December 21, 2018, 07:00 AM

Когда мама на нуле: в России стартовал проект родительской взаимопомощи

“Я не была готова к постоянной боли – болят руки, спина, грудь, кости, сводит ноги, выпадают зубы”.

“Я не могу принять свое новое тело. Похудеть не получается из-за гормонов. Ненавижу себя. С мужем отношения испортились”.

“От недосыпа постоянно болит голова – я уже не помню, когда не болела. Мне никто не помогает, бессонные ночи – мой личный крест”.

“Я не ожидала, что окажусь в полной изоляции. Внезапно круг общения сузился до двух человек”.

Женщины, пишущие это в социальных сетях, – не объединенные общим диагнозом больные, а обычные матери обычных здоровых малышей. Просто говорят они не о “парадном” фасаде родительства, а об изнанке, о которой не принято даже упоминать. Подобных постов – десятки тысяч, многие анонимны.

 

Ведь никто не хочет услышать в ответ презрительное: «Зачем тогда рожала?” - или обвинение в нелюбви к собственному ребенку и эгоизме - а именно такую реакцию обычно выдает в ответ на жалобы молодых матерей социум.

Впрочем, позитивные подвижки все-таки наблюдаются. С 2017 года в Санкт-Петербурге развивается благотворительная инициатива “Помощь уставшим мамам”. Ее волонтеры оказывают вымотанным женщинам простую поддержку – прибрать в доме, погулять с ребенком, пока мама спит, дать выговориться. Еще один проект с аналогичными задачами под названием “Помощь маме”, на сей раз всероссийский, стартовал буквально на днях. Подробности - в интервью основателя, автора блога о материнстве без прикрас в Instagram @plohaya_mamka.

- Расскажите, в чем суть проекта?

- Расскажу сначала, как вообще появилась идея. В своем блоге я регулярно провожу опросы на разные острые для матерей темы. Однажды спросила: “Есть ли у вас возможность отлучиться куда-то без ребенка в первый год его жизни. А в первые три?» Как оказалось, выйти без младенца до года не могут 40% мам, еще 20% - до трех лет. Это значит, что не они не могут элементарно попасть к врачу при необходимости, не говоря уже об удовлетворении иных потребностей.

 

Я знаю случаи, когда девочки подпиливали себе зубы пилочкой или клеили пломбы на суперклей из-за того, что не было возможности сходить к стоматологу.

Также привязанность к ребенку 24/7 говорит о полном отсутствии личного пространства. Причем часто такая ситуация складывается в полных семьях, в которых уход за детьми до сих пор считается по большей части женской обязанностью и отец помогает нерегулярно. Другие родственники тоже, как показывает опыт, либо не горят желанием помочь, либо их просто нет рядом. Те, кто считался друзьями, с появлением ребенка часто испаряются. Да что там говорить – у меня хорошая семья, понимающий муж, мама рядом, но даже со мной случались ситуации, когда дома нет продуктов и принести их в ближайшее время некому, а сама я выйти не могу.

Поэтому в первую очередь я решила создать в Сети площадку для сведения между собой мам, которым требуется помощь в элементарных бытовых вопросах, c теми, кто готов ее оказать. Первые будут оставлять на сайте “Помощь маме” заявки с конкретными запросами. Судя по моим наблюдениям, желающих помочь много, важно начать сводить стороны и сделать этот процесс безопасным.

Безопасность – один из основных принципов проекта. По этой причине мы настоятельно рекомендуем перед встречей обменяться фото/сканами документов и сообщить эти и контактные данные третьей стороне - близким людям или администраторам. Также мы предлагаем желающим пройти расширенную регистрацию с предоставлением документов администрации. Желающим – потому что требовать этого от всех мы не можем по закону. После проверки данных у прошедших допрегистрацию появится соответствующий значок возле иконки личного профиля.

Второе направление работы – психологические консультации. В порядке очереди можно будет получить их бесплатно, если ждать не хочется – то платно. Ценник невысокий – 900 рублей в час. Сумма полностью идет на оплату работы специалиста.

