March 5, 2024, 09:27 AM
Мария Трускова

Госрегулирование цен на такси может привести к убыткам: мнение главы таксопарка Екатеринбурга

Госрегулирование цен на услуги такси может негативно отразиться как на водителях, так и на пассажирах. Такое мнение в беседе с ЕАН выразил директор «Первого таксомоторного парка» Екатеринбурга Петр Новиков, комментируя соответствующую инициативу ФАС.

Как уже сообщалось, Федеральная антимонопольная служба на прошлой неделе выразила недовольство сервисом «Яндекс Такси» из-за исключения водителей из системы, методов ценообразования и размеров комиссионных. В течение 2023 года ФАС получила свыше 300 обращений, касающихся цен на транспортные услуги и блокировок аккаунтов водителей и клиентов в приложении «Яндекс GO». А 28 февраля председатель правительства России Михаил Мишустин попросил главу ФАС Максима Шаскольского взять на отдельный контроль ситуацию с агрегаторами такси, маркетплейсами и другими онлайн-платформами.

«Скорее всего, у ФАС могли возникнуть вопросы к «Яндекс Такси», потому как он имеет большую долю рынка. Но это, прежде всего, агрегатор, есть и другие игроки. Сейчас много говорят про госрегулирование цен на такси, но пока непонятно, что конкретно подразумевается под этим понятием? Если заставить агрегатора опустить стоимость проезда в такси до, например, 100 рублей, то и водители, и арендаторы машин уйдут в убыток и попросту не будут работать. Услуги такси не будет. Если же встать на сторону таксистов, затраты у которых в последние годы кратно выросли, и повысить стоимость поездок – уйдет основная масса пассажиров. Тогда водители опять же останутся без работы», - говорит Петр Новиков.

Он считает, что сегодня на рынке наблюдается нормальная коммерческая ситуация. Слишком низкими цены на такси просто не могут быть в современных реалиях.

«Нужно учитывать, что за последнее время расходы на автомобили, автозапчасти кратно выросли. Наш таксопарк сегодня приобретает машины по цене в 2-3 раза выше, чем 3-4 года назад. 

Например, мы взяли в лизинг китайский Geely на три года и сейчас платим за него более 100 тыс. рублей в месяц. А ранее мы брали в лизинг машину на два года и платили по 35-50 тыс. в месяц, причем покупали уже годами проверенные авто известных брендов. Сейчас на рынке появляются машины пока еще неизвестных нам производителей, мы не знаем, сколько они прослужат, как часто потребуется ремонт. Это станет понятно только через 3-4 года» - говорит Петр Новиков.

Он отмечает, что ежемесячный лизинговый платеж за новые авто не покрывает прибыль, которую приносит сдача машины в аренду. Кассовый разрыв закрывается благодаря прибыли от других, уже выкупленных таксопарком машин. Те таксисты, которые работают в качестве самозанятых или ИП на своих автомобилях, несут аналогичные расходы на запчасти, покупку новых машин. И если расходы на приобретение и обслуживание автомобилей выросли в 2-3 раза, то средняя стоимость поездок за последнее время увеличилась не так заметно.

Что касается высоких цен на перевозки в непогоду, на которые, как правило, и жалуются пассажиры, то тут также срабатывают законы рынка. Число заявок в такое время возрастает, но нужного количества такси, чтобы быстро удовлетворить все запросы, просто нет. 

«То есть, например, идет дождь, с одной улицы поступает 20 заявок, а машин на этом участке всего две. Тогда робот в «Яндекс. Такси», которому абсолютно без разницы, какая погода, автоматически начинает повышать стоимость, и в короткий срок уезжают те люди, которые готовы заплатить обозначенную цену. Это так же, как с самолетами: чем ближе дата вылета, тем дороже авиабилет. Поэтому в сложившихся условиях не совсем понятно, как ФАС намерена регулировать цены. Думаю, что к этому вопросу нужно подходить крайне аккуратно», - резюмирует Петр Новиков.

Отметим, что ранее аналогичное мнение выразил и председатель общероссийской общественной организации содействия защите прав пассажиров «Объединение пассажиров» Илья Зотов. Он заявил, что, если в России начнут искусственно удерживать цены на такси, услуга частной перевозки может стать недоступной.

 ФАС намерена добиться прозрачности цен на такси  

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+