August 29, 2022, 11:04 AM
ЕАН

Кладбищенские истории Первоуральска: как мрачный бизнес становится политическим

На рынке похоронных услуг Первоуральска после почти четырехлетнего затишья грянул новый передел. Многие считают, что предпринимателям-похоронщикам помогают представители правоохранительных органов. Подробности - в материале ЕАН.

Четыре года тишина была относительной. Под ковром кипели страсти

Период законности и относительного спокойствия длился на похоронном рынке Первоуральска около четырех лет, пока работал руководитель ПМКУ «Ритуал», муниципального казенного учреждения, отвечающего за работу кладбищ, Анатолий Никитин. Относительным спокойствие было потому, что законность не устраивала некоторых участников рынка, которым более по нраву «мутная вода» и возможность «порешать вопросы», расширив рамки законности. Например, сделать захоронение на закрытом кладбище – это не очень законно, зато дефицитно и потому очень дорого. Было. До Никитина. А при Никитине прекратилось. 

Те участники рынка, которые зарабатывали на сомнительных похоронных услугах, пытались Никитина «снести». Это было шумно, однако снос не удался: компромата на чиновника Никитина не смог нарыть никто. Увольнение же чиновника, который навел порядок в похоронном деле, без компрометирующих сведений, видимо, показалось властям опасным.

Массированные бомбардировки прокуратуры, полиции и администрации Первоуральска жалобами на Никитина также не возымели действия: проверки проходили и показывали, что чиновник действует по закону и в интересах службы. Более того, выяснилось, что курирующий заместитель нынешнего мэра Первоуральска давно и тесно связан как раз с недовольными похоронщиками. Эта весьма сомнительная активность старых друзей заместителя главы города привела к его замене на другого человека.

Участники рынка считают, что наибольшую активность в попытке «реставрации» порядков времен «мутной воды» проявляли люди, так или иначе связанные с группой «Похоронных домов» Первоуральска, принадлежащих ИП Доронину.

По мнению участников рынка, когда смещение с должности Никитина по отрицательным мотивам не удалось, предприниматели-похоронщики, желающие вернуть прибыльные «доникитинские» времена, решили пойти другим путем. Поговаривают, что долгое время коммерсанты искали способы повлиять на администрацию города, в ход шли и угрозы, и щедрые посулы.

Судя по всему, «нарыть» компромат на Никитина не удалось ни участникам похоронного рынка, ни властям, поэтому похоронному топ-менеджеру просто не продлили контракт.

После того, как не продлили контракт Никитину и место руководителя ПМКУ «Ритуал» стало вакантным, на этот пост была назначена главный бухгалтер доронинского «Похоронного дома». Началась активная подготовка этого главбуха на должность руководителя ПМКУ, но, как сплетничают в администрации, «вдруг» оказалось, что у кандидата нет высшего образования.

В общем, когда оказалось, что этот ставленник «Похоронного дома» не проходит по анкетным данным, мэр назначил на должность руководителя ПМКУ Гусельникова Евгения Александровича, бывшего участкового полицейского. 

Участковый полицейский не «младший милиционер», а ключевая для «похоронщиков» фигура

Для обывателя участковый – это своего рода «младший милиционер». Человек, который занимается всякими мелочами, типа вечернего шума или пьяных внутрисемейных конфликтов.

Однако на самом деле участковый – это тот, кто и приходит к умершим и их родственникам. Таким образом, участковые – те, за кем похоронщики ведут активную охоту с целью привлечь к сотрудничеству. И часть из них на такое сотрудничество идет – оказываясь связанными неформальными, но выгодными нитями с «похоронщиками». А особенно высоко ценятся у похоронщиков руководители участковых, которые могут обязать своих подчиненных направлять родственников умерших в конкретные похоронные фирмы.

По слухам от наших источников в полиции, у Евгения Гусельникова, вероятно, исторически сложились тёплые отношения с «Похоронным домом». Что интересно, говорят, что Гусельников уволился из полиции, совсем немного не дослужив до «планового» выхода в отставку, и якобы именно для того, чтобы занять должность руководителя ПМКУ «Ритуал».

С приходом Гусельникова в кресло руководителя ПМКУ «Ритуал», по слухам, которые ходят среди участников похоронного бизнеса в Первоуральске, произошел ряд серьезных изменений. Некоторые из них, возможно, имеют потенциал вылиться в уголовные дела, в том числе и против действующих сотрудников полиции.

В частности, на похоронном рынке Первоуральска сплетничают, что якобы участковые полицейские могли получить негласное указание отправлять родственников всех умерших в спешно созданную частную контору предпринимателя Дивичука, которая вывесила вывеску «Городская ритуальная служба». 

«Городская ритуальная служба» - это именно на вывеске указано.

