March 21, 2022, 03:45 AM

«От воровства - к волонтерству и спорту»: как Батя с окраины Екатеринбурга перевоспитывает трудных подростков. ФОТО, ВИДЕО

В феврале екатеринбуржец Сергей Шунеев зарегистрировал АНО «Дети улицы». Этого события ждали многие, ведь Сергея знают тысячи людей на Промкомбинате – микрорайоне между Кольцово и Малым Истоком. Последние пять лет он тренирует местных детей, проводит воспитательные беседы с трудными подростками, а еще вместе с ними помогает пенсионерам. Ребята рубят дрова, носят воду для стариков и строят заборы. Телефон Сергея доступен 24 часа в сутки, он готов в любой момент помочь «молодым». Бывает, приходится в 05:00 скинуть из окна упаковку кофе с конфетами, а иногда среди ночи – помочь с полицией. Местные подростки называют Сергея Батей или Шунеем, а старшее поколение – тимуровцем. Этим интервью ЕАН открывает серию материалов о людях Екатеринбурга, которые вкладывают все свои силы в воспитание и образование подрастающего поколения.



«Мы тебя всю жизнь ждали»

- Сергей, как так вышло, что ты занялся воспитанием трудных подростков?

- Я много лет занимаюсь спортом – борьба, футбол, бег. В 2016 году ко мне подошли выпускники местного детдома - уже взрослые мужики, которые в свое время учили меня уму-разуму. Они попросили помочь организовать занятия для детдомовских подростков. Воспитанники в то время скитались, никто ими не занимался. Мы, конечно, подключились. Стали тренировать молодых. В 2018 году я уже официально, так сказать, пришел в детский дом, сказал директору: хочу тренировать детей. Она начала что-то говорить о деньгах, но я объяснил, что они меня не интересуют. Тогда директор сказала мне: «Сергей, мы вас всю жизнь ждали». После этого мы составили договор о сотрудничестве.

Тренировки проходили дважды в неделю. Помимо спорта пришлось организовать воспитательные беседы, которые встали на первый план. Важно понимать, что у парней в голове на тот момент не было никаких ценностей. Они обзывали и унижали воспитателей, которые им вещи стирали и еду приносили, как сыновьям. После каждого занятия мы собирались и объясняли, что можно, что нельзя. В общем, с кем-то просто поговорили, кому-то щелбанов наставили. Со временем молодые стали меняться.

- Как так вышло, что детдомовских ребят ты начал возить на спортивные соревнования?

- Мы регулярно играли в футбол, они стали дисциплинированней. В какой-то момент решили заявиться на турнир среди детских домов, его проиграли. По силам они должны были оказаться в тройке победителей, но из-за своего пижонства и самоуверенности парни пришли расслабленные и вылетели. Мы стали тренироваться еще больше и спустя несколько месяцев заявились на Кубок города и области среди детских домов. Там мы всех разделали, получили сертификат на 15 тыс. Это были первые деньги, которые получили. Я купил парням спортивные штаны, толстовки и маленькие рюкзаки. На этих же соревнованиях, когда мы только начинали путь, я встретил первых благотворителей, спонсоров. Нас стали замечать. После этой победы ребят стало больше, были и другие соревнования.

- С детским домом до сих пор сотрудничаешь?

- К сожалению, у директора детского дома начались проблемы со здоровьем, и она уволилась. С ее последовательницей мы не нашли общий язык. Сотрудничество закончилось.

- Но ты же продолжил заниматься воспитанием подростков, как так вышло?

- Так совпало, что в 2019 году я получил серьезную травму: у меня была трещина в колене. Тогда я ушел из футбола. Один богатый человек в Екатеринбурге предложил, когда восстановлюсь, начать бегать марафоны. Я согласился. Он и перевел мне 10 000 рублей на день рождения в качестве подарка, чтобы я оплатил себе участие в нескольких марафонах. В июле я пробежал первый марафон 5 км. Дальше пробежал 3 км, 2 раза по 10 км, 21 км и в 2020 году заявился на 42 км.

- Какое отношение это имеет к подросткам? 

