January 23, 2020, 10:14 AM
Мария Трускова

«Школьная система калечит»: почему родители выбирают семейное обучение

В Екатеринбурге растет число школьников, обучающихся по системе семейного образования. Начиная с 2015 года от родителей поступило более тысячи заявокВ течение 2018/2019 учебного года в городской департамент образования поступило 295 уведомлений от родителей о переходе на семейное образование, в течение лета - 165. Для сравнения, в 2015 году была подана 31 такая заявка, в 2016 году – 143, в 2017 – 183 и в 2018 – 200 о переводе своих детей на такую форму обучения. О том, чем они руководствуются, решаясь на такие меры, и с какими сложностями сталкиваются, ЕАН рассказала бывшая екатеринбурженка, ныне жительница Краснодарского края Анна. С этого учебного года она перевела свою дочь-четвероклассницу на семейное обучение. Приводим ее рассказ от первого лица.

Предварительно просим читателей не путать семейное образование с домашним. В первом случае организацией обучения детей занимаются сами родители, школьники приходят в учебное заведение только чтобы пройти аттестацию. На домашнем обучении же, как правило, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым учителя приходят лично или проводят уроки по видеосвязи.

С чего все началось

«Для многих семейное образование - это способ противостоять разрушительной системе школьного образования, которая калечит детей. Я, как и многие современные родители, недовольна сегодняшним наполнением учебной программы. Считаю, что некоторые из предметов попросту не полезны и отнимают время, а для многих преподавателей выполнить план важнее, чем то, чтобы ребенок получил знания. Но обо всем по порядку.

Моя дочь с первого класса активно занимается плаванием. На сегодняшний день тренировки проходят практически ежедневно по несколько часов. А еще бывают соревнования и спортивные сборы. Получается, что у ребенка с утра до обеда школа, а после обеда до вечера - тренировки. Вечером, когда и она, и я уже вымотанные, нужно делать уроки. Кто-то скажет: «Ничего страшного, многие так учатся». Другие предложат бросить спорт. Но понимаете, за три года обучения ребенка в школе я проанализировала всю нашу учебу и поняла многое.

Во-первых, несмотря на то, что девочка у меня неглупая, мне все равно приходилось ей каждый день перед выполнением домашнего задания объяснять ту или иную тему по математике, русскому или английскому языку. Почему сегодня происходит так, что объяснение и подготовка д/з ложится на плечи родителей или репетиторов начиная с самых младших классов?

Например, в нашем случае было так, что уже со второго класса с репетиторами английским языком занимались практически все одноклассники моего ребенка.

Если вспомнить нашу, советскую систему образования, многие согласятся, что тогда учитель всегда очень долго, на протяжении нескольких уроков мог объяснять одну и ту же тему. И весь класс ее отрабатывал. К контрольной же работе переходили только тогда, когда даже самый последний двоечник усвоит материал. Сейчас же принципа усвояемости в школе нет. Учителя руководствуются только планированием с огромным количеством тем, которое жестко ограничено учебным временем. Бывает, что на очень сложную тему выделяется всего два урока. А весь материал, конечно, нужно успеть пройти до конца мая. Если программа не будет пройдена в полном объеме, это страшно для учителя: он не выполнил план и может понести за это наказание со стороны руководства. 

«Школа ответственности не несет»

А вот если половину учебного материала дети не поймут, то школа или учитель за это уже не отвечают. Все чаще педагоги говорят родителям: «Занимайтесь с ребенком сами!» Здесь самое время сказать, что по закону об образовании ни за воспитание, ни за обучение школа никакой ответственности сегодня не несет. Согласно Конституции РФ, Семейному кодексу и ФЗ об образовании, вся ответственность за это лежит только на законных представителях детей. В этой связи переход на семейное образование не является чем-то особенным с точки зрения ответственности.

Никогда и никому вы не сможете предъявить никаких претензий за плохое обучение своего ребенка, даже если он обучается на привычной дневной форме!

Наоборот, в преддверии экзаменационной поры в 9 классе школы все чаще прибегают к тому, что направляют родителям так называемые информационные письма, в которых сообщают об «успехах» ребенка и подчеркивают, ссылаясь на законодательство, что ответственность за эти «успехи» лежит на родителях. Тем самым школа защищает себя от возможных негативных последствий. Вот и получается, что если мы, родители, и так отвечаем за образование своего ребенка, то почему бы не воспользоваться этим в полной мере?

Как всему научить ребенка?

Семейное образование дает свободу родителям в вопросе выбора как программ и учебников, так и методик обучения. Делать это можно как своими силами, так и с помощью репетиторов или специальных центров, занимающихся обучением детей. Все зависит от возможностей.

