May 21, 2019, 5:00 AM

Планы — на десятилетия вперед: как будет развиваться «Солнечная долина»

Президент национального парка «Тургояк» Олег Сиротин — о летнем и зимнем сезонах, развитии курорта «Солнечная долина», ставке на детей и новых проектах.

Все лучшее — детям 

— Олег Юрьевич, «Солнечная долина» — пожалуй, самый известный горнолыжный курорт в Челябинской области. С какими итогами закончился зимний сезон?

— Могу сказать, что у нас уже седьмой или восьмой сезон самый высокий показатель по количеству посетителей за всю историю существования «Солнечной долины». Каждый год — новый рекорд. 

— Это сколько?

— Если считать, что зимний сезон длится у нас примерно 150 дней в году, то за это время нас посетило более 250 тыс. человек. И это несмотря на то, что, казалось бы, непростая ситуация в экономике в стране никуда не делась и доходы населения не увеличиваются. Но мы растем вопреки всему.

— За счет чего?

—Прежде всего я связываю это с тем, что у нас очень хорошо работают программы и предложения, связанные с привлечением молодежи и детей. Мы очень серьезно занимаемся обучением катанию на горных лыжах, и все больше детей приобщаются к этому виду спорта и отдыха. 

 И это касается не только зимнего сезона. «Солнечная долина» превращается в высококлассный всесезонный курорт, и на летний сезон мы также готовим разнообразные предложения для наших гостей и их ребятишек — специальные детские программы, лагеря, школы. Мы подтягиваем под это инфраструктуру — сделали водоемы, есть небольшой контактный зоопарк, там же можно будет поучиться верховой езде, есть очень хороший, самый крупный на Урале экстрим-парк. Рассчитываем серьезно увеличить число наших гостей в летний сезон.

Ставка на детский и семейный отдых — абсолютно осознанное, продуманное решение. В котором есть, конечно, и нормальное для любого человека желание сделать приятным отдых наших маленьких гостей, и возможность научить их кататься на горных лыжах. И есть часть понятной и долгосрочной бизнес-стратегии. Во-первых, потому что мы видим, как растет среди наших гостей доля молодых людей, в том числе молодых семей, родителей с детьми, а во-вторых, мы надеемся, что, когда эти дети вырастут, они обретут привычку кататься на лыжах именно у нас, «прикипят» к этим местам.

— Вы в этом уверены?

— Я вижу, что среди наших гостей есть те, кто приезжал к нам много лет назад совсем молодыми людьми, а сейчас приезжают уже со своей семьей, с детьми. А если, чуть уйдя в сторону, упомянуть о «Золотом пляже», еще одном нашем курорте, то там и вовсе около 90% всех посетителей — постоянные гости. Это очень приятно и очень важно для нас.

Еще один важный фактор нашего роста — инфраструктура. Наши возможности по приему и качественному, комплексному обслуживанию гостей постоянно расширяются. 

Так, прошедший зимний сезон показал, что в праздничные и выходные дни у подъемников «Солнечной долины» иногда скапливалась очередь и производительность канатных дорог и горнолыжных трасс близка к пределу. Поэтому в этом году начинаем новый проект по строительству трех новых трасс и кресельной канатной дороги. Мы оцениваем стоимость проекта примерно в 200 млн рублей.

—Уже несколько лет подряд «Солнечная долина» принимает крупные международные соревнования, в том числе этапы Кубка мира по фристайлу. Кроме престижа зачем вам это?

— Тут на самом деле не только в престиже дело. Прежде всего спорт высших достижений — это всегда самые передовые технологии. И, принимая здесь мероприятия мирового уровня, мы овладеваем этими технологиями. Как технологиями собственно спорта, так и технологиями организации мероприятий такого масштаба, уровня, ответственности. Это большая и очень хорошая проверка всего нашего коллектива — по обслуживанию, системности работы по организации проживания и питания, пониманию специфики требований спортсменов, строительству специальных трасс (скажем, для хаф-пайпа, биг-эйра или ски-кросса) мирового уровня.

Кроме того, такие события — это известность, выход на международный уровень, продвижение бренда как курорта международного класса. Трансляция Кубка мира по фристайлу, который прошел у нас в феврале, набрала более 20 млн просмотров, ее смотрели в десятках стран. Прекрасный показатель, хороший резонанс.

Что же до собственно какой-то выгоды, то, как правило, на подобных событиях мы работаем либо в ноль, либо с минимальной рентабельностью. Но такие мероприятия тянут вперед, а это, конечно, важнее. 

— Надо полагать, что собственно соревнованиями жизнь на специальных трассах не заканчивается.

— Конечно же, имея в наличии инфраструктуру мирового уровня, просто преступление не использовать ее в тренировочном процессе. Сейчас «Солнечная долина» выполняет функцию тренировочной базы сборной России. Ребята были у нас и зимой, и приедут для прохождения летнего тренировочного цикла. А еще в этом сезоне на сбор приезжала сборная Германии. Им понравилось.

Покупка, которая приносит доход

— Принято считать, что «Солнечная долина» — сугубо челябинский курорт, который рассчитан на жителей региона.

