October 14, 2021, 10:55 AM
ЕАН

«Природное гостеприимство Среднего Урала»: эксперты говорят о новых точках притяжения туристов и инвесторов

Индустрия туризма – одна из основных сфер, пострадавших от пандемии коронавируса в 2020 году. На первый план вышел внутренний туризм с посещением природных парков и отдаленных уголков. Многие россияне не хотели рисковать и выбирали загородный отдых недалеко от дома. Попробуем посмотреть, что происходит в секторе загородного туризма в нашей стране и в Свердловской области, а также оценить, насколько этот вид туризма интересен с точки зрения инвестиций.

Траты россиян на путешествия летом 2021 года увеличились на 34,2 % по сравнению с 2020 годом. Согласно совместному исследованию лаборатории СберИндекс и сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, расходы россиян на внутренний туризм составили 1,46 трлн рублей. Прирост трат на путешествия по России составил 31,5 %.

За прошедшие 10 лет число загородных организаций отдыха в России (дома и базы отдыха, турбазы, кемпинги и другие организации) увеличилось более чем в 2,5 раза, количество мест – почти в 3 раза. Учитывая, что эта сфера экономики практически полностью частная и малодотационная, вполне можно предположить, что экономическая эффективность инвестиций здесь достаточно велика. Кроме того, по большинству прогнозов, в ближайшие годы рост спроса на услуги отдыха в России будет только расти. Предложения, среди которых - отпуск или выходные в близлежащем доме отдыха, на турбазе, выглядят для россиян, свердловчан в частности, достаточно интересными, поскольку минимизируют транспортные издержки.

По информации ВЦИОМ, по итогам лета 2021 года предпочтения россиян выглядят следующим образом: большинство (42 %) граждан выбрали отдых в сельской местности или на даче, 36 % - отдых дома, 29 % - пляжный отдых. 27 % респондентов предпочли пешие турпоходы по рекам, путешествия в горы, а также велосипедные туры. 25 % стали сторонниками изучения культуры, архитектуры и посещения памятных исторических мест.

При этом, по мнению 43 % россиян, за последний год условия отдыха в России изменились в лучшую сторону. Свердловская область – не исключение. В регионе открываются новые туристические маршруты, строятся отели и гостиницы, спрос на которые очень высок.

«Минувшим летом в регионе была практически полная загрузка мест размещения. Туристов привлекает в основном уральская природа: река Чусовая, горы, природные парки, перевал Дятлова. Сегодня гранты Ростуризма и внутренняя политика Свердловской области направлены на то, чтобы таких мест отдыха на природе становилось больше. Строятся не только отели, но и глэмпинги, создаются временные летние лагеря», - отмечает начальник отдела развития туризма и туристской инфраструктуры Министерства инвестиций и развития Свердловской области Екатерина Иванова.

При этом, если в 2020 году из-за пандемии количество туристов, въезжающих на территорию Свердловской области, сократилось и составило 974 тысячи человек, то в 2021 году статистические зачения практически восстановились. Только за первое полугодие текущего года Средний Урал посетили 800 тысяч человек. Эксперты считают, что регион возвращается к допандемийным показателям.

По словам и.о. директора Центра развития туризма Свердловской области Надежды Шестаковой, в области сейчас насчитывается около 1200 достопримечательностей.

«Если говорить о лидерах среди достопримечательностей, что именно привлекает туристов, то это границы Европы-Азии, более 31 обелиска. Также это большое количество паломнических мест, в первую очередь, Верхотурье - духовный центр Урала. Туристы едут и в Храм-на-Крови. Далее - это наши уникальные музеи, лучшие в России и Европе: автомобильной техники, военной и авиационной техники, музеи о добыче золота, музей современной политики в Ельцин-центре. Да и сам центр — это большой выставочный проект, где проходит большое количество мероприятий, это точка кипения, где спорят о будущем страны. Также многие едут увидеть Шигирский идол», - говорит Шестакова.

Эксперты считают, что главная точка притяжения для туристов – Екатеринбург, но основная задача отрасли – вывезти гостей за пределы областного центра. Здесь следует отметить, что регион обладает довольно объемной и диверсифицированной инфраструктурой для отдыха. По данным Центра развития туризма Свердловской области, на территории региона расположено 11 горнолыжных комплексов, около 30 государственных заповедников и заказников, несколько десятков государственных и частных охотничьих и рыболовных хозяйств, около трех десятков других развлекательных объектов, включая единственный на Урале гольф-клуб. Но и основания для дальнейших инвестиций явно присутствуют. На Среднем Урале появляются новые туристические направления и маршруты, один из них – «Демидовский».

«Новый Демидовский маршрут пройдет по территории пяти муниципальных образований, среди которых - Невьянск, Нижний Тагил, Горноуральский и Нижнесалдинский городские округа. Он охватывает 9 достопримечательностей, связанных с династией Демидовых. Буквально 18 октября у нас в регионе приступят к работе эксперты Ростуризма и АТОР (Ассоциация туроператоров - прим. ЕАН). Они будут оценивать маршрут, чтобы дать ему статус брендового», - отметила Шестакова.

Активно развивается событийная индустрия. Среди событий, происходящих за пределами Екатеринбурга, наиболее известен фестиваль православной культуры «Царские дни», посвященный пребыванию на Среднем Урале семьи Романовых. Еще с советских времен функционирует форум бардовской песни «Знаменка» (по названию деревни в Сухоложском районе, рядом с которой он проходит), проходит фестиваль реконструкторов «Покровский рубежЪ». Развитие этой сферы в регионе идет очень активно - и в результате Свердловская область занимает 1 место в рейтинге регионов России по итогам IX Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards.