Никакой материальной помощи участники проекта именно в его рамках, через заявку на сайте ни получить, ни оказать не смогут. Слишком высока опасность мошенничества.

- Кто выступил спонсором проекта? В какую сумму обошелся запуск сайта?

- Примерно в 130 тыс. В основном это мои деньги, накопленные подработками в декрете, но поступили и донаты от подписчиц. В эту сумму вошла регистрации ООО, создание и наполнении сайта, разработка логотипа. В дальнейшем придется вкладывать еще порядка 15 тыс. ежемесячно. В эту сумму входят символические вознаграждения для администраторов, психологов. Собственно, в блог я примерно такую сумму и вкладывала каждый месяц некоторое время назад. Сейчас эти деньги, которые я зарабатываю фрилансом в качестве эсэмэмщика и копирайтера, будут уходить в “Помощь мамам”. Все равно я никогда не мечтала быть блогером-миллионником.



- Проект некоммерческий или в будущем все-таки планируется каким-то образом на нем зарабатывать? Почему для регистрации выбран формат ООО?

- Я не против монетизации, но пока не вижу никаких вариантов для этого. Так что пока – да, некоммерческий. Формат ООО выбран после консультации с юристами. Просто сервисы типа Avito и Blablacar, которые также занимаются сведением людей между собой, работают именно как ООО. Мы по сути своей ближе к НКО, в нашем частном случае проще сделать ООО.

- 130 тыс. – это достаточно крупная сумма для среднестатистической семьи, какой является и ваша. Почему вы решили потратить ее на проект? Чего ждете от него для себя лично?

- У любых подобных начинаний цель – изменить болезненную ситуацию.

 

Конкретно моя дочь в первые месяцы жизни не получила столько любви, заботы и теплых эмоций, сколько могла бы, будь у меня помощь хотя бы иногда.

Соответственно, если другой ребенок получит все это, я буду считать, что моя цель достигнута. Может, пафосно прозвучит, но я это делаю, потому что хочу и могу.

Это не первый мой опыт благотворительной деятельности в принципе. Мы с друзьями собирались, помогали детским домам, домам престарелых. Но я никогда этим особо не горела, не была мозговым центром. Ну помогла и помогла. С помощью матерям все иначе, потому что я прочувствовала все “прелести” материнства, о которых не принято даже упоминать, на своей шкуре.

- Есть ли идеи для дальнейшего развития проекта в долгосрочной перспективе, если он “полетит”?

- В ближайшей перспективе - введение юридических консультаций. Как показывает опыт, чаще всего матерям требуются консультации по поводу взыскания алиментов, бракоразводного процесса и, как это ни печально, защиты от семейного насилия.

 

Также востребован поиск работы в декрете – без ненужного мусора в виде пирамид и сетевого бизнеса.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то хочу выйти в офлайн. Чтобы в каждом крупном городе появились офисы, чтобы можно было привлекать подготовленных волонтеров. Чтобы проект мог, грубо говоря, предоставлять убежище нуждающимся женщинам, как это делают кризисные центры.

- Вы сказали, что мысль создать “Помощь мамам” пришла после знакомства с шокирующими результатами опросов в блоге. А как вообще завелся блог, зачем? Насколько я поняла, вы и его изначально не хотели монетизировать.

- Блог был формой селф-терапии. Я писала о своей боли, о том, чего не расскажешь никому, потому что осудят, и становилось легче. Писала и продолжаю писать инкогнито. Первые подписчики пришли по хештегам. По отклику я поняла, что мои эмоции и мои проблемы типичны, и решила блог продвигать. На тот момент у меня было около 700 подписчиков. Оказалось, что продвигаться не так-то просто. Популярные блогеры, к которым я обращалась, отказывались сотрудничать, говоря о том, что я – неформат, всем же нравятся глянцевые картинки. Сейчас уже понятно, что далеко не всем.

К счастью, в медиа развивается тенденция на честное освещение темы родительства. И все же блог развивался, и я начала получать истории от подписчиков – об одиночестве, о том, что в первые месяцы не чувствуешь любви к своему ребенку и не знаешь, нормально ли это, временами жалеешь, что родила, муж не помогает, денег не хватает. Подобные вещи часто некому рассказать, стыдно, а потребность есть. Потому что после этого становится легче.

