January 20, 2020, 11:06 AM

По договорам нового Союза. Уральский завод принял на работу три десятка уроженцев Киргизии

В Асбесте на заводе компании «ФОРЭС», где в прошлом году появилось более сотни новых рабочих мест, с осени работает небольшая киргизская община. Около 30 человек приехало по приглашению работавших здесь родственников и друзей. Примерно половина из них подались на заработки в провинциальный моногород из больших российских мегаполисов. О том, почему они так сделали, они рассказали корреспонденту ЕАН.

Каныбек Тажиев - негласный лидер среди заводских киргизов. Полгода назад его пригласил на предприятие один из работников, земляк. Каныбек уже 20 лет в России, в соседнем Богдановичском районе у него свой дом, подсобное хозяйство. За эти годы он сменил с десяток работ и профессий. Большие надежды возлагал на собственное фермерское хозяйство, но дело не пошло. Поэтому на предложение поработать в цехе шихтовщиком откликнулся быстро. А еще через пару недель друзья и родственники стали просить Каныбека узнать насчет вакансий.

«Я поговорил с начальником отдела кадров, мне сказали - места есть. Ну и начали приезжать, по одному, по двое. Я с каждым предварительно общался. Если кто русского языка не знает, не приглашал. У кого поведение плохое, тоже не звал. Если он дома не хочет работать, почему он тут захочет?» - вспоминает Каныбек. После его «собеседований» в Асбест приехали три десятка соотечественников. За каждого он лично ручается перед начальством.

Оформлялись, как и все, через отдел кадров. Все прошли регистрацию, получили ИНН, разрешение на работу и место в общежитии. Завод сегодня предоставляет его всем, кто приезжает на работу издалека. Таких в целом немного – подавляющее большинство более чем тысячного трудового коллектива по-прежнему составляют жители Асбеста и близлежащих поселков.

Под общежитие предприятие арендовало часть бывшего детского сада, который в свое время перешел в частную собственность. Здесь был сделан капитальный ремонт и организованы благоустроенные квартиры-студии для размещения четырех-пяти человек в каждой. 



На смену работников возит ведомственный автобус. Лишние расходы на самом деле окупаются для завода в долгосрочной перспективе, объясняет Дмитрий Виберг, директор Асбестовского подразделения «ФОРЭСа».

«К сожалению, это традиция, видимо, города Асбеста – к лету определённая категория рабочих уходит, кто на вахты, кто в огороды, кто куда. Многие потом возвращаются, но у нас непрерывное производство, производственный план. Завод не может себе позволить по несколько месяцев держать незанятыми даже двадцать или тридцать рабочих мест. Компании «ФОРЭС» нужны ответственные работники – это главное. Из самого Асбеста или соседних городов – прекрасно. Издалека? Условия те же. Мы и приехавшим из Киргизии ставим одно условие – если ребята едут в отпуск, они оттуда возвращаются».Дмитрий Виберг, директор Асбестовского подразделения компании «ФОРЭС» 

Получают иностранцы ту же заплату, что и российские коллеги – более 30 тыс. рублей. Это минимальный оклад за работу шихтовщика третьего разряда – простой рабочей специализации, которой обучают прямо на заводе. Единственное отличие от местных – отпуск берут не в два приема, а сразу на месяц, чтобы съездить на родину. Чигиталы Назаров рассказывает, почему ради этих денег отказался от должности главы поселка в Киргизии.

«Высокой у нас там считается зарплата в 10 тыс. сомов, это как 10 тыс. рублей сейчас. В основном все получают 4-5 тыс. Я работал главой поселка, у меня был оклад в 8700 сомов. А цены такие же. Булка хлеба стоит 20 сомов. На стройке хорошо платили, до 20 тыс. сомов, только стройки у нас в стране кончились», - поясняет Чигиталы. Он не скрывает, что заводская профессия поначалу далась ему тяжело. Раньше в основном работал головой: бухгалтером, заместителем директора кооператива, чиновником. Шутит, что благодаря «ФОРЭСу» помолодел - согнал живот.

В перспективе Чигиталы, как и его соотечественники, рассчитывает повысить квалификацию. Это, говорят на заводе, опять же может сделать любой из добросовестных рабочих. Параллельное обучение профессии стропальщика и сдача экзамена позволяет получить четвертый разряд. Тогда зарплата доходит и до 40 тыс. рублей в месяц – такова сегодня, кстати, средняя зарплата на предприятии да и в целом по Свердловской области. 

Судить, хороший ли это оклад по российским меркам, иностранцы не берутся, но говорят, что им достаточно. Для них на первом месте – стабильность и «белое» оформление трудовых отношений.

Асилбек Абдуллаев в свои 55 лет успел поработать на нескольких российских заводах и каждый раз уезжал. Последний раз бросил металлургическое предприятие во Владивостоке.

«Пять лет работал комплектовщиком, платили нормально. К сожалению, был устроен неофициально. Решил уйти, потому что время идет, стаж не начисляется. Закон в те времена не позволял официально устроиться. Нелегальную работу легко найти, но все хотят работать официально. Дворники, строители, посудомойки всегда нужны. Только вот не всегда работодатели честные, могут не заплатить, а жаловаться некуда. И справки не хочется возить каждые полгода», - говорит АсилбекСегодня он, благодаря недавно подписанным соглашениям в рамках Европейско-Азиатского экономического союза, сможет получать на родине пенсию за стаж, приобретенный в России. Среди «киргизского десанта» половина - это люди, которые перебрались в Асбест из Екатеринбурга и других крупных городов. Они так же, как Асилбек Абдуллаев, высоко оценили возможность официального трудоустройства. А руководители предприятия вновь напоминают – такая возможность есть у любого желающего. «ФОРЭС» регулярно проводит ярмарки вакансий в разных городах Свердловской области. Иногородним россиянам тоже выделяют жилье, возят на завод на служебном автобусе.

Устроив небольшой эксперимент по приему иностранных рабочих, руководство молодой компании «ФОРЭС» в некотором перенимает традиции промышленного Асбеста. «Город горного льна», как его называли в советские времена, еще помнит, как строилась градообразующая «Асбофабрика № 6». Крупнейший комплекс обогащения асбеста объявили всесоюзной комсомольской стройкой. Одновременно с фабрикой за 9 лет с нуля отстроили всю инфраструктуру. Тогда превращать грязный поселок с деревянными тротуарами в современный Асбест тысячами приезжали люди со всех окраин и республик огромной страны. Многие остались тут жить.

«Мы берем всех, кто желает работать, и всем обеспечиваем равные условия. Я не люблю слово «мигранты». Это такие же люди, которые приехали с желанием трудиться, поддерживать свои семьи. Почему бы нам им не помочь, если они хорошо к нам относятся?» – подчеркивает Дмитрий Виберг. На предприятии и сегодня остаются открытыми больше 20 вакансий. Кто их займет, для руководителя большого завода не принципиально.

Источник фото: Антон Гуськов, www.uralasbest.ru
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+