March 8, 2024, 05:52 AM
Дмитрий Моргулес

Персональный экскурсионер: как Виктор Христенко открыл в Челябинске фотовыставку своих работ

Возможно, самый влиятельный челябинец в постсоветской истории России, бывший первый вице-премьер правительства РФ, а ныне — президент национальной ассоциации гольфа Виктор Христенко открыл в родном городе собственную фотовыставку с названием «Я так вижу». Да не просто открыл, а провел персональную экскурсию по ней для губернатора региона Алексея Текслера. За тем, как черно-белые кадры испанской корриды затмили все остальное в предпраздничный день, внимательно наблюдал специальный корреспондент ЕАН.

 Для начала надо немного прояснить читателям, кем для Челябинска, и особенно для его политэкономических элит является Виктор Христенко. Иначе трудно понять, почему, в общем-то, любительскую фотовыставку принял основной зал областного музея изобразительных искусств, а ее открытие превратилось в полуторачасовую персональную экскурсию для губернатора.

Впервые «звезда» Христенко взошла в середине 90-х годов, во время недолгого губернаторства Вадима Соловьева, чьим первым замом он был. И именно в эти годы на Южном Урале сформировалась бОльшая часть той экономической элиты, что до сих пор во многом составляет костяк региональной СПП.

Затем была невероятная, долгая, головокружительная карьера в Москве — вплоть до первого вице-премьера и даже, несколько дней — исполняющего обязанности председателя правительства РФ, многолетнее руководство Минпромэнерго, и так далее. Влияние Христенко в те годы было сравнимо лишь с нынешним влиянием его супруги — действующего вице-премьера правительства РФ Татьяны Голиковой, которая курирует весь социальный блок.

Все это время Виктор Христенко не просто не терял связи с малой родиной, но был в некотором смысле покровителем значительной части челябинского (а отчасти — и уральского) бизнеса, лидером мощнейшего клана. Представители которого до сих пор входят в число самых влиятельных фигур в регионе.

Кроме того, Виктор Борисович — удивительный пример того, как, оказывается, можно и нужно не только быть во власти, но и уходить из нее: вовремя, постепенно, красиво, с высоко поднятой головой. Сохраняя дружбу и серьезное влияние, но постепенно переходя к занятию тем, что интересно душе.

Сегодня Виктор Христенко — председатель наблюдательного совета своей альма-матер — Южно-Уральского госуниверситета, а также уже почти 10 лет президент национальной ассоциации гольфа России. И, как теперь стало ясно — человек, всю жизнь (а Виктору Борисовичу уже 66) питавший страсть к фотографии…

Надо заметить, что все, к чему решит иметь отношение Виктор Христенко, обязательно будет сделано на очень серьезном уровне, организационном и профессиональном, да и обставлено самым серьезным образом, в том числе, как теперь говорят — в паблике. Масштаб личности обязывает, знаете ли. И ресурсы тут не проблема.

Сбором челябинских журналистов на открытие выставки занималась пресс-служба губернатора региона. Кроме того, еще накануне в Челябинск прибыла внушительная, в несколько десятков человек, делегация журналистов из Екатеринбурга, которых заселили в шикарный отель «Березка»…

Впрочем, непосредственно перед открытием выяснилось, что заходить в музей представителям СМИ следует ни в коем случае не с парадного входа. Компенсировалось это чудесным кейтерингом от все той же «Березки». Автор этих строк и не помнит уже, когда в последний раз и без того неприхотливых челябинских медийщиков потчевали закусками, и прекрасным вином — игристым, красным, и особенно «зашедшим» новозеландским совиньон бланом. Нет, здесь решительно не жалели ресурсов…

Когда пришло время, журналистов препроводили в Александровский зал музея. Здесь и выяснилось, что взято за основу первой из четырех экспозиций выставки (да, они будут менять друг друга каждые две недели, и выставка продлится до 5 мая) — это общение Виктора Христенко с легендарным испанским тореро Пепином Лирией во время его выступлений в Толедо и Мурсии в 2017 и 2018 году.

Надо отметить, что над всей экспозицией, отбором кадров, их размещением, световым сопровождением, широкоформатной черно-белой печатью снимков, работала специальная команда, приглашенная автором. И поработала великолепно. Благо что и снимки были… действительно очень сильные, особенно для хоть и страстного, но все же любителя.

