April 3, 2019, 09:31 AM

Мусорный день Алексея Текслера

Врио губернатора Челябинской области посетил предприятие, перерабатывающее десятки тысяч тонн мусора ежегодно. Журналистов собирали на выезд довольно рано — к 08:00. Однако уже к 07:30 возле входа в здание правительства области стояла очередь из нескольких десятков человек, по виду совершенно не имевших отношения к масс-медиа. Как выяснилось, это были дольщики компании «Речелстрой», пришедшие передать свои личные обращения к новому врио губернатора. И обязательно зафиксировать, что их обращения приняты.

Стоявшая ближе всех к двери в правительственные коридоры бабушка почем свет ругала предыдущего главу региона Бориса Дубровского: «С 2016 года мы ждем! Обещали, но так ничего и не сделали, дома стоят!»

И ее можно было понять.

Между тем, помня про непредсказуемость Алексея Текслера в выборе маршрутов поездки, журналисты начали волноваться. Не знали они и то, куда поедет господин Текслер на этот раз. В конце концов, сошлись на том, что чуть пораньше на работу придет вице-губернатор Сергей Шаль, курирующий проблемы обманутых дольщиков. Благо живет совсем рядом — метрах в 500 от здания правительства. Кстати, после выяснилось, что так оно и было — дольщиков пустили внутрь, приняли, объяснили, что могли и как могли, успокоили.

Автобусы с журналистами подъехали к территории предприятия «Втор-Ком», что в промзоне недалеко от Цинкового завода. Предприятие известно довольно давно, его основная сфера — переработка вторичного сырья (в основном бытовых отходов) и выпуск на его основе самой разнообразной продукции — от нетканых материалов до гидроизоляции, синтетического волокна и гофрокартона. Журналистов высадили из автобусов аккурат между складированными паллетами с сырьем — непереработанными пластиковыми бутылками. Судя по характерному запаху, паллеты эти прибыли совсем недавно с пункта сортировки мусора.

В затянувшемся больше чем на час ожидании врио губернатора медийщики развлекали себя чем могли: фотографы искали все новые ракурсы непереработанного сырья, остальные либо строчили что-то в Telegram-каналы, либо просто пытались немного поспать.

Компания известна давно, с начала 2000-х годов, и бизнес этот, по сути, семейный — приехавшего наконец-то Алексея Текслера встречали Михаил Рузбин и Дина Грибанова, руководители «Втор-Кома», и дети основателя компании Рафаила Рузбина. От областных чиновников было все «экологическое крыло» — вице-губернатор Сергей Сушков, министр экологии Сергей Лихачев и неизменная «говорящая голова» министерства Виталий Безруков.

Алексея Текслера провели практически по всей технологической цепочке — от цеха, где пластиковые бутылки измельчались в мелкую крошку, после чего она промывалась и сушилась, в цеха, где из переработанных бутылок делают геотекстильные нити, затем — где из них уже изготавливаются синтепон, термовойлок, геотекстиль самых разных видов, тепло- и гидроизоляционная продукция…

Производство, за исключением цеха первичной переработки, производило в целом приятное впечатление: грамотно организованный конвейер, производственные линии в основном из французского и немецкого оборудования, рабочие в спецодежде. Только вот о чем говорили Алексей Текслер и Михаил Рузбин, слышно решительно не было — все забивал шум оборудования. К счастью, рядом была Дина Грибанова.

«Мы входим в пятерку самых крупных компаний в стране, — сообщила она. — За год перерабатываем около 20-25 тыс. тонн пластиковых бутылок, 15-18 тыс. тонн макулатуры, а еще текстиль, упаковка, прочий пластик… Всего на площадках в Челябинске и Копейске работает около 500 человек».

Самое интересное из рассказа госпожи Грибановой — то, что, оказывается, в нашем забитом мусором городе компании «Втор-Ком» отчаянно не хватает сырья. Возили и возят его и из других городов и даже из других стран — Казахстана, Киргизстана.

«Была даже как-то поставка из Владивостока, — заметила, улыбаясь, госпожа Грибанова. — Что поделать, у нас, к сожалению, практически все, что потребляют, предпочитают сразу свозить на полигон и укатывать катками и бульдозерами, не сортируя».

«А вот это геотекстиль, который используется в дорожном строительстве, его укладывают как один из слоев покрытия. Он хорошо пропускает влагу и способствует долговечности всего полотна. У нас в Москве много заказывают. В Челябинске? Нет, не используют», — расстроила Грибанова. 

Что же, с визитом Алексея Текслера положение дел может измениться.

Вообще со сбытом у предприятия и сейчас все неплохо — на рулонах с готовой продукцией были заметны эмблемы дочерних структур «Газпрома» и «Роснефти», а еще мебельщики, легкая промышленность, строительная отрасль. Но руководители «Втор-Кома» уверяют, что готовы кратно увеличить объемы переработки, тех же бутылок готовы перерабатывать не 20, а 100 тыс. тонн в год. Готовится к введению и новая производственная линия в Копейске.

Возможно, они бы начали это делать и раньше, но, по словам представителей компании, вышел небольшой конфуз с технопарком «Малая Сосновка», где они за долгое время так и не смогли получить технические условия для получения электроэнергии. В этот момент где-то икнул вице-губернатор Руслан Гаттаров, так много сил отдавший «Малой Сосновке». И ладно бы был толк.

Алексею Текслеру увиденное явно понравилось. После завершения экскурсии он минут десять увлеченно разговаривал с Михаилом Рузбиным и Диной Грибановой. Выяснял нюансы, спрашивал про перспективы. После чего сказал журналистам, что выступает против простого захоронения отходов и из мусора надо извлекать пользу. Именно раздельный сбор мусора и его последующая максимальная переработка — будущее для Челябинска и других городов области.

Кажется, всем нам пора заводить в квартирах разные ведра для разных отходов. И складировать все это на дворовых площадках также раздельно. На самом деле это очень правильно. Как говаривала в одном старом рекламном ролике советско-американская рок-звезда Джоанна Стингрей «Не надо мусорить!». И не поспоришь.

Дмитрий Моргулес

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+