А в чеке – предприятие ООО «Комбинат Специализированного Обслуживания» (ИНН 6450111745) из города Саратова. При этом юридический адрес саратовского предприятия: г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., 223/231, пом. 3, а в чеке адрес – г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 10. Директором этого «саратовско-екатеринбургского» предприятия, выдающего чеки в Первоуральске, числится господин Дивичук Сергей Георгиевич.

Вот так выглядит в официальной базе данных Контур.Фокус сведения о возглавляемых им сейчас и в прошлом предприятиях.

Также, по данным системы Контур.Фокус, ООО «МУП»Ритуал», возглавляемое Сергеем Дивичуком, ранее называлось ООО «Ритуал Хелп».

Отметим, что в 2017 году издание Ura.ru описывало в статье «Попавшийся дондик из «Ритуал Хелп» угрожает женщине. Жертвы черных похоронщиков пикетируют их офис» деятельность ООО «Ритуал Хелп», возглавляемого господином Дивичуком, следующим образом:

«Агентство «Ритуал Хелп» регулярно попадает в криминальные новости и скандалы. Например, «URA.RU» сообщало, что сотрудник компании подозревается в краже денег из квартиры клиента. Известно, что «Ритуал Хелп» входит в преступную группировку «Дондики», по делу которой сейчас идет суд».

«Они приезжают, представляется нами, нашими именами и фамилиями и от нашего имени оформляют свои похороны с завышенными ставками. У нас 30-35 тысяч — полный пакет, а они с людей берут по 180-190 тысяч. Год назад мне изрубили машину топорами. Преступники были пойманы с поличным, сказали, что это заказ с Белореченской, 10», — рассказал URA.RU оформитель похорон ЕМУП «Комбинат спецобслуживания» Аркадий Хорошенко.

СМИ сообщают, что Сергей Дивичук был сотрудником отдела полиции № 14 в Екатеринбурге. Источники в Первоуральске уточняют, что он был связан с системой взаимодействия участковых и похоронщиков.

Так или иначе, но Дивичук возглавил после увольнения из полиции именно похоронную фирму.

 URA.ru называло Дивичука в числе организаторов взаимодействия полицейских с похоронщиками и резюмировало: «Тесные взаимоотношения с правоохранителями позволяли полукриминальным структурам конкурировать с цивилизованными игроками рынка ритуальных услуг. В первую очередь за счет оперативного получения от коррумпированных полицейских данных о трупах».

В этой связи назначение руководителем ПМКУ «Ритуал» бывшего участкового полицейского и слухи о том, что якобы участковых в Первоуральске заставляют направлять поток умерших в фирму другого бывшего полицейского, да еще имеющую выраженный сомнительный след, по данным СМИ, заслуживают, на наш взгляд, самой тщательной проверки компетентными органами. 

Тем более, если подтвердятся слухи о некоторых захоронениях, возможно, проводимых вопреки действующему законодательству.

При этом первоуральский «Похоронный дом», как полагают участники рынка, выступает в качестве условно говоря «субподрядчика» для фирмы Дивичука. «Похоронный дом» в связке с компанией Дивичука, говорят, оформляет документы на копку могил, копает могилы. А непосредственно компания Дивичука в Первоуральске торгует атрибутикой: венками, гробами и др.

«Городская ритуальная служба», как считают участники рынка, может выступать «интерфейсом» между участковыми полицейскими и «похоронщиками». «Похоронщиков» это устраивает, потому что вроде как это не они делают захоронение, если оно оформлено, мягко говоря, не совсем корректно: с формальной точки зрения, им дали документы и сказали копать согласно этим документам. Они и копают. 

В итоге, в Первоуральске, по мнению участников рынка, стремительно формируется монополия отдельных похоронщиков, развивается ниша, очень похожая на коррупционную, а население пострадает от значительного роста цен на похоронные услуги, т.к. монополия ведет к этому абсолютно неизбежно. 

Первые признаки того, что нынешние «приближенные» к бывшему участковому, а ныне руководителю ПМКУ «Ритуал», похоронщики намерены получать сверхдоходы на убитых горем первоуральцах, уже отмечаются участниками рынка. 

Так, например, Анатолий Никитин официально добавил большой участок земли к главному городскому кладбищу. До этого расширение территории кладбища в быту называли «закрытым», на самом деле оно было не совсем закрыто: разрешались новые захоронения только для близких родственников, в оградке. До прихода Никитина на пост руководителя ПМКУ этот дефицит официальной возможности захоронений обеспечивал недобросовестным похоронщикам крупные барыши. После расширения территории Никитиным это ограничение было снято, городское кладбище снова функционирует в полном объеме. Однако от родственников умерших, как говорят участники рынка, некоторые похоронщики пытаются скрывать, поддерживая ставшую ложной версию дефицитности услуги по захоронению на нем.

ЕАН будет следить за развитием этой истории.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+