- Сейчас объясню. На 42-километровый марафон я отправился в Пермь. Это была самая большая дистанция в жизни, которую я бежал. На 23 км случилась первая травма, вылетел голеностоп. Медики подбежали: снимайся, говорят. Но не тут-то было - продолжил борьбу с организмом. Из-за травмы голеностопа мышцы стали работать иначе, и в какой-то момент у меня икра на ноге от нагрузки встала боком. В общем, на дистанции «вылезли» все травмы, которые я получал в течение жизни, боли адские. На обочине люди кричали: беги, лысый. Я говорю: надо будет, я лежа поползу. Добираюсь до финиша, главный судья подходит и говорит: ты – последний герой. Все остальные, кто бежал за мной, снялись с дистанции.

Ну и к чему я все это. Марафон был для меня настоящим испытанием. И в тот момент я думал именно о работе с подростками. Думал о том, куда идти дальше, как найти спонсоров, чем именно я хочу заниматься. Во время этого испытания я твердо понял – я никогда не брошу свое дело. Я нужен ребятам и продолжу, несмотря на любые трудности, заниматься перевоспитанием подростков. В голове что-то изменилось.





Видео: 4 канал Екатеринбург

- Ты нашел после этого спонсоров?

- В 2020 году на меня вышел московский фонд. Но спустя 13 месяцев наши интересы разошлись и сотрудничество закончилось. При этом другие благотворители нас не оставили. Со временем у меня появилось много приятелей, которые помогают. Это некоторые депутаты, бизнесмены да и обычные люди. Кто обувь привезет, кто на форму парням скинется, кто просто денег переведет. Хотя я не выпрашиваю средства. Спонсорство для меня - в первую очередь про дружбу, а не про выгоду. Если в какой-то момент нет спонсоров, скидываемся с друзьями, например, на участие в турнире.

«Воспитание личным примером, заботой и теплом»

- Как так вышло, что ты стал заниматься не только с детдомовскими, но и с другими подростками?

- Ребята видели, что у нас очень дружеские отношения, построенные на доверии и взаимопомощи. Ну и со временем у нас появилось название «Дети улицы». Спонсоров стало больше, мы сделали крутую форму всем ребятам. И так все к нам потянулись. Со временем мы стали собираться не только для того, чтобы спортом заниматься, но и шашлыки можем вместе пойти жарить. А еще мы иногда вывозим ребят в сауну, просто посидеть парнями, пообщаться. Но только тех, кто хорошо себя вел в последнее время.

Сейчас в нашей «команде» и парни, и девчонки с 13 до 25 лет. Ребята зовут меня Батей или Шунеем. Я для них как отец. Могут в 05:00 позвонить мне, я подорвусь и поеду из отделения полиции забирать. Могут в это же время позвонить и попросить кофе, я открою окно и скину им вместе с конфетами.



- Самый важный вопрос, думаю, для многих. Как тебе удалось завоевать авторитет подростков? Что ты сделал, чтобы они стали прислушиваться к тебе? Ведь сейчас даже с обычными школьниками не так просто найти общий язык…

- Сложно ответить. Наверное, они прислушивались ко мне, потому что я сам когда-то был такой же, как они. Их впечатлял пример. Двадцать восемь лет своей жизни я был обычным парнем с окраины Екатеринбурга. Это алкоголь, гулянки в кабаках с женщинами, работа поваром, жизнь от зарплаты до зарплаты на 25 тыс. рублей. Сейчас мне 33, и я лишь недавно жить нормально начал.

И парням я объясняю то же самое. Говорю, что мы научим их, поможем с работой, подтолкнем, куда надо. И в 33 года вы будете ездить на машине не за 250 тыс., как я, а за миллион.

Ну и еще надо понимать, что ребятам очень нужны забота и тепло. У нас не проект какой-то, у нас спортивная семья.

У многих из них нет родителей либо они бухают. Бывают моменты, когда просто есть нечего. Они звонят мне: «Бать, можешь 1000 рублей одолжить?». Я одалживаю, потом отдают. Могут через два месяца или через полгода, но отдают. Плюсом мы им стараемся помогать с работой. У нас в разных сферах знакомые, как правило, летом парней пристраиваем куда-то. Например, на рынок Бахчиванджи стройматериалы продавать. Молодые работают, получают свои 25-30 тыс., а для 16-17 лет это очень неплохо.

