October 5, 2021, 12:41 PM
Елена Мицих

«Люди не встроились в систему». Николай Шиманович – о кадровых решениях в Катав-Ивановском районе

Новым главой Катав-Ивановского района полгода назад стал Николай Шиманович. До этого, около двух лет назад, он получил известность в регионе как один из победителей конкурса на пост главы Челябинска. Тогда депутаты проголосовали за другого конкурсанта – Владимира Елистратова. Ранее Шиманович был помощником прокурора, главой ЗАТО Трехгорный, адвокатом Челябинской областной коллегии адвокатов. В интервью ЕАН он рассказал об основных городских проблемах, формировании команды и своих политических взглядах.

«Гораздо проще принимать решения, когда ты не приближен к территории»

– Когда вы шли на пост главы района, наверняка было понимание специфики территории: вы работали главой города Трехгорный. Какие основные пять проблем вам уже удалось решить?

– Во-первых, наладить контакт с жителями. Первое время, когда я приезжал в населенные пункты района, люди выходили посмотреть на меня. Им было в диковинку видеть руководителя и иметь возможность пообщаться, задать вопросы. Прежние власти этого практически не делали. Сейчас население нам доверяет. Я веду социальные сети, люди могут задать вопросы и получить ответы.

Во-вторых, выстраиваю отношения с депутатами. Раньше было большое противостояние. Считаю важным наладить конструктивный диалог.

В-третьих, заканчиваю формирование команды. Вышла на работу первый заместитель. Мы с ней работали в Трехгорном, она хороший специалист. Кандидат на должность заместителя по имуществу, финансам и экономике тоже на стадии согласования с областью, затем приступит к работе. В настоящее время прошел конкурс на замещение вакантной должности заместителя по социальным вопросам. Выиграл достойный кандидат.

На мой взгляд, это очень кропотливая работа, потому что кадры решают все, а учитывая, что зарплаты небольшие в муниципалитете, специалистов найти очень сложно.

Четвертый момент – удалось наладить отношения с министрами, с заместителями губернатора. К сожалению, пока не было личной встречи с Алексеем Леонидовичем (Алексей Текслер, губернатор Челябинской области – прим. ЕАН), но в формате видеоконференции мы общались, он задавал абсолютно адекватные вопросы. Мне есть с чем сравнивать. Я работал с Петром Ивановичем Суминым – он губернатор народный, от Бога. Алексей Леонидович – очень системный, понятный. Приведу пример. Мой инструктор по вождению, профессиональный гонщик, говорил: у тебя никогда не будет аварий, если окружающие будут понимать, что ты делаешь. Для меня понятно, что делает губернатор и его команда, контакт налажен.

И пятое (хотя, конечно, сделано уже гораздо больше) - удалось формализовать работу. Я профессиональный юрист и для меня если есть документальное подтверждение, судебная практика, закон, то надо идти этим путем. К сожалению, некоторые вещи, и я говорю даже не о серьезных нарушениях, делались потому, что так хотелось. Первое время я часто слышал фразу от своих сотрудников: ну раньше же мы делали по-другому, почему сейчас так. Приходится объяснять, что теперь будем делать так, как сказано в законе.

– Не получается ли, что люди будут чувствовать себя роботами и перестанут проявлять инициативу, предлагать интересные решения?

– Творческий процесс в рамках разумного никто не отменял. Надо думать! Вот один из насущных вопросов: сегодня есть бесхозные газопроводы. Это источник повышенной опасности, их надо узаконивать. Есть аналогичные постройки на территории района. Стараемся этот вопрос урегулировать.

– Вы сказали о своем общении с населением. А требуете ли вы этого от глав муниципалитетов внутри района? Контролируете ли вы ситуацию, чтобы жители не обращались за решением мелких проблем к губернатору или президенту, а имели возможность решать вопросы на местах?

– Естественно! И я стараюсь переформатировать это общение. На начальном этапе приходилось видеть: когда идет обращение о том, чтобы дорогу заасфальтировать или трубопровод восстановить, даем ответ за моей подписью, что мы это сделаем до 1 августа. Наступает начало сентября, приходит человек снова, а вопрос не решен. Я пытаюсь донести до глав, что если вы не смогли что-то сделать, то ваша прямая обязанность – дать человеку понять, что вы про него не забыли, объяснить, почему проблема не решена, дать второй срок.

 Люди не любят, когда их обманывают, тем более - в мелочах. Поэтому сейчас идет процесс замены глав. Поменяли главу Юрюзани, в Серпиевке сейчас конкурс проходит. Это происходит не потому, что там плохие люди, а потому, что они не встроились в систему. Мы встретились, я дал понять, что в таком режиме работать не получится, и руководители приняли решение по собственному желанию уволиться.