Это говорит о том, что уральский бизнес видит перспективу инвестиций в развитие инфраструктуры отдыха в области. И на то есть основания. Так, по данным одного из крупнейших региональных операторов в сфере гостеприимства - USTA Hotels, за последние 5 лет загрузка в загородном сегменте выросла с 35 % до 60 %, средний отпускной тариф увеличился с 4077 рублей до 5677 рублей.

«Сегодня мы знаем цели и можем сказать, что инфраструктура в регионе стабильно развивается. В течение последних двух лет у нас открылись коллективные средства размещения, такие как Hyatt, «Берег», гора «Воронина» и многие другие. Если посмотреть на статистику, мы приближаемся к таким показателям, как 50 тысяч мест размещения и 20 тысяч номеров.

Это приятная цифра, более 1000 мест открыто только в этом году в отелях региона. Половина грантов, которые получены в прошлом году от Ростуризма, реализуют проекты размещения туристов на территории», - подчеркивает начальник отдела развития туризма и туристской инфраструктуры Министерства инвестиций и развития Свердловской области.

Загрузка, по вышеприведенным данным, хотя и имеет весьма высокий уровень, все же ажиотажного характера не несет. Кроме того, при всех допусках и погрешностях, значительная часть средств уходит за пределы региона. Задача состоит в уменьшении этого разрыва и локализации расходов внутри Свердловской области. Что имеет смысл делать для достижения такого результата? Как отмечается, в частности, в исследовании ВЦИОМ, россияне в целом очень консервативны в выборе туристических направлений внутри страны. Внимание граждан сфокусировано преимущественно на тех территориях, о которых они часто слышат в новостях или в отношении которых ранее были сформированы устойчивые представления, основанные как на собственном опыте, так и на сложившихся стереотипах. Опрошенные называют в числе наиболее интересных им направлений те регионы, о которых чаще слышат через каналы массовой коммуникации. Именно поэтому эксперты в сфере туризма уделяют большое внимание продвижению региона на всероссийских и международных выставках, а также в сети интернет.

«В начале этого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выделил субсидии на прямые авиаперелеты с территории Екатеринбурга в 11 регионов. Центр развития туризма организовал презентации в этих городах. Мы побывали в Самаре, Калуге, Уфе, собираемся в Нижний Новгород. Мы представили в рамках презентаций те маршруты, которые были сформированы нашим турсообществом в рамках сезона лето-осень 2021. На выставке «Интурмаркет» в Москве мы представили предложения на период зима - весна 2022 года. Кроме этого, мы сейчас серьезно работаем над продвижением в интернете, потому что туристы обращаются за ответами именно в сеть. Есть задача – давать больше информации», - рассказывает и.о. директора Центра развития туризма Свердловской области.

Она отметила, что сейчас туристы стали чаще путешествовать самостоятельно небольшими группами. Поэтому сотрудники центра размещают типографическую продукцию о туризме на Урале на информационных стойках «Газпрома» и в других местах транспортной логистики. Также в Москве в этом году появится более 30 баннеров, на которых будут представлены брендовые туристические маршруты Свердловской области.

На муниципальном уровне ситуация несколько проще. Информация, которая подается в общественных коммуникациях небольших территорий, достаточно эффективно формирует представление о целесообразности посещения того или иного объекта. В некоторых случаях эффективность деятельности повышается за счет размещения этой информации на своей или на примыкающей к территории поселений в виде коттеджных или дачных поселков, жители которых и формируют ядро пользователей.

Наиболее ярким примером такого явления выступает Pine Creek Golf Resort под Сысертью, где рядом с полем для гольфа создается жилой поселок. Впрочем, это единственный полноценный гольф-клуб на пространстве от Казани до Красноярска. Посмотреть, как развиваются другие, сложно.

В других случаях срабатывает ориентация на спрос на зимний отдых. Для того, чтобы превратить объект из летнего во всесезонный, владельцам базы достаточно «облагородить» часть домов отоплением или построить на территории базы пару коттеджей с удобствами. Стандартный зимний сервис также несложен – предоставление проката коньков и лыж, в последнее время - тюбингов. Кто-то предлагает клиентам экстремальный отдых - снегоходы, а иногда – возможность прокатиться на оленях или ездовых собаках. Большим спросом пользуется инфраструктура для отдыха, расположенная на подземных источниках. Это и обновленные санатории, еще советские, например, «Обуховский», «Нижние Серги», «Липовка» под Нижним Тагилом, и созданные недавно - «Акварель» в Туринске, «Баден-Баден» в Реже.

Стоит отметить, что количество участников в сфере туризма на текущий момент уже достаточно велико, чем еще 5-7 лет назад, порог входа выше. Наличие малого бизнеса в этой сфере принципиально важно и для территориального охвата. При наличии интересной бизнес-идеи и синергии с государственными и частными партнерами на территории, даже не особенно капиталоемкий проект может иметь вполне приличный коммерческий эффект. Это подтверждают и цифры. За 2019-2020 годы в сегменте загородного отдыха рост выручки по питанию составил 23 %, выручка от дополнительных услуг увеличилась на 49 %. Среди безусловных преимуществ инвестирования в объекты загородного отдыха на Среднем Урале называют стабильный рост спроса, большой потенциал расширения количества дополнительных услуг и низкую конкуренцию на рынке.

Можно сказать, что инвестиции в инфраструктуру загородного отдыха в Свердловской области определенно имеют перспективу, причем не только в части увеличения своей доли среди свердловчан, наиболее платежеспособной части населения Большого Урала, но и за счет привлечения инорегиональных посетителей. 

Источник фото: ЕАН, агентство по привлечению инвестиций
Комментировать