November 7, 2018, 2:55 AM

Транспортные коридоры и международное сотрудничество: итоги недели в сфере евразийской интеграции

Основным событием прошедшей недели стала, конечно, встреча глав правительств стран СНГ. Но международная повестка никогда не будет исчерпана, и каждая неделя приносит огромное количество информации о состоявшихся раутах и переговорах на всех уровнях взаимодействия между странами. О наиболее заметных событиях в сфере евразийской интеграции - в еженедельном дайджесте ЕАН.

На минувшей неделе Всемирный банк (ВБ) опубликовал свой очередной рейтинг простоты ведения предпринимательской деятельности DoingBusiness. Россия за год поднялась в этом рейтинге на пять пунктов, заняв 35 место. В качестве сильных сторон эксперты ВБ отметили простоту регистрационных мероприятий и подключения к сетям для хозяйствующих субъектов, а наибольшие успехи были достигнуты в обеспечении доступа предприятий к получению кредитов и международной торговле. Последнее, по мнению Федеральной таможенной службы, стало следствием упрощения оплаты таможенных платежей и цифровизации таможенных функций. 35 место в рейтинге обеспечило России позицию лидера по легкости ведения бизнеса среди стран БРИКС, однако до поставленной цели - войти в двадцатку - ещё далеко.

"Соседними и прямыми конкурентами для нас являются такие страны, как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Позади нас остались Бельгия и Италия", - заявил по этому поводу министр экономического развития России Максим Орешкин.

Интересно, что ещё одно известное рейтинговое агентство Moody’s также объявило о намерении поднять российский рейтинг, что может положительно сказаться на инвестиционной активности зарубежных игроков на финансовом рынке России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ещё одной важной темой прошедшей недели стало формирование трансконтинентальных транспортных коридоров, которые сулят весомые преференции и прибыли их участникам от развития инфраструктуры и транзита огромных объемов товаров. Так, Россия, Индия и Иран планируют объединить усилия по созданию транспортного коридора “Север - Юг” протяженностью более 7 тыс. км и пропускной способностью 20-30 млн тонн грузов в год. Специалисты называют этот коридор альтернативой Суэцкому каналу и прогнозируют, что его реализация приведет к значительному сокращению издержек для бизнеса.

Другим континентальным транспортным коридором заинтересовалась Япония. Речь идет о Транссибирской магистрали, которая уже некоторое время находится в центре внимания из-за инициатив по ее модернизации и использования в качестве основного железнодорожного узла для евразийских интеграционных проектов. Россия и Япония планируют использовать Транссиб для формирования дополнительного канала взаимных поставок товаров, включая комплексные логистические проекты, совмещающие использование водного и железнодорожного транспорта. Реализация совместного проекта двух стран может вдвое сократить сроки поставок и, как “Север - Юг”, поможет бизнесу избежать лишних издержек. Представители бизнес-сообщества уже проявляют заинтересованность в развитии совместных логистических проектов с Японией, рассчитывая привлечь транзит и из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Прошлая неделя отличилась активностью взаимных контактов международных организаций на международной арене. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) продлила срок применения договоренностей о взаимопонимании и сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО ООН). Она провела программные встречи с функционерами ОБСЕ и Межевропейской организации налоговых администраций по вопросам сотрудничества в сфере экономики и обмена опытом, а также подписала Меморандум о сотрудничестве между ЕЭК и Электроэнергетическим советом СНГ, что позволит с большей эффективностью координировать действия государств - членов ЕАЭС в сфере энергетики.

Отдельно можно выделить переговоры, которые прошли между послом Аргентины Рикардо Эрнесто Лагорио и председателем Коллегии ЕЭК Тиграном Саркисяном касательно взаимодействия ЕАЭС и Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР). Председатель Коллегии ЕЭК выразил заинтересованность в формировании зоны свободной торговли между двумя интеграционными объединениями и предложил начать работу по определению товарных групп и таможенных преференций, которые стороны готовы будут обсуждать при создании таковой.

«В условиях современной мировой конъюнктуры настал подходящий момент, чтобы два региона будущего начали работать для организации справедливого социального порядка в мире», – ответил на инициативу ЕЭК посол Аргентины от лица руководства своей страны.

ЕАН продолжит следить за развитием событий в сфере экономической интеграции.

Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.

Фото: pixabay.com, eaunion.org