June 8, 2023, 08:43 AM
ЕАН

Не превратиться в гетто: в Екатеринбурге на повестку встал вопрос развития транспортной инфраструктуры микрорайона «Новокольцовский»

Вопрос транспортной доступности кампуса Уральского федерального университета обсудили в среду в Законодательном собрании Свердловской области. Депутатам регионального парламента представили несколько вариантов решения проблемы. Все они требуют серьезных материальных затрат, причем некоторые — постоянных. Поразительно то обстоятельство, что вопрос создания транспортной инфраструктуры для масштабного строительного проекта вынесен на повестку дня только сейчас — менее чем за полгода до ввода кампуса в строй. Подробности — в материале ЕАН. 

Ввести пять общежитий для 8,5 тыс. студентов УрФУ предполагается уже в 2023 году, а учебные корпуса появятся только к 2026-му. Таким образом, в течение нескольких лет студентам придется добираться на учебу в центр Екатеринбурга из «Новокольцовского». А маршрутов общественного транспорта для ежедневного трансфера студентов нет. 

Еще один важный аспект: в непосредственной близости от будущего кампуса располагаются новый жилой микрорайон «Новокольцовский», МВЦ «Екатеринбург-Экспо», Дворец водных видов спорта. Все эти объекты также требуют наличия транспортной инфраструктуры. К сожалению, застройщик микрорайона при проектировании и строительстве детально не прорабатывал вопрос обеспечения будущих потребителей общественным транспортом.

В результате кампус УрФУ и «Новокольцовский» могли трансформироваться в гетто — с возможностью выезда только на личном автотранспорте или такси. 

Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети мэрии Екатеринбурга предложил в качестве решения проблемы корректировку некоторых автобусных маршрутов. 

В частности, маршрут № 56 «7 ключей» — «Птицефабрика» предлагается продлить до микрорайона «Новокольцовский». Маршрут увеличится на 8,4 км. Кроме того, предполагается, что обслуживать его будет 26 автобусов средней вместимости (взамен 22 сейчас). 44-й автобусный маршрут («Метро «Ботаническая»» — «Пос. Компрессорный») будет заходить в «Новокольцовский», и взамен 4 автобусов малого класса его будут обслуживать 6 машин средней вместимости. 

Автобусный маршрут № 01 («Метро «Ботаническая»» — «Станция Кольцово») предполагается дополнить шестью машинами большой вместимости и добавить 5,8 км пути через «Новокольцовский». Воплощение в жизнь этого проекта потребует ежегодных дотаций из городского бюджета на 72,5 млн рублей. Кроме того, городу нужно будет найти эти недостающие автобусы большой и средней вместимости (снять их с других маршрутов — это создать напряженность в других частях Екатеринбурга). 

Как было отмечено на заседании комитета, данное решение не только затратное. Нельзя исключать и «пробочного» фактора. Любая нештатная ситуация — ДТП, порыв трубы, дорожный ремонт — приведет к тому, что автобусы встанут в пробки. В результате и студенты, и жители «Новокольцовского», стремящиеся в центр Екатеринбурга, будут просто опаздывать.   

Наиболее перспективным выглядит проект «Наземное метро». Свердловская железная дорога — филиал АО «РЖД» по графику ведет разработку маршрута «Новокольцовский». В него войдут жилой сектор микрорайона, «Екатеринбург-Экспо», кампус УрФУ, спортивные объекты, логистические центры вдоль Кольцовского тракта, аэропорт Кольцово. Предполагаемая станция Студенческая возле кампуса должна обеспечить возможность добраться до станции Первомайская в разы быстрее, чем на других видах общественного транспорта. Причем «пробочный» фактор будет полностью исключен. 

А уже от перекрестка пр. Ленина — ул. Восточная (именно там располагается Первомайская) добраться до учебных корпусов УрФУ — дело 10-15 минут. Конечно, проект «Наземное метро» еще в разработке — сроки запуска не определены. Временное решение мэрией Екатеринбурга предложено. Комитет по транспорту предлагает после сдачи общежитий УрФУ в «Новокольцовском» запустить два автобуса-шаттла от кампуса до ж/д станций Лечебный и Компрессорный завод. 

Еще один вариант — запустить специальные автобусные маршруты, которые будут ходить между кампусом и корпусами УрФУ, но здесь фактор «пробок» по-прежнему на повестке.

Эксперты отмечают, что развитие микрорайона «Новокольцовский» в плане строительства новых многоквартирных домов вряд ли остановится в обозримой перспективе. Потому обеспечение транспортной инфраструктуры нового микрорайона — вопрос не только злободневный, но и нацеленный в будущее. 

«Ориентироваться на то, что абсолютно все новые жильцы «Новокольцовского» будут владеть автомобилями, чтобы добираться до центра уральской столицы, — очень спорная история. Концентрироваться на создании только своего «соцкультбыта» — тоже ущербный вариант. Микрорайон «Новокольцовский» — это тоже Екатеринбург, и превращать территорию в гетто по меньшей мере глупо. Поражает, что застройщик, осваивающий эту территорию, не просчитал эти вопросы заранее, а сбросил решение транспортных проблем на муниципалитет»,— отмечают собеседники ЕАН. 

Обсуждение транспортной доступности «Новокольцовского» в Законодательном собрании Свердловской области поставлено на паузу. Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике запросил дополнительную информацию, в том числе и по поводу запуска новых маршрутов от будущего кампуса УрФУ до учебных корпусов вуза. Ответа депутаты ждут до 10 июля.

ЕАН будет следить за развитием событий.

Артем Рябов

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+