June 9, 2021, 12:49 PM

Робот – лучший контролер. Репортаж из первого «бескондукторного» автобуса Екатеринбурга

В салонах екатеринбургских автобусов появились валидаторы. Аппараты принимают плату за проезд – пока только по карте – без участия кондукторов. Систему тестируют на маршруте № 21 – от Краснолесья до ж/д вокзала. Первый «бескондукторный» рейс протестировал корреспондент ЕАН.

- Ну, и чего ты, сволочь, пищишь?

Грузный мужчина с огромным туристическим рюкзаком отчаянно пытается выяснять отношения с валидатором, закрепленным на поручне передней площадки. Тот непреклонен. Без претензий выдав билеты трем предыдущим пассажирам с «Почтамта», четвертого обслуживать отказывается.

- Прикладывай на зеленое! – басит чернобровый водитель из кабины.

- Туда и прикладываю!

Долго мучиться не приходится. На «Площади 1905-го» в салон входит контролер. Ему-то «турист» признается: перепутал карточки.

«Такая жара стоит. Ничего не соображаю», - жалуется он. Отразив нужную карту, робот сплевывает билет. Проверяющий продолжает путь по салону.

Обилечены все: женщины преклонного возраста, пара студентов, воспитатель школьного лагеря и трое ее коллег вместе с толпой детей в желтых кепках. «Роботизация» маршрутов екатеринбуржцев определенно не смутила. Среди входящих всегда находится сообразительный, кто первым приложит карточку к валидатору. Остальные молча следуют его примеру.

А вот бывшим кондукторам многие сочувствуют.

- И как вы, кондуктора, теперь? Всегда тут стоять будете?

- Нас больше нет, - философски отрезает контролер.

В «Гортрансе», кажется, по этому поводу не переживают.

«Предложим людям в какой-то момент перейти в контролеры. Они ведь всегда будут нужны – по мере увеличения количества автобусов без кондукторов», - пояснили журналистам на брифинге. В чем же в таком случае заключается смысл кампании по «роботизации», если людей все равно придется задействовать, пускай и на остановках, – понятно не до конца.

Транспортники, впрочем, настаивают: практика не только не приведет к волне сокращений, но и поможет преодолеть дефицит кадров. Для того, чтобы обслужить все маршруты, только на автобусы «Гортрансу» прямо сейчас нужно набрать еще 470 кондукторов. Чтобы закрыть потребность вообще по всем видам транспорта, придется набрать 800.

«Валидаторы приживутся – это 100%. Вопрос о том, куда деть кондукторов, даже не стоит: у нас не хватает людей», - говорят в «Гортрансе».

На «Площади коммунаров» взамен предыдущего контролера в автобус входит новый. Процедура не меняется – люди пока не ропщут: мало ли какие накладки могли произойти в штатном расписании. Обнаружить безбилетников снова не удается. Контролер покидает автобус через заднюю дверь, бросив недобрый взгляд на задний валидатор.

Валидатором оборудован каждый вход. Стоит машинка порядка 150 тыс. рублей. Новые автобусы с ними идут по нацпроекту, а вот на оборудование старых, по всей видимости, приходится раскошеливаться городу. В большей степени это наверняка коснется трамваев и троллейбусов, в масштабное обновление парка которых в Екатеринбурге уже и не верят (а зря!).

На «Институте связи» - новый контролер. В существование старого верить он отказывается. Работает по прежней процедуре. И, как ни странно, обнаруживает безбилетника.

Нынешнее законодательство – а прописывается эта норма областными властями – ответственности за проезд «зайцем» не предусматривает. Контролер «с уловом» вправе настойчиво потребовать оплаты проезда либо – не менее настойчиво – выпроводить безбилетника из автобуса. В «Гортрансе», впрочем, верят в законодателей и рассчитывают, что соответствующие нормы все-таки дополнят региональные законы.

- Вы почему не оплатили проезд?

- А я не знал. Ко мне ведь никто не подошел.

- Давайте карту!

Карты у «забывчивого» пассажира не оказывается. Мятую сторублевку контролер относит к водительскому окошку. Лежать купюре придется до следующей остановки. Рассчитывать сдачу на ходу и искать собственный, кабинный валидатор шофер отказывается.

Понять его можно. Каких-то десять лет назад прогрессивная общественность требовала избавить город от крошек-маршруток, рулевые которых устраивали на дорогах «шашки» и параллельно обсчитывали невнимательных пассажиров. Теперь с наличкой придется работать водителям больших зеленых автобусов.

Сам свидетелем не был, однако уже на перекуре возле конечной остановки водитель рассказал, что вынужден был простоять с утра на ТЮЗе десять минут: монет и купюр в окошко за раз просунули слишком много. Разумеется, дружное «подбадривание» со стороны опаздывающих граждан процедуру не ускорило. Короче говоря, утро мужику испортили крепко.

В зажиточной Москве проблему решили красиво – попросту срезали цену на проезд для тех, кто платит картой. Да срезали так, что теперь за наличку ездят либо не говорящие по-русски туристы, либо случайно оказавшиеся в общественном транспорте автолюбители.Похожим образом поступили в Питере и Казани. В Екатеринбурге тем временем «прорабатывают варианты». Появится ли скидка – пока вопрос.

Расправившись с безбилетником, контролер победоносно выходит через переднюю дверь, в створках которой натыкается на очередного коллегу. Теперь в существование предыдущего кондуктора новый не поверить просто не мог. Зато усомниться в его компетенциях и коллекторских способностях – запросто и вполне.

- Ничего не знаю! Вы въехали на мою зону. Приготовим билеты для проверки!

Билеты никто уже и не убирал. Объяснять происходящее не стал ни этот, ни даже следующий контролер, заскочивший на одной из последних остановок. Тот, правда, поверил в наличие других коллег на маршруте. Но бдительности не утратил: «А билетик мне все-таки предъявите». 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+