October 10, 2023, 11:00 AM
ЕАН

Хирург русской души: об Алексее Балабанове и новом фильме его памяти. Трейлер

На прошлой неделе в широкий прокат вышла картина Константина Смилга, посвященная известному уральскому режиссеру Алексею Балабанову. Документальный фильм «Балабанов. Послесловие» приурочен к 10–летней годовщине его смерти (Балабанов умер 18 мая 2013 года – прим. ЕАН). В фильме-разговоре собраны отрывки последних интервью выдающегося кинематографиста, публике представлены дневниковые записи знаменитого уральца. Специальный корреспондент ЕАН Павел Пивоваров посмотрел фильм и вспомнил культовые ленты уральского режиссера.

Важно отметить, что фильм состоит из разговоров с режиссером, когда сам Балабанов думал, что камера выключена. Спустя 10 лет отрывки были смонтированы и сложены в картину. Всю свою жизнь Балабанов был закрыт для публики. Он никогда не рассказывал ни о замыслах, ни о съемках, ни о выборе актеров и уж тем более не объяснял смысл той или иной картины. Только однажды, за два года до смерти, чудом впустил к себе домой репортеров - поговорить о личности Сергея Бодрова для фильма «Где ты, брат?». Во время этого разговора был накоплен материал для дока, вышедшего спустя десятилетие.

Во всех фильмах Балабанова прослеживается любовь к несистемному. Чаще всего героями его фильмов становились бандиты («Брат», «Брат 2», «Жмурки», «Кочегар»), архитекторы («Мне не больно»), даже просто бродяги («Брат», «Я тоже хочу»). Балабанов-демиург был тонким психологом. Он словно рисовал жизненные полотна при помощи людей, порой очень страшно, даже беспощадно к зрителю, стараясь показать изнанку жизни. Акцент при этом делался на самые темные стороны. Но автор фильмов показывал людей, преступивших закон, настолько обаятельными и даже героическими, что к ним проникались симпатией. 

В последние годы жизни Алексей Балабанов часто говорил, что не любит людей и укрывается от них дома.

«У меня нет круга общения, я редко выхожу из дома, не поддерживаю старых знакомств и терпеть не могу пустопорожних разговоров», - говорит в фильме Смигла Балабанов.

Ему всегда хотелось показать жизнь настоящую, вопреки картинкам из телевизора, где шли смешные и беззаботные передачи и фильмы, когда на улицах творилось страшное. Он стремился вытащить спящего обывателя из уютного кресла, заставить его задуматься о философских категориях с помощью ужаса, а порой и через отвращение. 

Отдельной темой для Балабанова была политика. В «Грузе 200» он показал всю свою нелюбовь к СССР. Пострадавшую от насилия девочку в опасности оставляет парень в футболке с аббревиатурой советского государства, а истязает ее силовик. 

В фильме «Брат 2» находит отражение тема разломанного панславянского мира. Режиссер скорбит о положении сербов на Балканах, усилении позиции США в мире. Он напрямую говорит, что американцам мы можем противопоставить нашу главную силу - правду. Балабанов становится пророком: за Севастополь украинцы действительно ответили - Крым сейчас в составе России.

В фильме Смилга один из главных мотивов: подлинный художник - это бессребреник. Таким и был Балабанов. Он не знал и не интересовался, что и сколько стоит в магазинах. Деньги на жизнь и творчество для него находил его друг и продюсер Сергей Сельянов.

Бодров-младший и Балабанов работают над сценарием первой части фильма «Брат»

При просмотре фильма-разговора становится понятно, почему после 2002 года фильмы Балабанова стали намного мрачнее, чем были. До самой своей смерти провокативный автор кинокартин тосковал по погибшему Сергею Бодрову и его съемочной группе (при сходе ледника в Кармадонском ущелье погибли более 40 человек). Именно Балабанов показал Бодрову–младшему Кавказские горы, которые его погубили.

В последние годы жизни Балабанов уже не хотел снимать, так как был уверен, что кино - это энергия, и тем, кто старше 50 лет, кино делать не стоит. Если в творце заканчивается энергия, ему нечего переносить в фильмы.

Прославленного уроженца Свердловска (Екатеринбурга) из-за мрачности сюжетов называют порой русским Тарантино. Я же полагаю, что Балабанов - это хирург русской души. Он показал через экран непредсказуемость нашего человека, всю глубину его тоски, любви и что зачастую в его жилах, когда особенно тяжело, течет не кровь, а водка.

Докфильм «Балабанов. Послесловие» идет в четырех кинотеатрах Екатеринбурга. Расписание ближайших сеансов можно найти в поисковиках в сети Интернет.

Павел Пивоваров специально для ЕАН.

 

 

Источник фото: источник фото: kino-teatr.ru, uznayvse.ru, трейлер фильма
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+