– Бытует такое мнение, что после перехода от выборов к конкурсу глав произошла их отстраненность от населения. Поскольку решение приняли депутаты, то люди и спросить с главы не могут. Как вы видите эту ситуацию?

 – Мне задавали такие вопросы, когда я шел на конкурс по выбору главы Челябинска. На прямых выборах есть опасность, что победит «кот в мешке». Человек может и не понимать, куда идет, а на каком-то популизме или технологиях избирается. Потом он может не состояться как руководитель. А конкурс создает определенный фильтр. Дальше все зависит от человека. Ведь даже самый открытый, «народный» человек может вступить в должность и сильно измениться. И наоборот. Тут еще важна позиция вышестоящих руководителей.

– Кстати, о выборах. Вы на своей странице в соцсетях рассказали, что проголосовали по открепительному в Катав-Ивановске, по месту работы. Как вы сами ощущаете, где ваш дом сейчас?

– Первое время на встречах с жителями и коллегами я говорил «Трехгорный». Прошло полгода, ситуация меняется. Мой первый заместитель работала вместе со мной еще в Трехгорном. Как-то мы ехали туда, и она заметила: есть такое ощущение, что мы в гости едем. Но конечно, в Трехгорном я очень много времени провел, там узнаваемость по социологии более 90 процентов. Пока этот город мне ближе, при этом я искренне говорю, что считаю себя жителем Трехгорного, но работать в Катаве мне проще, потому что здесь нет своего бизнеса, нет «своих» депутатов или глав поселений – для меня они все равны. Гораздо проще принимать решения, когда ты не приближен к той или иной территории.

– Вы не планируете вступить в «Единую Россию»?

– Если это произойдет, это будет не от души. Как юрист, я уверен - исполнительная власть должна быть в стороне от этих процессов.

– Каким образом вы ищете компромисс в отношениях с депутатами, с оппозицией?

– Я не состою ни в одной из партий, и пока от меня этого не требуют. У меня столько власти и возможностей, что я могу быть «над схваткой». Я встречался с группой оппозиционных депутатов. Говорю: вот вам не нравятся действующие руководители, председатель [Собрания депутатов], но у меня есть ресурсы, чтобы какие-то ваши идеи реализовать. Так какова же ваша цель? Они отвечают: мы хотим поменять председателей. Задаю вопрос снова: чего вы конкретно хотите? Может быть, чтобы бюджет был не социально направленным, или, условно, планируемая дорога проходила другим маршрутом? Так аргументируйте. Но я чувствую, что людям проще критиковать, чем предлагать.

В итоге договорились, что мы постараемся, чтобы они влились в ту структуру, которая сегодня существует, и внутри работали.

– Как думаете, эти активисты вас услышали? И могут ли они пойти против вас?

– Они говорили, что против меня есть заговор. Но, если я все буду делать правильно, мне все равно, кто какой заговор устраивает. Главное - самому не подставиться. Думаю, меня услышали.

– Учитывая вашу позицию по многим политическим вопросам, в вас тоже есть дух бунтарства? – Это видно по моему аккаунту в YouTube, особенно в прошлом году, когда была пандемия. Меня даже в следственный комитет вызывали и говорили: аккуратнее на поворотах.

Примечание редакции. В 2020 году в своих видеокомментариях Николай Шиманович, на тот момент адвокат, рассказывал о том, что указы Президента России о нерабочих днях в связи с пандемией нарушили трудовой кодекс и вызвали немало вопросов и проблем у работодателей и сотрудников организаций и предприятий. Решения высших органов власти он тогда назвал незаконными и необдуманными.

«Работников не прибавляется»

– Катав-Ивановский район – это красивый горный ландшафт, уникальные маршруты, горнолыжный комплекс на горе Завьялиха. Реально ли туристической отрасли занять серьезное место в экономике муниципалитета?

– Туристическая деятельность для меня - совершенно новое направление. Эта отрасль развивается. Огромное спасибо «Зигальге» (новый национальный парк - прим. ЕАН), которая заходит на федеральном уровне. У нас есть особо охраняемые природные территории, которые сегодня находятся в стадии формирования.

Когда трассу М-5 сделают четырехполосной от Уфы до Челябинска, то Юрюзань, которая находится рядом с трассой, тоже будет развиваться. При поддержке губернатора и областного правительства в ближайшие 3-4 года мы должны построить областные дороги до этих развивающихся локаций. Турпоток может увеличиться в разы. Люди на этих территориях смогут иметь доход от своих хозяйств. Тем более важно, что губернатор принял решение оставлять весь налог от самозанятых людей в районе.

– Недавно вы выложили в социальных сетях фото с заместителем министра экономического развития Андреем Минченко (курирует сферу туризма - прим. ЕАН) после совместного посещения знаковых туристических мест. Наверное, обсуждали как раз развитие этой отрасли?