— Сейчас это уже не совсем так. В прошедшем зимнем сезоне из 250 тыс. посетителей жителей Челябинской области было лишь чуть более половины — 51%. Еще 19% — наши соседи из Свердловской области, Москва и Санкт-Петербург дали вместе 9%. 5% приехали из Тюменской области, 2% — жители европейских стран, 1% — курганцы, а еще 13% — жители других регионов нашей страны. Для нас это очень хороший показатель. В том числе потому, что это выгодно — гости из других городов и стран, как правило, пользуются всем комплексом наших возможностей — и проживанием, и питанием, и инфраструктурой. Конечно, средний чек у них выше.

Всего гостей: 250 тыс. человек

Из них:

  • Челябинская область — 51%,
  • Свердловская область — 19%
  • Москва и Санкт-Петербург — 9%,
  • Тюменская область — 5%, 
  • Курганская область — 1%,
  • страны Европы — 2%,
  •  прочие — 13%

— «Солнечная долина» известна тем, что здесь можно не только останавливаться на то или иное время (день, уик-энд, неделя и т.д.), но и приобрести недвижимость на территории курорта.

— Верно. И это предложение оказалось очень удачным и пользуется серьезным спросом. Не скрою, у этой идеи было сразу несколько мотивов. 

Во-первых, приобретение недвижимости (виллы, апартаментов, квартиры, да что угодно) прямо на территории курортного комплекса в принципе распространено в развитых туристических странах. Почему не предоставить такую же возможность нашим жителям? 

 Во-вторых, продажа недвижимости — это один из самых понятных, прозрачных и доступных инвесторам способов финансирования развития курорта, строительства новых объектов. К сожалению, вряд ли какой-то инфраструктурный проект со сроком окупаемости 10 лет выдержит нынешние условия классического банковского кредитования и ставку процентов так в 12% годовых.

В-третьих, мы ведь не просто предлагаем покупателям приобрести квадратные метры. Разумеется, они будут жить в них, сколько захотят. Но для многих из тех, кто приобретает себе апартаменты на курорте, это второе или даже третье жилье, на котором проводят не так много времени. И на то время, что владелец не живет в «Солнечной долине», он может отдать свою недвижимость нам в управление. И, как показывает практика, получать от этого доход, вполне сравнимый с банковскими ставками по депозитам. Одним словом — выгодно всем: нам, нашим гостям, покупателям аппартаментов.

—На территории «Солнечной долины» ведется активное строительство. Новые проекты?

— Да, мы продолжаем развиваться, расширяться, становиться лучше.

Прежде всего я бы хотел отметить проект Family alley — небольшого, всего на пять домов, поселка, рассчитанного именно на проживание семей с детьми. Это апартаменты в домах типа шале из лучшего клееного бруса, причем с отделкой и мебелью — принцип «заезжай и живи».

Дома будут расположены вдоль рукотворного водоема, со временем появится собственный песчаный пляж. А еще — спа-комплекс с собственными закрытым и открытым термальными бассейнами. Поверьте, все будет просто шикарно. Плюс — все преимущества уже существующей инфраструктуры «Солнечной долины» — горнолыжные трассы, рестораны и так далее. Первые два дома сдаем по плану в этом году, третий — в феврале будущего года.

 Еще один проект — комплекс Sunny Valley Sports Residence. Это восьмиэтажное здание, в котором гостиница совмещена с апартаментами, оформленными в двух стилях — шале и прованс. Кроме того, значительное внимание уделено общественным пространствам — тем же конференц-залам. Здесь будет очень удобно проводить, например, корпоративные мероприятия — двух- или трехдневные семинары, конференции, круглые столы, мозговые штурмы.

Мы сдаем Sports Residence, инвестиции в который составили около 300 млн рублей, к концу нынешнего года. Введение в строй серьезно расширит тот комплекс услуг, которые курорт сможет предоставить нашим гостям. Правда, почти все апартаменты в нем уже проданы, но это лишний раз свидетельствует о его востребованности и успехе. Не говоря уже о тех фантастических видах на нашу уральскую природу, которые открываются с верхних этажей.

«Если место будет грязным, кто сюда приедет?»

— Как правило, масштабное строительство увеличивает и нагрузку на экологию. Тема, очень болезненная на Южном Урале...

— Все верно. Конечно же, при проектировании мы учитываем все сложные моменты, и экологичность — главный из них. И еще для нашего курорта экология — вопрос самого существования. Если место будет грязным, кто сюда отдыхать поедет?

Основной вопрос, встающий при вводе в строй новой инфраструктуры, — это прежде всего инженерные сети, водоотведение, канализация. Скажу так — возводящиеся инженерные сети позволяют закрыть все возможные потребности. 

Кроме того, с руководством области в свое время было достигнуто соглашение о том, что власти региона профинансируют строительство второй очереди инженерных сетей. Мы надеемся, что со сменой главы региона эти планы останутся в силе. 

Это позволит нам начать воплощение в жизнь дальнейших планов по развитию «Солнечной долины».

— Сколь долгосрочны эти планы?

— У нас есть мастер-план по развитию, разработанный в сотрудничестве с итальянскими специалистами. Он рассчитан на 20 лет вперед. Есть четкое понимание, что нужно делать, какие усовершенствования вводить, какие инфраструктурные улучшения делать, какие услуги выводить на рынок. Есть и новые, еще более глобальные проекты. Например, «Открытый город», о котором, наверное, лучше говорить отдельно.

Если вы хотите сделать что-то серьезное в туризме, то необходимо мыслить на десятилетия вперед. И никак иначе. И на уровне бизнеса, и на уровне власти. Таковы законы гостеприимства.