Слив негатив, ты можешь дальше идти заботиться о ребенке, налаживать отношения с мужем, искать друзей, хобби, решать проблемы. Социум же вообще не готов признать наличие у мамы условно плохих эмоций и всепоглощающей усталости вместо любви. Попробуй рассказать такое на любом мамском форуме – заклюют. В офлайне тем более. А мне рассказывать не боялись, у меня ведь проблемы те же. Со временем историй стало приходить так много, что я завела для их публикации отдельный аккаунт. У него очень строгие правила – в комментариях нельзя осуждать, обесценивать проблему, в чем бы она ни заключалась, давать советы, если их не просят. Кто нарушает, отправляется в бан навсегда.

- Вы продолжаете сохранять анонимность, почему?

- На самом деле я особо не держусь за инкогнито. Если возникнет необходимость, то откажусь от анонимности. Пока так комфортнее и мне, и моим подписчикам. Им проще рассказывать о том, что болит, анониму, а не конкретной личности. А мне проще в плане подбора визуального контента для блога – я считаю себя нефотогеничной и не люблю фотографироваться.

- Основываясь на собственном опыте и опыте подписчиц, можете ли выделить условный топ проблем, к которым оказываются не готовы мамы?

- Если говорить о взаимоотношениях с обществом, о вживании в новую роль, то в первую очередь это социальная изоляция. Раньше, мне кажется, проблема стояла не так остро. Родственные связи были крепче, даже между соседями складывались добрые отношения. Сейчас же мы часто вообще не знакомы с соседями по лестничной клетке. И случается, что мамы по несколько дней не общаются ни с кем, кроме ребенка. Это же ненормально. Конечно, люди разные, но многих вынужденное отшельничество очень тяготит.

Во-вторых, существует тренд на высмеивание материнства. Условно говоря, под тегом #яжмать распространяются фейковые истории о каких-то сумасшедших матерях, которые считают, что им все должны. Это провоцирует у далеких от родительства людей агрессивно-настороженное отношение ко всем мамам вообще.

Третье - обесценивание родительского труда. Если мама говорит, что устала от ребенка, ее с потрохами съедят. От чего устала, ты же дома сидишь? Как я уже говорила, мать не имеет права уставать и испытывать негативные эмоции. При этом требования к ней предъявляются высокие и противоречивые - она должна хорошо выглядеть, быть стройной, заниматься развитием ребенка, при этом обязательно работать. Потому что если не работаешь – ты клуша. В то же время и работать нельзя, иначе окажешься кукушкой.

Четвертое - городская среда не приспособлена для людей с маленькими детьми. Нет пандусов, нигде нет нормальных комнат матери и ребенка, такси уезжает, увидев, что вызвала его женщина с маленьким ребенком. Пятое - качество государственной медицины, потому что не каждая молодая женщина до рождения ребенка с ней в принципе знакома.

- Как думаете, что можно предпринять, чтобы путь женщин к материнству стал более осознанным? Чтобы они заранее знали, что на изнанке?

- Нужно перестать идеализировать родительство. Не нужны глянцевые картинки в розовых и голубых тонах, которые рисует государство и во многом тот же социум, который потом и выдает агрессию и завышенные требования. До сих пор бытует мнение о том, что послеродовая депрессия – это выдумка ленивых и эгоистичных матерей. Так давайте развенчивать этот миф.

Давайте в женских консультациях и роддомах рассказывать не только об азах ухода за младенцем, но и о психогигиене. А в паблике чаще говорить не о вреде абортов, а о необходимости планирования беременности. О том, что первые годы родительства – это не только розовые пятки, душистые макушки и тонна умиления, но, вполне возможно, и физическая боль, депривация первоочередных потребностей и эмоциональное выгорание. К этому нужно быть готовым, в том числе и ради благополучия ребенка.

Фото: beautifulinhistime.com, pixabay.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+