И хотя Виктор Христенко не раз и не два поблагодарил в своем вступительном слове директора музея Станислава Ткаченко, тот все время стоял несколько в сторонке, и кажется, был чуть отрешенным. Для него, апологета классической музейной истины о том, что любая, любая выставка должна как следует (минимум четыре месяца, а лучше полгода) «отвисеться», «отлежаться» такой темп — четыре экспозиции за два месяца — был явно несвойственен. Впрочем, что он мог сделать? Только проявить свое уважение к уважаемому человеку. И порадоваться денежному переводу на счет музея.

Был не то, чтобы удивлен, но явно впечатлен и Алексей Текслер. Заметно, что он с Христенко испытывают друг к другу определенную симпатию, и участие губернатора в открытии выставки — еще один шаг, демонстрирующий взаимное и глубокое уважение.

— У меня подрагивают руки от такой перспективы, — был неожиданно взволнован господин Христенко. — На седьмом десятке (а ведь с виду и не скажешь) я рискнул в родном городе это представить...

Неожиданно кто-то то ли из телеоператоров, то ли из фотографов попросил для лучшей композиции Алексея Текслера и Виктора Христенко «встать наоборот».

— Что значит, «встать наоборот»?, — спросил Христенко. — Нам поменяться местами, что ли?

Уверен, что на самом деле Виктору Христенко и Алексею Текслеру точно не хотелось меняться друг с другом местами. Один, возможно, и был бы непротив попробовать себя в роли вице-премьера, но точно не на пенсии, а второму наверняка не охота возвращаться с заслуженного отдыха, да еще и в роль губернатора. Впрочем, о чем это я...

Следующие час с небольшим Виктор Христенко водил Алексея Текслера по выставке. И рассказывал, рассказывал, рассказывал. Про то, как ему удалось познакомиться с тореро, как удалось убедить его согласиться на съемку, в том числе закулисную, про быков, про ощущения от корриды, про детали этой уходящей в историю удивительной национальной испанской традиции… Алексею Текслеру оставалось лишь внимать и слушать. Что он и делал. Иногда все-таки задавая какие-то вопросы.

— Знаете, у него (тореро) фигура такая, необычная…, — увлеченно рассказывал он губернатору. — Он как балетный — сгусток мышц. Только танец у него — со смертью...

И в этот момент было особенно заметно, что Виктора Борисовича вот эти «вечные» моменты, вопросы жизни и смерти волнуют явно больше текущих политических и прочих моментов… Что же, может себе позволить.

— Меня пока не приглашают свадьбы снимать, — пошутил по поводу своего уровня фотомастерства Виктор Христенко.

— Ничего, после этой выставки все возможно, — парировал Алексей Текслер.

Оба улыбнулись.

— Я не мог сделать ее (выставку) где-либо еще, — сказал в конце этой персональной экскурсии бывший первый вице-премьер и человек, искренне любящий свою малую родину.

— И здорово, что в Челябинске. Думаю, и выставка не последняя, — предположил в ответ действующий губернатор.

Им виднее.

Пресс-подходы Виктор Христенко и Алексей Текслер устроили каждый свой. Но — одновременно. И у некоторых журналистов возникла дилемма из старого анекдота про обезьяну, которая не могла решить, умная она или красивая.

Алексей Текслер прежде всего отдал еще одну дань уважения к своему экскурсоводу.

Виктор Христенко рассказывал про экспозицию, про Челябинск, свой Челябинск, про то, что в какое-то время в нашем городе мирно жили представители аж 13 конфессий сразу. И про то, что любая работа с этой выставки продается, по фиксированной цене (да и вообще, с сопровождающей атрибутикой — альбомы, раздатка и все такое — все было на привычно-высшем уровне), а вырученные деньги пойдут на грантовую программу для молодых ученых ЮурГУ. То есть — на пользу...

Я задал, и то лишь себе, только один вопрос: почему столь мощный, заслуженно уважаемый человек, как Виктор Христенко, вдруг взял и открыл собственную фотовыставку в родном городе? Почему именно с этой темой, и почему именно сейчас? И не просто открыл, а битый (или целый, кому как) час водил по ней с персональной экскурсией, в присутствии десятков журналистов, губернатора области Алексея Текслера, которому, казалось бы, ну точно есть чем заняться за неделю до выборов президента России?

И в голову лез лишь один ответ.

Потому, что может себе позволить.

Точнее, в данном случае — они оба могут...

Источник фото: Дмитрий Моргулес, Виктор Христенко
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+