September 7, 2020, 06:00 AM

Немного из жизни Флинстоунов. В Челябинской области реконструировали быт людей каменного века (ВИДЕО)

На юге Челябинской области прошел IV Фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима». В этом году фестиваль был посвящен каменному веку, в отличие от мультиэпохальных мероприятий прошлых лет.

Простор, огромное небо, объемные, не как в городе, облака. Трава. Куполообразное сооружение из глины с облупившимся красным узором. Еще два таких же деревянных остова из дерева. Их скоро тоже покроют глиной. Два шалаша — из шкур и рогоза.

Вообще людей немного — около 80. Из них человек десять одеты в шкуры, кожу, у них босые ноги и открытые плечи. На улице около 15 градусов, иногда поднимается ветер, который пробирает до костей.



Ведущий с микрофоном без сценария рассказывает о каменном веке, его периодах и людях, которые не были на самом деле дикарями, как мы считаем. Он переходит от одной точки фестиваля к другой, рассказывает исторические факты и травит байки. Студенты, которые помогали организаторам фестиваля, принесли бревна и положили их вместо скамеек.

Обтесывать камень для инструмента сложно — легко ободрать кожу с пальцев. Камень должен получиться острым, чтобы им можно было, например, разделать добычу. Оказывается, чтобы каменным топором срубить сосну в полтора метра в диаметре, нужно ее колоть 21 минуту.



Тетива лука натягивается тяжело, упруго. Когда отпускаешь стрелу, то можно неприятно зацепить ухо. Одна, вторая, третья. Попала! В рог нарисованного козлика. Но попала!

Глина холодная и бархатистая на ощупь. Сначала нужно скатать колобок, сформировать углубление. Глина трескается — смочить водой. Не получается — размять, и снова в колобок. Ножиком для пластилина сделать узорчик. В каменном веке у глиняной посуды не делали плоское дно, только заостренное, чтобы было удобно ставить сосуд в камни.



«Каменные» люди поделились настойкой: забродившая черная рябина, мед, вода и никакого сахара, как много тысячелетий назад. Будто мамин компот, только ядренее — мед чувствуется. И немного кисленько. Вкусно.

У «каменной» женщины ловко выходит рисовать на камнях. Что-то чертит угольком, потом пальцы в глину обмакивает — вжух-вжух, мелком пару штрихов — олень готов!



Вытачивать иглы, рыболовные крючки или бусы из костей скучно. Сначала чистишь, потом с песком натираешь. Некоторые гости так весь день и просидели — зато косточка заблестела, запереливалась. Ведущий этого мастер-класса Николай Цой приехал из Хабаровска. Он увлекается восстановлением предметов быта древних людей уже семь лет. 



Сначала было плетение, а потом уже ткачество. На бревне при помощи грузиков натянуты веревочки, между ними просунут рогоз. На такой «циновке» людям каменного века не так холодно было спать.

Ведущий «из соседнего поселения позвал шамана». Руководитель лаборатории экспериментальной археологии ЮУрГУ, директор ассоциации экспериментальной археологии «Археос» Иван Семьян в шкуре, обвешанной косточками, застучал в бубен:

— Я говорю «уууу», и вы говорите «уууу», — стучит в бубен шаман.

— Ууууу! — протягивают руки вперед участники фестиваля.

— Ууууу! — снова. — Уууу! — еще громче в ответ.

— Я в последний раз говорю «Уууу!», а вы кричите… что-нибудь приличное и бежите на охоту! — смеется шаман. — Уууу!

«Каменные» люди оббегают зрителей, поднимают копья и начинают их метать в «козла» — рогатый череп с обмотанными шкурой палками. Добыли!



«Древний» человек заранее разделал барана каменным ножом, водрузил его на палку и повесил над костром. Теперь все идут пробовать «добычу». «Каменный» снимает почерневшую тушку барана с углей. Наклоняется — видно набедренную повязку — и срезает ножом-камнем кусочек. Мясо местами подгорело и горчит. На вкус «пусто» — без соли. Жуется с трудом. Но вкусно!



Многие гости друг друга знают — улыбаются, обнимаются. Тут же бегают дети. Для них сделали симуляцию археологических раскопок — в землю спрятали артефакты. Небольшими слоями ребятишки снимают землю, достают находки, хвастаются, кто больше нарыл, а у кого артефакт объемнее.

Фестиваль может показаться дурачеством, но дело в том, что «каждый реконструкторский опыт задает науке вопросы, которые ее развивают». Какие материалы, какие швы, как здесь, а тут? И один из девизов реконструкторов: «Если так могло быть, это не значит, что так было на самом деле». Они изучают огромное количество источников и делятся этой информацией с окружающими в игровой форме.



Следующий фестиваль «Пламя Аркаима» должен состояться летом 2021 года. Тема — бронзовый век, под стать Аркаиму, который является важной археологической находкой именно этой эпохи.



Источник фото: Александра Лучковская для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+