June 24, 2022, 01:29 PM
ЕАН

«Говорим, что у нас все хорошо, но ничего хорошего нет»: крупный челябинский бизнес пожаловался на беспрецедентные убытки

Сегодня, 24 июня прошло заседание Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области. В начале губернатор Алексей Текслер выдал длинную речь о сложных временах и поддержке предпринимателей, затем глава Минпрома ЧО Павел Рыжий рассказал о мерах поддержки бизнеса. А потом предприниматели, немного заикаясь, вытирая пот со лба платочками признались: «как быть дальше мы не знаем, того, что предлагает государство – мало». 

Мы приводим почти дословные речи трех бизнесменов. Металлург жалуется на акцизы и простой производственных площадей, надеется, что получится хоть чуть-чуть заработать. Директор крупной обувной компании не понимает, как можно выполнять все условия государства и конкурировать с некачественным, но дешевым «ширпотребом» из-за рубежа. Депутат Госдумы подчеркивает необходимость отмены ряда «строгостей», чтобы дать бизнесу возможность выжить. 

Председатель Совета директоров «Магнитогорского металлургического комбината» Виктор Рашников.

Придумали акциз на сталь. Я раньше понимал только акциз на курево и алкоголь. Ввели. Этот акциз привязан к экспорту, мы уже третий месяц вообще ничего не грузим! Ладно, когда грузили… представляете миллиард? Это же фонд оплаты труда комбината! У нас (чиновники – прим. ЕАН) уже потеряли ориентиры. Министр промышленности – за, министр экономразвития – за. Нам говорят: «Вы – металлурги, вы хорошо зарабатываете». Мы прошлый год зарабатывали… а сейчас, скажу откровенно… в мае рентабельность была 4% (в 2021 году – 20%), если в июне мы сделаем плюс 1% – это будет хорошо. Страшно – мы так никогда не работали. 

И объемы: вместо миллиона тонн, которые мы делали в прошлом году, на который рассчитана компания, в июне мы грузим 600 тысяч. Работаем на 55%. Никакой прибыли, ну хоть бы в ноль – мы как будем людей содержать (55 тыс. людей из которых на самом комбинате 17 тыс. человек)? Для того, чтобы заниматься инвестиционной программой, которую мы сегодня имеем, надо по рентабельности иметь минимум 15%, нужно 7-8 миллиардов зарабатывать, содержать объемы, которые у нас есть!

Мы уже в минус ушли, такого, как сейчас не было! В минус ушли, потому что цена на внутреннем рынке еще раз упала на 17%, что дальше будет – не знаю. Вроде говорят, да, все будем смотреть, но вот этот вот акциз... Мало того, что нас тут под санкции загнали, для нас курс доллара должен быть минимум 70 рублей. Мы стоим, не проходим на экспорт, ни единой тонны не отгружаем!

 Это какое-то издевательство, вот честное слово! У нас нет объемов! Президент дает команду, чтобы обратили внимание на металлургов, и все думают, что завтра все восстановится, но это же не так!Акциз и налог на добычу полезных ископаемых надо убирать. Они снизят цены, мы хоть как-то будем проходить. Это какой-то коллапс, который надо понемножку останавливать. Как дальше быть? Я не знаю, для меня это необъяснимо, каждый день это говорим, и ничего не двигается. Почему так уверены, что мы переживем? Только и говорим, что у нас все хорошо, а что хорошего? Ничего хорошего нет! Мы всякие кризисы переживали, но с таким я впервые сталкиваюсь».

Генеральный директор обувной компании «Юничел», вице-президент Российского Союза кожевенников и обувщиков России  Владимир Денисенко

Санкции со стороны европейских стран поставили отрасль на грань выживания. Резкий рост цен на сырье, ограничения, запрет импорта ряда химических материалов, финансовые потери из-за сложностей с логистикой, удорожание кредитов привели к удорожанию производства. Но при таком курсе очень трудно конкурировать с импортом –  это может сильно подорвать позиции легкой промышленности. В особенно сложном положении оказались предприятия отрасли, которые по критериям не попадают под малый и средний бизнес, при том, что объемы их производства составляют порядка 50% от общего по отрасли.

Здесь Владимир Денисенко подчеркнул, что правительства и РФ, и региона действительно помогают предприятиям, выделяя льготы, но этого не достаточно. 

Но я должен сказать, что кредитование в настоящих условиях для предприятий легкой промышленности очень сложное, потому что требуется жесткий залог, а оценки доходят до смешного! Например, главный корпус нашего предприятия напичкан оборудованием на сотни миллионов долларов, евро, а оценка Сбербанка – 50 млн рублей. Как в таком состоянии предприятиям кредитоваться? Поэтому нужны беззалоговые кредиты или кредиты, которые обеспечатся гарантией государства!

Сегодня предприятия легкой промышленности России и кожевенно-обувной отрасли выпускают только 20% от объема потребления в стране, а 80% потребности населения закрываются за счет импорта.