– Андрей Николаевич неоднократно у нас бывал, обсуждаем развитие. И Егор Ковальчук (заместитель губернатора Челябинской области, курирует экономическое развитие региона - прим. ЕАН) нас поддерживает. Областные власти знают красоты нашего края, понимают их потенциал. Это Катавка, Тюлю, Серпиевка – просто загляденье.

– Какие еще предприятия могут дать рост экономике района?

– Мы работаем в рамках трехсторонних комиссий, выстраиваем партнерские отношения с нашими предприятиями. Это «Прибор», Катав-Ивановский цементный завод, литейный завод и «Смарт» (производство семечек). «Смарт» имеет основную площадку в Златоусте, это вполне самостоятельное предприятие. Учредителем цементного завода раньше был Сбербанк, теперь это заграничный оффшор. Чем мы можем ему помочь? Даже чтобы зайти на это предприятие, нужно согласовать пропуск. Литейный – тут тоже произошли серьезные изменения после того, как Антипов и Аристов (бывшие владельцы холдинга «Ариант» Юрий Антипов и Александр Аристов - прим. ЕАН) поделили бизнес. Наше производство перешло к Антипову. Компания самостоятельно формирует свои заказы, повлиять на них я не могу. Такая же ситуация на «Приборе» - они пытаются на федеральном уровне получать контракты. Я провел переговоры с руководством оборонного предприятия в Трехгорном о том, чтобы они могли наладить совместное производство гражданской продукции. Далее их общение пойдет на уровне руководителей предприятий.

К сожалению, других крупных производств у нас нет, будущее района - средний и мелкий бизнес.

– Какая работа ведется в этом направлении?

– Со средним бизнесом мы работаем. Помогаем с предоставлением по аукциону земельных участков. И бизнес, соответственно, идет нам навстречу. При подготовке к зиме многие выделяли транспорт безвозмездно: экскаваторы, бульдозеры.

Относительно поддержки самозанятых мы ведем работу через центр занятости населения, начиная от разъяснения и до помощи в получении финансовых преференций по федеральным программам.

Бывает, люди говорят: надо бы тот или иной завод возродить. Но дело в том, что люди не остаются жить в малых городах. У нас прошлом году, хоть он и был пандемийным, смертность превысила рождаемость. Молодежь уезжает, старшее поколение выходит на пенсию. В итоге, хоть и увеличили пенсионный возраст, работников не прибавляется. Поэтому сложно говорить о крупном производстве. А вот малый и средний бизнес развивать более реально. И тут, опять же, перспективное направление – туризм.

– Благодаря рельефу и климату есть возможность вести эту деятельность круглогодично?

– Конечно. У нас есть поселок Бедерыш. Там снега всегда выпадает в разы больше, проходят российские соревнования по катанию на снегоходах. Пока по туристическому направлению мы проседаем весной и осенью.

– Кстати, а какова судьба вашего бизнеса – юридической организации?

– Я приостановил деятельность своего адвокатского кабинета. Но в случае чего в любой момент могу вернуться в адвокатуру. Если говорить откровенно, я работал в прокуратуре, был главой Трехгорного, сейчас Катав-Ивановского района, но мне больше нравится адвокатура, потому что там и свободнее, и спокойнее. Здесь сложнее, но интереснее.

– Не думаете в будущем снова попробовать вернуться в Челябинск, например, при следующем конкурсе на должность главы?

– В 30 лет была эйфория, когда я был готов и в Москву переехать. В истории с Челябинском произошло стечение обстоятельств, когда мне предложили участововать в конкурсе. Тогда планировалась смена губернатора (Бориса Дубровского – прим. ЕАН). После вступления в должность главы района меня спрашивали журналисты: вот вы пробовались в главы Челябинска, затем Катав-Ивановского района – вам не все равно? Я тогда честно сказал: мне все равно. Мне интересно, силы и здоровье позволяют. Возможно, будут еще предложения, но для начала нужно здесь наладить работу.

«Жить лучше в малых городах»

– Вы сказали об оттоке населения. Это проблема многих муниципалитетов. Ее пытаются решать на уровне региона: «подъемные» для молодых специалистов, другие программы. Но сегодня люди обращают внимание и на качество окружающей среды, и на развитость инфраструктуры, наличие соцобъектов. Что наиболее актуально для жителей Катав-Ивановского района, чтобы они могли и хотели здесь оставаться?

– У жителей есть мечта – иметь свой физкультурно-оздоровительный комплекс. История длится уже лет 20. Пора реализовывать, и мы уже это запланировали. Должно получиться место для занятий спортом, плавания, можно будет секции организовать. Ждем экспертизу, в областном бюджете уже заложены деньги на 2022-23 годы. Это важный проект. Понятно, что надо и дороги, и канализацию ремонтировать – это никогда не закончится. Но такие проекты как ФОК станут центрами притяжения.

