January 18, 2018, 5:45 AM

«Богу не нужно наше купание»: как правильно праздновать Крещение в Екатеринбурге

С вечера 18 января в Русской православной церкви будет отмечаться праздник Крещение Господне, который называют также Богоявлением. В России, в том числе в Свердловской области, в эти дни проходят массовые купания в проруби. Однако на самом деле непосредственного отношения к празднику эта традиция не имеет. О «крещенских заблуждениях» - в интервью ЕАН настоятеля храма святого Георгия Победоносца в Североуральске, иерея Симеона Шестакова.

— Отец Симеон, в народе часто называют 18 января Богоявлением, а 19 января — уже называют Крещением. Это два разных события?

— Есть расхожее мнение, что Богоявление и Крещение — это отдельные праздники. в церковном календаре — это один и тот же день. 18 января происходит навечерие Богоявления, то есть отмечается предшествующий день. Поэтому этот день называют также Крещенским сочельником. А 19 января — сам праздник Богоявление или Крещение Господне — явление Бога в мир.

Отмечу, что до V века Рождество Христово и Крещение вообще праздновались в один день. Эта традиция, кстати, сохранилась в Армянской церкви. И поэтому праздник и назывался Богоявлением, то есть объединял в себе эпизоды явления в мир Бога — рождение Христа в Вифлееме и явление святой Троицы на Иордане.

— Ежегодно на Крещение выстраиваются очереди прихожан за освященной водой, люди приносят большие емкости. Действительно нужно делать такие запасы?

— Приходить за освященной водой — это благочестивый обычай. Мы берем ее, чтобы освятиться самим этой водой. Это не заменяет причастие, но для верующего человека это подкрепление на неделе, когда у него нет возможности причаститься. Он может утром выпить немного святой воды и скушать просфору (хлеб, используемый в богослужении, — прим. ЕАН). Для человека это видимое выражение его веры.

— По поводу веры хотелось бы уточнить: порой люди считают крещенскую воду панацеей от всех бед.

— Я не считаю такой подход правильным. Это уже из разряда магизма и суеверий.

Мы верим, что эта вода была освящена особой благодатью Божией и, принимая ее, мы желаем соединиться с ним всеми способами – и через молитву, и в первую очередь через причастие, и через принятие святой воды. Это все освящено нашим Богом, и это все для нас дорого.

Освященные РПС купели в Екатеринбурге. Список

— Имеет значение, сколько воды набрать в Крещение?

— Следует рассчитывать, чтобы хватило на год. Но вместе с тем надо быть скромнее, думать о других. Да и с флягами стоять на службе неудобно — это будет отвлекать от молитвы. Ее ведь употребляют понемногу. Если она заканчивается, то можно добавить простой воды. Ничего страшного в этом не будет.

— Есть разница между крещенской водой и водой, освященной в простые дни?

— Я не встречал богословски обоснованного мнения о существовании принципиальных отличий. Для меня как для священника ответ очевиден: на Крещение совершается чин великого освящения воды, а в обычные дни — чин малого освящения воды.

В целом традиция употребления той и другой воды сложилась разная. Это связано с тем, чтобы в человеке сохранялось особое благоговение к самому празднику. Ведь не каждый, кто приходит в храм, обладает горячей верой. Поэтому нам нужны такие простые формы выражения нашей веры, осязаемые, которые зажигают в нас дух.

— Прорубь тоже относится к таким формам? Обязательно ли придерживаться этого обычая?

— Я бы не сказал, что купание в проруби имеет непосредственное отношение к празднику. Да, в Палестине есть обычай, когда на Крещение освящают воду в реке Иордан и проходят купания, но там тепло. Каким-то образом, как я полагаю, эта традиция пришла в наши реалии, и люди считают теперь, что это обязательно.

Но в богослужебных книгах не написано, что нужно нырять в воду в этот день, хотя водоемы и освящаются.

— Есть представления, что такие купания очищают человека от грехов или влияют на его отношения с Богом. Насколько это соответствует действительности?

— Богу не нужно наше купание в проруби. Ему нужен, как учит Писание, наш сокрушенный дух и желание изменить себя в лучшую сторону.

— Как тогда отметить этот праздник тем, кто хочет строго соответствовать правилам христианства?

— В первую очередь нужно поразмышлять, какую жертву принес Бог ради нас. Что он смирился, воплотившись простым человеком в Вифлееме и приняв крещение, хотя ему этого и не надо было делать. Главное, чтобы эти мысли имели плод, то, о чем я говорил чуть выше, — об изменении себя.

Кроме размышлений, если есть возможность, нужно посетить в этот день богослужение или хотя бы зайти в храм — просто помолиться. Это будет действительно соответствовать духу христианства.

Сергей Беляев.

Фото: pixabay.com.

Комментировать