В случае обострения со странами-импортерами (Китай и Юго-восточная Азия) мы можем остаться разутыми и раздетыми – и гражданское население и армия! Это не чипы какие-то сложные! Легкая промышленность должна хотя бы 50% потребности закрывать! Для этого нужна государственная программа. На региональном уровне всяческая поддержка тоже нужна. 

Сегодня, нет условий для рентабельной работы предприятий. Мы не просим ничего: лишь помогите создать условия! В Китае: НДС 13%, налоги на предприятия в три раза меньше. А в Европе предпринимателей защищает система «RICH» (жесткие условия по поставкам продукции). Конечно, они конкурентоспособны, они нас подрывают! У нас же отменили даже контроль по формальдегиду: вези все! И везется токсичная, вредная продукция – и никто не может это прекратить. 

Ввели маркировку под предлогом обелить продукцию легкой промышленности. В итоге наше предприятие понесло огромные затраты. На каждые 50 копеек, которые мы за марку отдаем предпринимателю, мы были вынуждены вложить 50 рублей затрат, что бы обеспечить эту маркировку, которая на самом деле ничего не дает. Зато в Челябинской области, массы «Низких цен», «Планет», огромных рынков которые продают китайский ширпотреб, поддельные марки. А запрет на контроль в торговле, запрет на контроль в малых-средних предприятиях, который позволяет бесконтрольно завозить продукцию. Таможенная граница у нас тоже открыта. Нужно наводить порядок! Это огромные налоги, огромные сборы, по НДС мы не добираем. Поэтому мы просим, нас поддержать и создать условия для предприятий легкой промышленности, аналогичные конкурентам. 

Наше предприятие в результате оборонной работы, сегодня лучшее в отрасли, и мы производим 10 % от кожаной обуви в России.

Мы своим трудом доказали, что можем делать модную, красивую, достойную обувь и она востребована покупателем, она продается 650-ти магазинах в том числе и в Казахстане (100 магазинов практически). Работаем в ноль! И только за счет субсидий, которые мы получаем, выходит прибыль. Не должно быть так!Нужно рассмотреть вопрос на уровне правительства РФ и принять программу безопасности, принять программу развития отросли. Конкретными мерами наполнить, а не просто фразами. Мы готовы работать на увеличение, потому что понимаем, что это все для страны. Но нам нужны условия!

Депутат Государственной думы Валерий Гартунг (семья владеет ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» - прим. ЕАН).

Залоги – это серьезная проблема, потому что банки действительно обесценивают в ноль предприятия. Попробуйте за 50 млн построить что-то. Чтобы построить здание, о котором мы говорим, без оборудования даже, минимум миллиард нужен, а оценивают в 50 млн. Понятно, что нужна поддержка со стороны государства. По всем проектам импортозамещения, где у нас есть реальные возможности в течение ближайшего периода заместиться, нужно антидемпинговые пошлины вводить, нужно следить за дырами в законодательстве.

Техническое регулирование – тоже серьезная задача. «Юничел» все стандарты выполняет, а конкуренты из Китая завозят продукцию, к которой нет никаких требований, они ничего не платят. И ладно Китай. Например, Дагестан. Как мы можем внутри наше российское законодательство разделить. То есть, существуют предприятия, которые вообще ничего не платят, а есть Денисенко, который платит все налоги. Ну как они будут конкурировать? Поэтому надо с этим что-то делать.

Ну и маркировка, лишние затраты – это достаточно серьезная проблема. Обсуждаем: вплоть до моратория на маркировку, тормознуть на определенный срок. Иначе мы домаркируемся до того, что маркировать будет уже нечего. 

Важна социальная поддержка поддержка граждан. Нужно меры социальной поддержки продвигать, потому что это спрос на продукцию сельского хозяйства, на продукты питания, в конце концов на одежду и обувь. Это все внутренний спрос! Им не до «Dolce&Gabbana», а вот покупать качественную продукцию, которую мы здесь можем произвести, вполне по силам будет!

Еще я остановлюсь на некоторых необходимых мерах поддержки. Возмещение затрат 20% на покупку нового оборудования (региональная программа) – мне кажется, достойна, чтобы стать федеральной. Очень хорошая инициатива, буду ее предлагать дальше.

Страховые взносы под 15% для МСП есть, а для всех остальных – нет. Как бизнес будет конкурировать с компаниями, которые по признакам в МСП попадают и у них ставка 15% к страховым платежам, а у него 30%? У него доля фонда для оплаты труда достаточно существенная. Это касается любого предприятия, у которого максимально добавленная стоимость, которая создается гражданами (стало быть фонд оплаты труда у тебя больше, отчисления больше в социальные фонды, и, значит ты,  менее конкурентоспособный по сравнению с теми, у кого льготная ставка). Ну давайте мы на федеральном уровне этот вопрос будем решать!

Источник фото: Магнитогорский рабочий, unichel.ru.
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+