К сожалению, произошел рост цен на стройматериалы и подрядчик оказался не слишком надежный, поэтому перенесли на следующий год строительство культурно-досугового центра «Маяк». Раньше был такой Дворец культуры, который пострадал после землетрясения. И вот мы создали спортивное ядро: площадку для занятий футболом, баскетболом. Рядом с ним и строим этот культурно-досуговый центр: первый этаж будет под спортивные, второй – под культурные мероприятия.

И у нас буксует капитальный ремонт в больницах в Юрюзни, Катав-Ивновске. Нет желающих зайти на этот подряд. Но я уверен, что мы это реализуем. Главное, чтобы были специалисты, которые заинтересованы не только в работе, но и вообще в жизни в районе.

Кстати, на одном из областных совещаний Алексей Текслер сказал: обращайте внимание на мигрантов, которые готовы принять гражданство и находиться на территории. Еще до этого нам удалось договориться с тремя хирургами из Кыргызстана. Это отличные специалисты, они уже спасли жизнь врачу челябинской областной больницы, который был в Катав-Ивановском районе, его успешно здесь прооперировали. Он до сих пор благодарит за это.

– Эти специалисты готовы остаться здесь на постоянной основе?

– Да, они перевозят свои семьи, получили «подъемные», служебные квартиры. Так что это путь, по которому можно идти – привлекать специалистов, которые не избалованы красотами больших городов. Хотя все относительно. Со стороны кажется, что в миллионнике хорошо, а на самом деле туда хорошо съездить в театр, например, а жить лучше и комфортнее в малых городах.

– Говоря о комфортности среды: в социальных сетях встречаются вопросы населения по работе общественного транспорта. 

– Как и в ситуации с крупными предприятиями, развитие общественного транспорта – не наши полномочия. Но мы можем создать более комфортные условия, например, дополнительные остановки, организовать ремонт и благоустройство дорог.

Мы провели переговоры с частным бизнесом, в ближайшее время в Катав-Ивановске откроется автовокзал. Он будет с залом ожидания, кассами, туалетом. Перевозчики будут арендовать это помещение. Сейчас люди ждут транспорт на улице и в дождь, и в снег.

Но надо понимать, что транспорт – это бизнес. Вот идет маршрутка от Катав-Ивановска до Юрюзани, у нее есть определенные остановки. Люди задают здравый вопрос: а почему бы ей не заехать в больницу и не забрать людей. С житейской стороны это правильно, так надо сделать. Но перевозчик говорит: у нас между городами маршрут, и если мы будем заезжать в больницу, то начнут возмущаться те, кто работает внутри города, потому что они потеряют доход. Логистика просчитана, но пассажирам не всегда это понятно. Стараемся договариваться с перевозчиками.

– Как выстраиваются отношения с депутатами Заксобрания и Госдумы? Есть ли от них какая-то поддержка населения?

Александр Решетников - наш депутат, он реально оказывает помощь некоммерческим организациям. Мы выделенные с его помощью из бюджета деньги направили на замену окон в школе Тюлюка. От Госдумы помощь оказывает Олег Колесников, начиная от каких-то мелочей до глобальных вопросов, например, помощь во взаимодействии с замгубернаторами.

А вообще, хотелось бы больше полномочий, но бюджет района - дотационный. 

 Бывший мэр челябинской запретки стал главой района 

Блиц

– Самая полезная книга в вашей жизни…

– Книга Дейла Карнеги. Самый важный момент – история о том, как он грустный переходил дорогу, а ему навстречу ухал безногий улыбающийся инвалид. Тогда он понял, что у него все хорошо, надо двигаться вперед.

– Ваш девиз…

– Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

– Ваши идеальные выходные…

– Когда с супругой и с собакой, и не отвлекают по работе. Когда работал в адвокатуре, не различал дней недели, выстраивал график. Сейчас понимаю, что пятница – конец недели.

– Ваша Родина дала вам возможность…

– Закончить школу и поступить в тот вуз, в который я хотел, заниматься любимым делом. Мне даже некоторые замы губернатора говорят: вы странный, вы не туда попали. Я с ними в чем-то согласен, потому что, например, не голосовал за Путина в 2018 году, у меня был другой кандидат, но его избрало большинство, и я его уважаю и готов исполнять его указы и поручения. Я был противником внесения изменений в Конституцию, как юрист понимал, что порядок нарушен. Но Конституция в таком виде принята, и ее нужно исполнять. Люблю Родину за то, что она дала мне возможность самореализоваться.

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+