October 1, 2015, 09:07 AM

Где китайцам жить хорошо

Граждане КНР о том, как им по-разному живется в России.

Один из многочисленных павильонов Таганского ряда пестреет красками платков, в углу на маленьком стуле в красной куртке сидит, уставившись в телефон, китаянка. Заприметив меня, она с улыбкой на очень плохом русском произносит еле слышное и неловкое: «Здрасе». Оглядываю павильон: слева под стать разноцветным платкам висят пальто, а наверху на маленькой полочке аккуратным рядком стоят иконы. Вопросительно указываю на них. Лили отрицательно качает головой:

- Нет-нет, я в такое не верю. Это моя русская подруга, она пальто продает.

- А вы во что верите?

- Я в человека хорошего верю. В доброе сердце.

- Давно вы в России живете? Как вам здесь?

- Да, давно, шестой год пошел. Ну, трудно сказать. Конечно, домой хочется, но и здесь неплохо. Только в последний год совсем тяжело с торговлей стало. Рублей нет ни у кого.

Разговор на русском Лили дается непросто, то и дело она добавляет китайские слова, все время силится припомнить: «Ну, как там это називается».

Двадцать лет назад среди китайцев распространился слух, что торговать в России прибыльнее, ведь там нет такой конкуренции, как в Китае. И Лили вместе с мужем переехала из Харбина в Екатеринбург. Сын Лили, который сейчас живет в Китае, уже получил высшее образование и работает в сфере компьютерных технологий. В Харбине он зарабатывает больше, чем родители, которым приходится ютиться в маленькой съемной комнате недалеко от самого рынка.

китайцы в России


В Екатеринбурге история миграции граждан КНР насчитывает не один десяток лет. Район Таганского ряда, где работает основная масса граждан Китая, превратился в своего рода Чайна-таун. По данным Федеральной миграционной службы по Свердловской области, на сентябрь 2015 года в нашем городе проживают 6169 граждан Китая, из них 2530 работают. Примерное число граждан КНР, трудящихся на рынке, составляет несколько тысяч. Конечно, нужно еще учитывать нелегальных китайских мигрантов, которых практически невозможно подсчитать.

Условия работы на рынке изменились давно. Некогда торговые палатки, которые раньше покупатель пробегал необычайно быстро из-за пробирающего насквозь холода, сменились многоэтажными торговыми центрами с фудкортом и всеми удобствами.

Тем не менее в последние два года наблюдается тенденция оттока мигрантов. Причины, в первую очередь, экономические – курс рубля. Во вторую – уровень жизни в самом Китае в разы повысился. В таком случае есть ли какая-то выгода китайцу эмигрировать? Кроме того, на ситуацию влияет существенное усиление российского миграционного законодательства.

Однако, несмотря на ужесточение трудового законодательства, нелегальные пути получения регистрации сохраняются. «Просто теперь за все приходится платить в два раза больше. Очень многие вернулись в КНР», – рассказывает преподаватель центра обучения русскому языку и культуре на Таганском рынке Юлия.

- Вы преподаете уже несколько лет. Можете описать портрет трудового мигранта из Китая?

- Его интересы крайне ограничены. Китайцы кажутся очень доброжелательными, за все время моей работы между нами никогда не случались конфликты. Тем не менее они очень закрытые, редко вступают в смешанные браки, уж слишком мы с ними разные. Все их желания сводятся к потреблению или максимум к отправлению заработанных денег родственникам в Китай. Вообще условия жизни трудового мигранта нельзя назвать хорошими. Русский язык он учит исключительно для получения сертификата. Естественно, что он стремится на всем сэкономить, поэтому и сегодня «резиновые квартиры» – не забытое явление.

китайцы в россии

Не только челноки


Состав китайской миграции, может, и несильно изменился: большинство приезжают в Россию заниматься торговлей. Но меняются сами китайцы. Новое поколение рационально подходит к выбору: куда и зачем уезжать. Например, когда житель Поднебесной выбирает страну, в которой бы он хотел получить высшее образование, он изучает бизнес-окружение страны и то, какими могут быть его перспективы после завершения обучения.

По словам генерального консула КНР в Екатеринбурге, на сегодняшний день уже около 500 китайских студентов обучаются в университетах города.

Кажется, что новое поколение китайской миграции нацелено на получение лучшего в стране своего пребывания.

- После учебы многие возвращаются на родину, – говорит с легким придыханием перед каждым произнесенным русским словом китаец-переводчик, работающий на рынке. На обещанную мне экскурсию по рынку у него так и не хватило времени, но на встречу он пришел вовремя. Мой собеседник помогает гражданам Китайской Народной Республики в сборе необходимых документов для получения виз. Сейчас он получает магистерскую степень в УрФУ, его родители, пробыв в Екатеринбурге 15 лет, год назад вернулись в Китай.

- Как ты думаешь, как можно описать китайского студента, который сейчас учится в Екатеринбурге? Кто он?

- Первый портрет, который я придумал, это некий китаец-бизнесмен. Он учит русский язык для того, чтобы заниматься бизнесом с Россией. Между нашими странами хорошие отношения, а это значит, что будет много работы. Возможно, он будет торговать чем-нибудь между Россией и Китаем. Что его интересует? Деньги, конечно. Если он захочет действительно достигнуть больших успехов, то улетит домой. Многое в его жизни будет зависеть от того, насколько хорошо он знает русский язык. Правда, может, он проживет долгое время в Екатеринбурге, его интересы перестанут ограничиваться только деньгами, тогда он останется, чтобы продолжить научную карьеру.

Среди китайцев встречаются настоящие ценители русской культуры. Это я приметила, когда мы с моим знакомым, участвуя в Санкт-Петербургском форуме, заговорили, кто такой китайский бизнесмен в России. Чжао Тэнсяо – генеральный представитель компания «Альфа&Омега». В России он уже давно по делам семейного бизнеса. После первого шокирующего года Тэнсяо полюбил нашу страну и уже семь лет живет здесь. Общаться с ним на русском языке приятно: Тэнсяо часто шутит и пытается вставить интересные речевые обороты.

- Вообще мне очень нравится Россия. Местные ребята жалуются, а я чувствую, что Россия очень комфортная страна.

- Что в твоем понимании «комфортная»?

- Эту идею я даже недавно передал вице-премьеру Ольге Голодец. В России красивая природа, культурные люди и богатая история. Невозможно не влюбиться в эту страну. Но я никогда не думал, что навсегда могу переехать и оставить родину.

- Почему?

- Во-первых, в Китае есть присказка: опавшие листья должны вернуться к корням – вернуться к своему происхождению. Тем более сейчас в Китае больше возможностей и там живут близкие и родные. Поэтому я не думал никогда, что уеду от них. Каждому китайцу хочется в любое время домой вернуться.

- Тяжело ли вести бизнес в России?

- В России вести бизнес иностранной компании никогда не бывает легко. Пока развиваемся со своими инвестициями и в своем знакомом секторе. Но могу сказать точно, в России работать совсем не скучно.

китайцы в России


Хотя дружба между Россией и Китаем транслируется по всем каналам, повсюду я слышу мнение о том, что Китай стремится заселить территорию России. Кажется, такая боязнь не обоснована. Сколько бы я ни общалась с китайцами, народов, которые с таким трепетом относятся к собственной культуре, очень мало. Не к государству, нет, а именно к своему национальному сознанию. Китаец психологически будто всегда в Китае: благодаря общинности, характерной для этой нации, у него не происходит внутреннего разделения на «родину» и «заграницу». Он приезжает в другую страну по разным причинам, но Китай он сохраняет в себе неизменно. Алина Ганиева, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+