August 11, 2022, 11:24 AM

Ностальгия или пресыщенность современностью: в чем секрет популярности telegram-канала о барахолках Екатеринбурга

Канал «Блоха У ХО» появился в telegram-пространстве Екатеринбурга совсем недавно, но уже стал популярным. Автор, коллекционер предметов старины и просто романтик, рассказывает и показывает места, где любители поохотиться за раритетом могут поживиться, не потратив при этом лишнего. Обзоры комиссионок, секонд-хендов, рынков, розыгрышей, свопов и многое другое – все можно найти здесь. Мы попросили автора ответить на наши вопросы, чтобы опубликовать интервью, а он предложил сделать это письменно. Когда мы получили ответы, то решили оставить формат колонки и опубликовать текст почти в первозданном виде. Для решения визуальной задачи и наглядных примеров автор поделился с нами редкими и интересными трофеями, к каждому из которых прилагается небольшая история.

Когда появился и как

Канал появился этой весной. Я думаю, что это была некая сублимация потрясений, в которые мы оказались ввергнуты. Был ощутимый запрос на некую точку опоры, что-то с позитивной повесткой, далекой от современности, некоторую форму «внутренней эмиграции». Я являюсь коллекционером и ценителем культуры прошлого уже не один десяток лет и обладаю достаточным опытом в приобретении предметов былых времен в нашем городе, в других регионах и за границей на нескольких континентах. Диапазон впечатляет: от мелочевки до различных марок автомобилей-янгтаймеров и жилплощади (в первую очередь я имею в виду объекты в памятниках конструктивизма). Я счел свой опыт покупки, владения, ремонта и общую точку зрения на мир вокруг достойными отдельного авторского канала.

Часы Phasar 2000, Япония. Сделаны примерно в 60-70-х: необычная для того времени led-технология циферблата. Куплены на блошином рынке в Нижнем Тагиле.

Кто

В определенном качестве контента и форматах подачи (интервью, репортажи) сыграло роль журналистское прошлое - пять лет я оттрубил на журфаке, какое-то время работал по специальности и участвовал в разной степени успешности проектах.

Потом несколько сменил сферу деятельности, но журналистский взгляд на жизнь - разнюхивание, где, что, к чему и почему, кликбейт, фейки, пиар, сбор, анализ и распространение информации - все это из человека палкой не выбьешь и через полжизни. Тут старина Лозовский постарался на славу.

А так информация, канал - это отдельная часть целого проекта, который, хочется верить, скоро будет запущен. Всем же нужны вещи – то, что можно трогать и использовать в повседневной жизни, и здесь речь не только про одежду - мир прошлого велик. Поживем - увидим.

Легендарный «Поливокс» - гордость Урала. Легенда в определенных кругах, причем не только в нашей стране. Выкуплен в одном ломбарде на Эльмаше. Наполовину рабочий, восстанавливается.

По поводу анонимности канала. Канал полуанонимный, то есть я абсолютно не скрываю своего авторства и часто делаю репосты в своих соцсетях. Люди, с которыми я делаю интервью и общаюсь от имени канала, также знают меня в лицо, но для широкого круга он анонимный. Это сделано больше для удобства - проще разделять свою жизнь на различные сферы, не связанные между собой твоим именем. Так самореализация получается более эффективной и свободной.

Для кого

Аудитория канала довольно разная и растет как на дрожжах. Сам формат «старых вещей» еще недавно оставался уделом узких групп - в секонд-хендах одевались по большей части малоимущие и гики. В антикварных лавках до сих пор львиную часть ассортимента занимают значки, монеты, банкноты, подсвечники, хрусталь и каслинское литье - удел небольшого числа нумизматов, филателистов и других очень узконаправленных коллекционеров. Штука в том, что ситуация меняется и очень быстро, здесь есть три фактора:

1) Качество. Общеизвестен факт, что примерно до 2005 года мы имели совершенно другой мир вещей. Люди, жизнь или работа которых тесно связана с такими вещами, как легкая промышленность (джинсы, башмаки, костюмы - хоть спортивные, хоть деловые), автомобили, бытовая и офисная техника, меня поймут. В производстве постепенно стали царить различного рода заменители (пластик заместо дерева, экокожа и пр.). Ключевыми причинами здесь являются новые мировые экологические нормы + как это ни парадоксально, запланированное устаревание.

2) Ностальгия. Да, все хотят вернуться в детство, отрочество, юность… Ну и в молодость - в пору чистых эмоций и впечатлений, сформировавших всю последующую жизнь. Сознательным или бессознательным якорем здесь выступают вещи. Они - проводник в этот мир, обладание ими - это часто даже не утилитарный, а эмоциональный аспект.


Нуткракер, он же кольщик орехов. Вроде бы, судя по сохранившейся надписи, сделан в Англии. Со своей задачей справляется превосходно. Куплен на нашей уралмашевской блохе.

3) Денежки. Часто «старые» вещи стоят очень дешево, основная задача здесь - хорошо знать рынок и специфику конкретной сферы. При должном усердии можно найти очень хорошие вещи по смешной цене, и речь тут как о старых джинсах-«пирамидах», так и о квартире с машиной. Разумеется, важно здесь не только купить что-то очень «задешево», но и «привести в чувство» - отреставрировать, отремонтировать и, при желании, грамотно преподать потенциальному покупателю.

4) Тренды массовой культуры. В продолжение распространения экологичности и осознанного потребления появилось понятие «дарить вторую жизнь» вещам. Многие люди сознательно выбирают подержанные товары, потому что это «модно». Такой круговорот может стать даже основой комьюнити - те же пресловутые свопы (обмены). И здесь неважно, чем вы обмениваетесь - комнатными растениями, собачьим аксессуарами, посудой или одеждой, - ведь тут можно найти единомышленников и здорово провести время, опять же не потратив ни копейки.

