагноза трансексуализм интерсекс-людям приходится замалчивать о своих вариациях. Очевидно, что в этом есть глубокое противоречие здравому смыслу. Но зачастую врачи не обладают достаточной компетенцией, чтобы вникать в такие нюансы, и им куда проще отказать. Тем более процедура половой переквалификации для интерсекс-людей в РФ нигде четко не прописана. Сейчас готовлюсь к следующей комиссии. Начинаю принимать гормоны. 

Никогда в сознательной жизни не воспринимал себя по приписанному женскому полу, просто по умолчанию эта мысль казалось мне странной. Презентовал себя в обществе как парня начиная лет с 10-12.

Не могу сказать, что в жизни много сталкивался с гомофобией. Ранее детство провел в Германии, там вообще все было спокойно. А потом, в России, меня гнобили скорее из общей ксенофобии и некого национализма, из-за того, что у нас в народе есть стереотип немцы = фашизм. 

Чаще я вижу гомофобию со стороны, то есть это касается моих знакомых, или просто слышу какие-то истории. При этом я довольно часто могу общаться и находить общий язык даже с гомофобно настроенными людьми и в каких-то случаях даже просвещать их. Но бывает, что я сталкивался с трансфобией и убеждениями типа «тебе никогда не стать настоящим мужчиной». Еще я как-то был волонтером, и там попалась очень своеобразная женщина, которая решила заставить меня одеться «по паспортным данным». В итоге я отказался от участия.

А вот законопроект, о котором мы говорим, может создать действительно серьезные проблемы. Сейчас я состою в довольно долгих отношениях с девушкой, мы хотим пожениться после перехода. А если его примут, то я, получается, буду ущемлен в правах просто из-за того, что родился таким. Случись что, не смогу попасть даже в отделение реанимации к своей девушке, мы не сможем оформить ипотеку и усыновить ребенка, если это понадобится. А если родим своего, то юридически он не будет моим наследником. За что это все?

И почему это вообще происходит в 21 веке?

Я думаю, что прежде всего это связано с возрастом тех людей, что сидят «у руля». У них свои нравы, воспитание и мировосприятие. Поэтому отчасти их общая необразованность в данной теме и нежелание впитывать и узнавать что-то новое прямо и отражается на создании таких проектов. А касаемо ретрансляции в общество волны гомофобии – думаю, это метод отвлечения людей от настоящих проблем. Который хорошо коррелирует с уровнем жизни и образованием.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+