September 23, 2020, 10:20 AM
Мария Трускова

«Мы заставляем биться электрические сердца горных машин»: специалисты самой востребованной профессии о своей работе

Инженер-конструктор — самая востребованная профессия 2020 года, согласно исследованию сервиса по поиску работы Superjob. То, что спрос на таких специалистов будет высоким, аналитики предсказали еще в конце прошлого года.

Это связано с тем, что требования к конструкторским проектам становятся все выше, предприятия ищут настоящих профессионалов: конкурс составляет 16 человек на место. На наибольшее жалование могут претендовать специалисты, у которых есть собственные конструкторские разработки и опыт работы на крупных предприятиях, говорится в исследовании.

В Екатеринбурге одним из таких крупнейших предприятий является Уралмашзавод: сейчас, в связи с увеличением производственных объемов и новыми проектами, там вновь открыли набор конструкторов. Рады будут и начинающим специалистам, которые буквально вчера закончили вуз, — для них действует специальная программа «Стажер». О том, каково это — быть конструктором на большом заводе, есть ли перспективы карьерного роста и что самое интересное в этой работе, ЕАН рассказали сотрудники УЗТМ.

Десятки практических командировок и прогресс мирового уровня в дробильно-размольном оборудовании 

Дмитрий Андрюшенков, начальник конструкторского отдела дробильно-размольного оборудования, кандидат технических наук:

— На Уралмашзаводе в конструкторском отделе я работаю с декабря 2009 года. Устроиться на такое серьезное отечественное предприятие тяжелого машиностроения мне порекомендовал мой научный руководитель, когда я проходил обучение в аспирантуре Уральского государственного горного университета.

В должности инженера-конструктора начальной категории я работал в расчетной группе, которая занималась прочностными расчетами деталей и узлов дробилок, а также технологией моделирования процессов дробления. Участие в течение двух лет в проектах на стадии начала проектирования новых машин, проведения расчетов и определения их параметров и надежности работы позволило мне получить опыт и понимание, как создается эта тяжелонагруженная техника, после чего я был переведен в конструкторскую группу, где занимался разработкой конструкторской документации. Позднее мне доверили ведение крупного проекта с иностранной компанией, назначив главным инженером проекта. В настоящее время я являюсь руководителем отдела дробильно-размольного оборудования, который состоит из 30 человек.

Роль конструктора в жизни завода одна из самых важных, он участвует на всех стадиях формирования заказа и производства продукции — от переговоров с заказчиком, согласования параметров будущей техники под каждые конкретные условия работы до сдачи ее в промышленную эксплуатацию.

Между двумя этими этапами — девять и более месяцев тяжелой напряженной работы с согласованием закупки комплектующих, десятками командировок, принятием ответственных решений при ведении машины в производстве, испытанием узлов и агрегатов. Все стадии производственного цикла сопровождаются конструктором, именно он выпускает машину с завода, убедившись в соответствии параметров, заложенных им в документацию.

Все это, а также многочисленные переговоры с предприятиями-заказчиками, проектными, технологическими и академическими институтами, многочисленными поставщиками комплектующего оборудования, иностранными компаниями позволяет стать инженером с обширным видением процесса создания и эксплуатации машин нового поколения.

В настоящее время в нашем отделе создаются сразу несколько новых, не выпускаемых ранее заводом дробилок и мельниц, отвечающих всем требованиям современной промышленности. Это большеобъемные мельницы с диаметром барабана более семи метров, это дробилки со сложным качанием щеки, это и гирационные дробилки крупного дробления на повышенную производительность более 6,5 тыс. тонн, которые не выпускаются в России ни одним заводом.

География поставок дробилок и мельниц в России очень обширная — от Мурманской до Магаданской области. Параллельно ведется сразу несколько поставок по комплексам дробилок для стран СНГ. Это очень интересно.

Хотелось бы отметить, что на Уралмашзаводе конструкторские рабочие места оснащены современным оборудованием и программным обеспечением, всем специалистам предоставляется возможность получать новый опыт и новые знания. Проектирование ведется в формате 3D+2D, что позволяет отслеживать все тонкости конструкции. Руководство завода старается, чтобы мы работали в соответствии со стандартами мирового уровня.

«Заставляем биться электрические сердца горных машин»

Дмитрий Аленьковский, главный конструктор по электроприводу и автоматизации:

— На Уралмашзаводе я работаю 3,5 года. Ранее закончил кафедру электропривода и автоматизации УПИ, трудился на разных предприятиях. Общий стаж у меня — 15 лет. На УЗТМ меня привлекла возможность работы с большими машинами. Наше подразделение занимается проектированием электрооборудования и АСУ горных машин, разработкой и наладкой прикладного программного обеспечения информационных систем экскаваторов. Последние могут быть размером с пятиэтажный дом. Наш отдел, в котором, кстати, трудится 14 человек, запускает и помогает биться электрическим сердцам горных машин.