- Как к этому относятся родители ребят, у кого они есть?

- Парни спокойно рассказывают про нас родителям. Это и хорошо. Мне не надо, чтобы были разговоры «куда это ты с этим бородатым дядей ездишь». С родителями я всегда на связи. Бывает, звонят мамы, говорят: «Сереж, у него девушка появилась, ты проведи беседу, пожалуйста. Бате не до него». Проводим. Бывает, даже с пьющими отцами воспитательные разговоры ведем, если молодые жалуются.

«Если дурь надо выплеснуть – иди бабушке дрова руби»

- В своих соцсетях ты нередко выкладываешь фото и видео, как вы помогаете пенсионерам. Расскажи об этом.

- Трудотерапию никто не отменял. Я давно стараюсь как-то помогать людям, заниматься добрыми делами. Поэтому и молодых начал привлекать к этому.

Если хочется бошки бить и дурь подростковую выплеснуть некуда – иди дрова бабушке руби. И дурь выбьешь, и время с пользой проведешь. Так и ездим по деревням и селам, воду таскаем пенсионерам, чистим снег, заборы чиним. 

Последний раз ездили с моими парнями и нашими друзьями-узбеками в Бородулино, 73-летней бабушке помогали разбирать старый дом. Привезли 19 человек, распилили все и убрали. В это время бабушка дома картошки с тушенкой наварила. Потом все вместе наелись, чая с печеньем напились в дружеской атмосфере. До этого ездили в Бобровский, больницу после пожара отмывали. Во всем этом нам, кстати, узбеки местные помогают.


«Придет время - о нас будет говорить весь город»

- В 2021 году в Свердловской области выросло количество подростковых преступлений. Всего несовершеннолетние совершили 486 преступлений. Как ты думаешь, почему такая печальная статистика?

- Подросткам попросту нечем заняться. У нас есть спортивная школа в районе, но занятия стоят около 350 рублей. Где взять деньги простой семье, в которой, например, дедушка и бабушка на пенсии, мама пашет на ипотеку и кредит. Что делать подростку? Он скитается с ровесниками где-то…

И еще надо понимать антураж городской окраины. Я живу на Промкомбинате. Дети ходят в садик, который расположен возле кладбища. В окно выглядываешь – неподалеку могилы, кресты и памятники. Потом идешь в школу - все классно.

Возвращаешься домой, а двор – как после бомбежки в Сирии. Все старое, пошарпанное, кругом разруха. Идешь на футбольное поле, а мячей нет, играть нечем. Встает вопрос: чем заняться? В итоге парень идет с товарищами и ворует аккумулятор. 

Продает его, а на деньги покупает уже не мяч, а ящик пива. Выпили – храбрости прибавилось: а пошли еще своруем? В итоге полиция схватила, уже условка есть. Потом во дворе подрался, еще отметка, вторая, третья – и тюрьма.

- У тебя есть решение проблемы? Чем будет заниматься недавно зарегистрированное АНО «Дети улицы»?

- Сейчас я пытаюсь создать Центр досуга и спорта для трудных детей и подростков. Очень хочу выйти на губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, чтобы он помог нам с помещением. Местные депутаты в безвозмездной аренде отказывают. Мы соберем всех ребят и самостоятельно приведем здание в порядок, сделаем ремонт, обустроим со временем. Поставим тренажеры, будем с пацанами заниматься спортом. Купим плазму, будем фильмы все вместе вечерами смотреть, можно даже с родителями. Взрослым парням в 22:00 домой же не хочется. Поставим стол для пинг-понга, бильярд. Лайтовая атмосфера: присели, попили чай, пообщались, скоротали вечер дружно, и не нужно идти аккумуляторы воровать. В таком случае любой «отморозок» откажется от воровства.

Я уверен, что придет время и о нас будет говорить весь город. Что на окраине города есть спортивная семья, где в свободное время помогают старикам и делают другие добрые дела. 

Екатерина Землянская

Источник фото: Сергей Шунеев для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+