Объединяет эти три пункта «пресыщенность современностью» и поиск новых эмоций - люди, для которых история обладания «чужими» вещами была перверсией, сегодня становится нормой - частью их жизни, мировоззрения, своеобразным культурным маркером и основой для коммуникации. Канал в данном случае - это точка притяжения и информационный ресурс.

Большая и помпезная люстра из ДК Гагарина. Найдена на «Авито». Всего в наличии было четыре таких. Пока вешал, разбил один плафон - горевал так, что заработал седые виски.

Комьюнити

В основе философии канала лежит идея, что «старые» вещи (винтаж, антиквариат) должны быть доступны. Отсюда и постоянные репортажи с блошиных рынков, секонд-хендов, антикварных лавок и других мест, плюс неотъемлемый атрибут канала - еженедельные закладки с артефактами из моей личной коллекции. Побочным продуктом здесь выступают и смежные форматы. Так, я делал репортаж и сравнение цен с открытия крупного продуктового дискаунтера. Это можно воспринимать как разоблачение современного продуктового масс-маркета и их маркетинга (с современными городскими застройщиками похожая история), так и полезный лайфхак.

То есть в любом случае у аудитории совершенно простой человеческий запрос - как получить хороший продукт, затратив минимум ресурсов. Я внемлю ему и демонстрирую возможности.

Уральская специфика

Специфика локации, конечно, накладывается. В Сочи на блошиных рынках, комиссионках и «Авито» много «дефицитных» курортных товаров из СССР из 90-х: солнцезащитных очков, сандалий, шорт, легкой летней одежды (их уже почти все вычистили, но следы этого все равно остаются). В Питере и Москве много всего интересного - питерцы брали и до сих пор берут копеечные билеты до Финляндии и Литвы и везут уже оттуда «селективный» винтаж сюда, Москва - понятное дело.

У нас много продукции ЗИКа - все эти чеканные бра, рамки для зеркал и торшеры, продукция УЗТМ, игрушки и оптические товары - экспонометры, фотоаппараты с УОМЗ. Часто встречается винтажная парфюмерия - в годы войны к нам из Москвы эвакуировали плодовитую фабрику, которая потом превратилась в «Калину».

В целом у нас промышленный город и товары вполне соответствующие, но опять же подчеркну, что к 2022 году уже все это размывается - старые вещи долго уже не лежат.

Чехословацкий замшевый тулуп. Натуральная замша, овчина. Референс был на Райана Гослинга в «Бегущем по лезвию». Как только занес домой, моя дама сразу заканючила и начала просить его себе, хотя он мужской. Куплен в комиссионном магазине на Юго-Западе.

Как будет развиваться вторичный рынок вещей – прогноз

Конкретно сейчас существует некая ситуация, когда в нашей стране принимается законопроект о запрете сервисов частных объявлений. Кто как это ни называет и кто как ни паникует, но все это делается под «Авито». Многие компании подписывают петиции против принятия этого закона, он очень резонансный. Причины такого давления и суеты вокруг сервиса очевидны - компания принадлежит иностранным фондам, но это все равно «тренд вспять», потому что даже по официальной статистике выручка этого сервиса за 2022 выросла на 55 %. То есть люди все более активно продают и покупают вещи, конечно, преимущественно б/у.

Чем бы ни закончилась ситуация с «Авито», рост интереса к подержанным вещам у нас будет только нарастать - главные причины я уже указал выше, могу только вкинуть еще несколько неочевидных моментов.

Наша с вами врожденная запасливость (что наши бабушки, что мамы, что мы с вами в «сытые нулевые»), когда при разборе старых антресолей, кладовой и современных гардеробных находятся вещи, способные составить хорошую конкуренцию с «первичкой».

Недоступный стиль - мода идет по кругу, и часто вещи, которые сейчас «на волне» и всеми желаемы, оказываются чуть видоизмененным оригиналом из прошлого или прямыми его потомками на «респекте» (никто не оспаривает достижения прошлого). 

Здесь я имею в виду, к примеру, «те самые» олимпийки, которые сейчас продаются просто по заоблачным ценам на «Авито», примелькавшись в музыкальных клипах и тик-токах. Или почти вековой конструктивизм, стиль которого сегодня так активно копирует новострой.

Лысый кот сфинкс. Найден на улице в одну из поездок на блоху пять лет назад. Бродил по улице и истошно вопил, как и все ориенталы. Хозяева не откликнулись, пришлось оставить себе.

То есть новое - часто заграничное и/или дорогое и малодоступное, а старое - при определенной удаче и усердии гораздо дешевле, по стилю и осмысленности даже лучше, а в качестве не уступает. Так что тема вся психологически движется, особенно у нас в стране от закомплексованности и «вынужденности» (при аксиоме «новое - лучше старого»), к браваде, а затем более умеренному переосмыслению всей концепции владения и обладания чем-то.

И последнее - я ставлю на то, что в ближайшее время еще более пышным цветом зацветут сервисы и компании, помогающие обслуживать старые вещи и позволяющие им жить в современности. Здесь я имею в виду и пресловутые ремонты автомобилей, старой техники, ремонты одежды и обуви - некий каннибализм и свап (когда из нескольких машин или другой техники делают одну, перетряхивая потроха).

Кроме того, появится, конечно же, каскад новых видов вещей, копирующих прошлое, пытающихся выехать и заработать на этом вайбе, но целиком вторичных и почти мгновенно уже никому не нужных.

Источник фото: Автор материала
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+