Пока моя дочь осваивает программу начальной школы, моих знаний для ее обучения хватает. Как будут развиваться события дальше, покажет время, но в любом случае мы обучаемся по советским учебникам и программам, проверенным временем. В этих учебниках материал изложен ясно и понятно. Кроме того, после каждой темы есть всегда материал для закрепления, а новая тема чаще всего начинается с повторения предыдущего. Родителям даже не нужно ничего выдумывать, главное - выбрать хороший учебник!

О «ненужных» предметах

Особенно важно, что семейное образование дает больше свободы в вопросе распоряжения временем ребенка. Приведу пример из своего опыта. Я уже упоминала, что дочка активно занимается спортом, соответственно, я не вижу необходимости лично для нас в трех часах физкультуры в неделю в школе. Кроме физкультуры есть и предметы, которые в большинстве случаев уже превращаются в фикцию: это ИЗО, технология и музыка.

На мой взгляд, один из самых вредных для развития, а точнее неразвития причинно-следственных связей у детей предмет - окружающий мир. Это вообще какой-то винегрет с фактами из разных сфер жизни! Прибавим к этому один час в неделю урока «Основы православной культуры и светской этики» и час на региональный компонент - в нашем случае это «Кубановедение». Получается, на все это уходит 8 часов в неделю - это полноценный рабочий день!

Не спорю, что эстетическое развитие детей необходимо, но зная, как оно сегодня проходит в рамках школы, мы для себя лично выбрали иную форму: театральный кружок, танцы и изостудию в системе дополнительного образования. Там дочери намного интереснее заниматься этим, она развивается в плане творчества. В школе же на том же ИЗО они на протяжении трех лет срисовывали с картинок, распечатанных учителем на компьютере...

Когда я поняла, что все равно занимаюсь с ребенком ежедневно, посчитала, сколько времени уходит на подготовку д/з, в том числе по тем предметам, которые я считаю, мягко говоря, неполезными, я пришла к выводу, что нужно что-то менять. Тем более что сегодня, на мой взгляд, цели думающих родителей и школы в вопросе образования и воспитания детей расходятся. Школа уже с начальной скамьи натаскивает детей на ЕГЭ, высокие баллы которого сегодня монетизируются в рейтинги для школ.

Уже с «началки» дети пишут всероссийские проверочные работы. Вроде бы проверяют учителей, а по факту получается, что учат детей искать ответы на тесты в Интернете, чтобы потом успешно списать во время самой контрольной.

Очень часто можно услышать вопрос: а как дальше, вот нужно будет изучать физику, химию, биологию? Отвечу. Во-первых, сегодня в школе часы на эти уроки страшно сокращены. Бывает, что на один предмет – час в неделю, и дети, которым эти предметы нужны в будущем для поступления, «сидят» на репетиторах. Зачастую 100 баллов по таким предметам - это заслуга именно репетиторов, а точнее родителей, оплативших эти услуги.

Во-вторых, я же тоже училась в школе и очень успешно ее закончила, с запасом знаний, который помогает мне в обучении своей дочери, а значит как минимум школьный уровень в голове у меня есть. Кроме этого, сейчас достаточно ресурсов в Интернете, в том числе и бесплатных, чтобы изучить и освоить те или иные темы.

Также родители по закону об образовании вправе выбрать частоту аттестаций и учреждение для прохождения этой аттестации. Я говорю о том, что можно для прохождения аттестации прикрепиться к школе, например, или делать это через Интернет, сотрудничая со специализированными центрами. Например, чтобы получить аттестацию по тому же ИЗО, моя дочь приносит работы из творческой студии. Подтверждения спортивных разрядов идут в зачет за физкультуру. По другим предметам – раз в месяц, в четверть или в год будем писать проверочные работы.

В заключение хочу сказать, что переход на семейное образование возможен в любой момент учебного года и, вопреки распространенному мнению, никаких трудностей тут нет. Для этого нужно просто прийти школу и написать заявление у директора или завуча, курирующего этот вопрос. И все. Если же ваш ребенок еще не поступил в школу, то тогда заявление о том, что вы выбираете такую форму обучения, нужно нести в местный департамент образования».

От редакции:

В течение 2018/2019 учебного года в городской департамент образования поступило 295 уведомлений от родителей о переходе на семейное образование, в течение лета - 165. Для сравнения, в 2015 году была подана 31 такая заявка, в 2016 году – 143, в 2017 – 183 и в 2018 – 200.

«На сегодня из 163 школ города 85 общеобразовательных организаций имеют такую практику. Так как реестр ведется с 2015 года, то в общей сложности насчитывается чуть более 1 тыс. заявлений от родителей о переводе на семейную форму обучения. Однако необходимо учитывать, что часть из них в итоге отказались от нее и дети перешли на очную форму обучения, часть детей уже выпустились из общеобразовательных организаций», - пояснили ЕАН в городском департаменте образования.

Источник фото: pixabay.com
Комментировать