Сейчас мы реализуем большой проект — занимаемся созданием системы онлайн-мониторинга горной техники, производимой Уралмашзаводом. Начали мы с карьерных экскаваторов и постепенно планируем оснастить этой системой и другие горные машины.

Суть в том, что вся информация с горной техники поступает на сервер завода в режиме онлайн. Например, можно отследить, какой объем работ выполнила конкретная машина, состояние механического и электрического оборудования, есть ли у нее какие-то неполадки, возможно, что какая-то деталь требует замены. В настоящее время идет разработка программного обеспечения системы и ее тестирование.

Вообще считаю, что конструктор сегодня — востребованная профессия, и мы тоже ждем молодые кадры. У нас сейчас в отделе есть молодые специалисты, аспиранты, один из них пишет кандидатскую диссертацию. При этом, кстати, до сих пор трудятся и сотрудники, которые начинали внедрение электроприводов на карьерные и шагающие экскаваторы. Им по 68-70 лет, но они, так же как и все остальные, работают в программах автоматизированного проектирования, консультируют и проводят обучение технического персонала заказчика, выезжают в командировки. 

Конструкторы — это люди, которые в любом возрасте идут в ногу со временем, изучают, осваивают и внедряют новые технические решения по созданию перспективных и конкурентоспособных горных машин. Нам иначе нельзя.

Сила в развитии

Чибиров Алан, инженер-конструктор: 

— На заводе я работаю три года — пришел сразу после института. Я закончил кафедру металлорежущих станков УрФУ, затем поступил в магистратуру на кафедру автомобилей и тракторов. Однажды мне позвонила знакомая и предложила прийти на Уралмашзавод — к Андрею Козубскому, главному конструктору гидравлических экскаваторов, который как раз искал молодых специалистов. Мы с ним встретились, пообщались. Он мне показался очень харизматичным, умным, мы сразу нашли общий язык, и я решил попробовать. Тем более что на заводе как раз реализовывался проект первого в России гидравлического экскаватора, и очень хотелось принять участие в нем.

Я устроился на Уралмашзавод по программе «Стажер»: к молодому специалисту прикрепляют наставника — более опытного конструктора, который и обучает азам профессии. Учиться в магистратуре после того, как я устроился на завод по программе «Стажер», мне было намного легче. Все курсовые и домашние работы, а также дипломный проект у меня были связаны непосредственно с моей деятельностью на Уралмашзаводе.

Сейчас я работаю и с гидравлическими экскаваторами, и с канатными, и с дробилками. Заказов становится все больше, поэтому мы помогаем и другим отделам тоже. Каждый день что-то новое.

Первые полгода у меня был «производственный шок» — сложно было переварить огромное количество новой для меня информации. Но затем адаптировался, стал понимать, как происходят процессы.

К сожалению, когда ты учишься в вузе и приходишь на практику, часто бывает, что на предприятиях либо отмахиваются (лишь бы не мешал), либо грузят студента такой работой, в которой жалко задействовать высококвалифицированный персонал. У меня так получилось с преддипломной практикой: мы ходили с другом на одно из предприятий, заполняли там какие-то карточки, в итоге совершенно ничего не узнали, но зато заплатили нам по 5 тыс. рублей.

В Питере в прошлом году в Политехническом институте реализовали очень интересную идею: профильные предприятия ставят перед вузом актуальные для них задачи, а вуз, в свою очередь, распределяет их по студентам, и они разрабатывают практические их решения. Хотелось бы, чтобы и у нас развивалось активнее взаимодействие между университетами и предприятиями.

Сейчас наш главный конструктор снова кинул клич — и мы опять ищем молодые кадры. Мне кажется, конструктор — это очень востребованная профессия, учитывая, что отрасль машиностроения активно развивается, а перед предприятиями стоят задачи по импортозамещению. Возможность карьерного роста у нас также есть: например, я пришел на завод стажером, а сейчас уже инженер-конструктор второй категории.

Что особенно я ценю в своей работе, так это возможность развития, взаимодействие с интересными и умными людьми. На Уралмашзаводе за последние два года произошел большой прорыв в плане цифровизации: появились расчетные модули, новые специальные программы для конструкторов. Они позволяют заметить ошибку на ранних стадиях, что важно, так как это экономит и время, и ресурсы. К нам приезжают специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, обучают нас новым технологиям. 

Я считаю, что человек должен быть влюблен в свою работу. Мне на Уралмашзаводе очень нравится, и я надеюсь проработать тут еще много лет. 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+