August 23, 2019, 06:17 AM

«Лечите свою гомофобию!»: как реагировать, если ребенок сказал это. Мнение психофизиолога

Гомосексуальность в подростковой среде – тема пограничная и дискуссионная. В интервью ЕАН психолог Елена Долбина заявила: число школьников, заявляющих, что они «не такие», растет, но на самом деле это лишь мода на необычность и попытки найти себя. С этим тезисом согласны не все. 

Представители Ресурсного центра ЛГБТ в Екатеринбурге попросили высказаться дружественного им специалиста. На вопросы, заданные нами Елене, в этот раз ответила Анна Гизуллина, психофизиолог, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ.

- Говорят, что за последние пару лет число подростков, которые заявляют о своей нетрадиционной ориентации, выросло в разы. Причем это не только старшеклассники, но и дети 12-13 лет. Почему так происходит?

- Сходная ситуация наблюдается не только в отношении гомосексуальности. Исследователи в начале 20 века считали, что левшей в мире около 3%. В 80-е годы количество взрослых левшей в России оценивалось как 10-12%, а среди детей школьного возраста их насчитали больше 15%. Сейчас исследователи говорят об «эпидемии леворукости», по их данным, каждый пятый школьник пишет левой рукой. Конечно, это не болезнь и вовсе не дань моде, это показатель возросшего внимания развитых культур к индивидуальным особенностям и потребностям развивающейся личности. Леворуких детей больше «не лечат» от леворукости, не переучивают и не наказывают за нее ни учителя, ни родители.

Дети и подростки в цивилизованных странах тоже не бьют и не дразнят леворуких одноклассников. Левшество перестало считаться «клеймом дьявола» или нарушением развития головного мозга – сейчас это просто более редкий вариант нормы, причем не менее адаптивный в современных технологических условиях, поэтому люди больше не боятся и не стесняются использовать собственные руки так, как им это естественно.

То же самое можно сказать и в отношении переживания подростками собственной сексуальности.

- В чем схожесть этих явлений? 

- Дело в том, что еще совсем недавно подобные темы ни в семье, ни в СМИ вообще никак не обсуждались. Никакой полноценной научной информации о своей эротичности и сексуальности подростки нигде не получали. С самого раннего детства наши дети находятся в реальности единственно возможной формы романтических отношений между людьми – это гетеронормативные отношения. Все сказки, книги и фильмы рассказывают только о любви между представителями разных полов. О других вариантах романтических привязанностей либо им было вообще ничего неизвестно, либо они представлялись им преступными и патологическими одновременно. Удивительно ли, что если подростки и даже взрослые люди ощущали в себе чувства к людям своего пола, то они старались тщательно это скрывать?

Один из наших опросов, в котором принимали участие более 200 российских ЛГБТ-граждан, показал, что только 8% опрошенных указали, что они полностью открыты перед всем своим окружением. Перед родными, близкими и членами своих семей открыты не более 15% опрошенных, а перед друзьями и однокурсниками - около 34%.

Так что совсем неудивительно, что количество молодых людей, совершающих каминг-аут, растет. Чем более просвещенным и толерантным будет общество, тем большему количеству детей и подростков не надо будет скрывать свои чувства и тревоги от родителей, учителей и психологов.

- Можно ли сказать, что то, что происходит до 20 лет, в том числе в плане сексуальности, - это поиски самого себя?

 - Поиски себя человек продолжает всю свою жизнь, и это касается самых разных аспектов его личности. Но это вовсе не означает, что человек при этом испытывает «псевдочувства». Люди дружат, влюбляются и расстаются – все эти чувства вполне настоящие. Истинность чувств и переживаний никак не различается в зависимости от пола влюбленных.

 - С какого возраста надо говорить с детьми о сексуальности?

-Ответы на эти вопросы надо давать по мере их поступления. А именно с дошкольного возраста, и использовать для этого самый лучший мировой опыт и соответствующую возрасту современную научно-популярную литературу о физиологии и психологии человека.

- Что отвечать, если ребенок младшего школьного возраста спрашивает, кто такие люди нетрадиционной ориентации?

-Что формулировка этого вопроса некорректна – она отражает только традиционность существующих предрассудков. С самых давних времен люди испытывают любовь и нежность к друг другу и хотят быть вместе – строить семью. И эти отношения очень важны для людей вне зависимости от их пола, и это совершенно нормально.

Навязывание стереотипов «традиционной женственности» и «крутой маскулинности» вовсе не обеспечивает «традиционных предпочтений», а напротив, может травмировать подростка тем, что его родные не принимают его таким, какой он есть. Женственность и мужественность в традиционном представлении отнюдь не связаны с сексуальной ориентацией. Воспитанный и вежливый мужчина с рыцарским поведением может иметь любую сексуальную ориентацию, так же как и решительная, спортивная девушка, обожающая мотоциклы и другую технику. Уровень интеллекта, качество образования, профессиональные предпочтения, музыкальные вкусы и особенности диеты и телосложения никак не связаны с сексуальной ориентацией человека.

Утверждения о том, что сексуальную ориентацию можно чем-то скорректировать в подростковом возрасте, никак научно не обоснованы. Вряд ли тут поможет «харизматичный тренер» или музыка Высоцкого, равно как и любые другие средства от «традиционных психологов».

- Если подросток приходит и прямо говорит родителям, что он нетрадиционной ориентации, как они должны реагировать на это?

-Точно так же, как если бы они узнали, что их ребенок левша или имеет не тот тип темперамента, какой они от него ожидали. Просто принять это как вариант нормы. А если это им по какой-либо причине трудно, обратиться за помощью к квалифицированному психологу. За помощью в первую очередь для самих себя, чтобы справиться со своей гомофобией.

Александра Газизова 

Фото: pixabay.com, science.urfu.ru

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+