October 9, 2020, 10:39 AM

«Одни и те же лица»: кто и как проводит пикеты и митинги в Екатеринбурге

На уходящей неделе скончался начальник отдела по обеспечению деятельности в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий министерства общественной безопасности Свердловской области Олег Малишевский. В социальных сетях после этого вновь активно начали спорить о том, насколько забюрократизированы наши процедуры по проведению общественных мероприятий.

Как организовать митинг по правилам, почему за брошенный в полицейского пластиковый стаканчик нужно жестко наказывать и как за последние годы изменились отношения церкви и государства — в колонке Сергея Новгородова, бывшего чиновника мэрии, написавшего правила любой массовки в Екатеринбурге

Заявки на проведение митингов уже лет семь подают одни и те же люди

В 2004 году был принят федеральный закон N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», после его принятия начался полный хаос, его могли трактовать так, как хотели. 

Органы самоуправления в каждом городе и регионе сами придумывали, как с этим работать. С 2008-го по 2014-й мы с коллегами продумывали систему от и до: как подается уведомление, как трактовать закон, как и на каком основании отказывать заявителям. Тогда же сформировался костяк этих постоянных заявителей. Восемьдесят процентов заявок на проведение мероприятия, которые подаются сейчас, приходит от тех же самых людей, которые подавали их лет семь назад. И семь лет назад в паблике были те же люди, которые недавно собирали подписи за прямые выборы мэра. 

Да, они повзрослели, но ничего не поменялось. Например, один комсомолец, ныне региональный руководитель партии КПРФ, депутат Ивачев, подавал просто невероятное количество заявок. 

Политические мероприятия ушли в «область», коммерческие остались за «городом»

В 2015 году политические мероприятия передали в министерство общественной безопасности Свердловской области. Сейчас я встречаю некоторых общественников, и они смеются над тем, что когда-то проведением мероприятий чиновник мэрии занимался за 35 тыс. рублей зарплаты в месяц и присутствовал на каждом митинге лично. Сейчас структуре выделяют на организацию работы 2 млрд рублей в год, и на мероприятиях ее сотрудники не всегда показываются. 

Проведение коммерческих мероприятий, кстати, осталось за мэрией. 

Почему человеку с улицы сложно организовать даже пикет

Посторонних людей в этом бизнесе почти нет. Ни в организации мероприятий, ни в процессе согласования публичных акций. В любой политической партии есть человек, который знает, как и в какие сроки подавать заявки, знает, куда идти ногами, и так далее. Просто человек со стороны, который захотел помитинговать, даже не найдет в общем доступе информацию о том, как это сделать. Есть случаи, когда человек просто вдруг захотел и организовал, но они единичны. 

Депутат видит, что у людей «закипает», и получает все лавры

Бывает так, что какие-то деятели видят, что у людей «закипает», например, на теме того или иного парка, который хотят благоустроить или снести. Видно, что люди вот-вот выйдут митинговать. И какой-нибудь доблестный депутат подает уведомления, мол, это я все делаю для вас. Де-факто он становится тем, кто организовал это мероприятие, получает моральное право давать активно комментарии. Этой фишкой пользуются многие. 

Власть лояльно относится к религиозным мероприятиям

Во времена, когда я руководил процессом, на религиозных мероприятиях запрещали ходить по проезжей части. Это была принципиальная позиция. Сейчас власть идет на поводу у церкви и пускает, к примеру, крестный ход по проезжей части. Раньше это можно было делать только в Царские дни. На все остальные праздники ходили только по пешеходной зоне. 

Когда находили старинные склепы под площадью 1905 года, там устраивали молебны безо всяких уведомлений. Приходилось их разгонять. Сейчас, конечно, так сделать никто не позволит.

Как от неугодного митинга можно спастись «карманной» организацией 

Любое уведомление о проведении политического мероприятия автоматически уходит из министерства общественной информации во все заинтересованные структуры. Отказать заявителю можно либо в течение трех дней, либо в течение одного дня. В течение трех дней можно дать отказ на все мероприятия, кроме пикетов, на пикет отказать нужно в течение одного дня. 

Основания всегда стандартные: если не были соблюдены сроки подачи уведомления и в том случае, если на этом месте уже запланировано другое мероприятие. Этим пользуются сейчас активно. Бывает, что никакого другого события у тебя не запланировано, просто не хочется, чтобы состоялось именно то мероприятие, которое заявлено неприятными людьми или организацией. Структура на ходу выдумывает мероприятие и быстро подает его от какой-то «карманной» организации. Можно просто позвонить и сказать: «Принеси мне уведомление до конца дня», — чтобы успеть зарегистрировать. По времени никакого регламента нет. 

Но депутаты и правозащитники эту фишку уже знают и несут заявку в конце рабочего дня, чтобы никто после них в отдел регистрации больше не зашел. 

Кто отвечает за безопасность пикетчиков и митингующих

Помимо даты, времени поведения, количества участников, ты должен указать лозунги, которые будут применяться и транслироваться на твоем мероприятии. Нужно указать организатора, ответственного за обеспечение общественной безопасности. Это делается для того, чтобы у сотрудников полиции было контактное лицо. 

Например, пришел на твое мероприятие левый человек с другим плакатом, который явно провоцирует. Полиция должна понимать, с кем контактировать, кто является реальным организатором. За безопасность на городских мероприятиях отвечает охрана общественного порядка УВД Екатеринбурга. Все уведомления из министерства приходят в городскую полицию и там уже разбираются, чья это земля, сколько сил нужно выставить, нужны ли оцепление, ограждение, рамки с досмотром. 

Рамки необходимы при определенном количестве людей, раньше хотели обязать обеспечивать рамками организаторов, но правозащитники доказали, что безопасность должны обеспечивать органы местного самоуправления и органы внутренних дел. 

Самые сложные мероприятия связаны со строительством и установкой заборов

Все, что связано со строительством, установкой заборов, — это самые тяжелые случаи. Толпа разгоряченная. Если ее немного завести — а политики это делать умеют, — люди начинают кидаться, скакать, могут чем-то в тебя кинуть. 

Почему власти реагируют на кинутый в силовиков пластиковый стакан? Если людей сильно не осаживать, то очень быстро этот стакан превратится в булыжник. Согласен, лишение свободы за это слишком жесткая мера. Но припугнуть, впаять штраф, назначить общественные работы — это справедливо.

В следующий раз человек подумает: «Тут кинули стакан — и такое жесткое наказание, что же будет, если я кину булыжник?»

Беседовала Александра Аксенова

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+