April 6, 2018, 11:51 AM

Люди часто забывают зачем вообще празднуется Пасха: интервью священника

В Русской православной церкви подходит к концу подготовка к центральному событию всего христианского мира — Пасхе (Воскресение Иисуса Христа). Этот праздник не является однодневным и растягивается более чем на месяц.

Корреспондент ЕАН поговорил со священником Нижнетагильской епархии Виталием Ярмуликом о самых распространенных ошибках при встрече Пасхи и о смысле столь длительного празднования.

 — Отец Виталий, известно, что церковные праздники одним днем не ограничиваются. На протяжении какого времени отмечается христианская Пасха?

 — В отличие от остальных праздников, Воскресение Христово имеет самый продолжительный период — отмечается 40 дней. Для нас это событие исключительное, которое перевернуло весь ход истории. Поэтому ему придается особое значение и выделяется столько времени.

 — Какие самые распространенные ошибки у людей при праздновании Пасхи?

 — Одна из самых известных - это когда в первый же день люди идут на кладбище. Действительно, подобная традиция есть, но на девятый день после Пасхи (Радоница). Именно тогда верующие несут радость воскресения своим усопшим близким, помня, что души их живы.

 — То есть это не обычные поминки?

 — Это поминовение, но без сокрушения: «Ты ушел. Как мы без тебя будем?». Нужно идти на Радоницу с мыслями: «Тебе там хорошо, потому что Христос воскрес. А значит и ты воскреснешь». Кроме ошибки с кладбищами люди еще забывают, зачем в действительности празднуется Пасха, и сосредотачиваются на освящении куличей и яиц. Такие прихожане не остаются на торжественную службу и уходят домой, потому что им это неинтересно. Для себя они основной ритуал выполнили.

 — Вот эти 40 дней Пасхи разделяются на какие-то циклы?

— Да. Разграничение идет по неделям. Первый период называется Светлой седмицей, особенность которой в том, что все богослужения совершаются по чину Пасхи. Вся неделя получается как один день, и все эти семь дней мы проводим крестные ходы, чтобы дух верующего поддерживать в радости. Одновременно с этим на крестных ходах проносят артос — хлеб, освященный особым образом, который символизирует воскресшего Христа.

 — Это как у католиков разжигание костра символизирует воскресение?

— Да. Символика отличается, но ее значение то же самое.

— Чем заканчивается Светлая седмица?

 — Вслед за ней следует неделя антипасхи, она же Фомина неделя. Здесь надо понимать, что приставка «анти-» не означает «против». С греческого это переводится как «напротив» или «вместо». Сама неделя посвящена событию, когда Христос сразу после воскрешения явился десяти ученикам, а апостола Фомы в этот момент не было с ними. Фоме говорят: «Мы видели Христа». А он отвечает, что пока не потрогает его, не поверит. Через восемь дней Христос снова явился ученикам, уже в присутствии Фомы. И тот уверовал. Уже ни у кого не было сомнений, что он воскрес.

— Какая особенность начала антипасхи?

 — Артос раздается верующим. Церковь входит в обычный круг богослужений с сохранением пасхальных особенностей. Все время мы напоминаем, что празднование продолжается. Вместе с тем отсчет недели начинается не с понедельника, как раньше, а с воскресенья. То есть в воскресенье мы вспоминаем историю с апостолом Фомой, и этой теме посвящена вся последующая неделя. Далее в воскресенье мы вспоминаем жен-мироносиц, и следующая неделя также посвящена им.

 — Почему жен-мироносиц относят на третью неделю после Пасхи, если они первые пошли ко гробу, где похоронили Христа? Ведь остальные ученики разбежались.

 —  Первые две недели выстроены в хронологическом порядке, согласно евангельскому повествованию. Христос воскрес, и через восемь дней он явился уже ученикам, в том числе апостолу Фоме. А затем уже мы в первую очередь вспоминаем тех, кто не убежал от Христа. В основном это были женщины, которые после казни на кресте пошли ко гробу, чтобы подготовить тело учителя к погребению, помазав его миром. Отсюда и название всей недели.

 — В православной среде бытует мнение, что этот праздник является неким аналогом 8 Марта.

 — Есть такой момент, и я это убеждение полностью разделяю, поскольку воспеваются все ценности, присущие женщинам. С 8 Марта сложная ситуация — этот светский праздник выпадает на Великий пост, и православные женщины на распутье — праздновать или нет. С одной стороны, идет подготовка человека к Пасхе, с другой — все вокруг отмечают.

Поэтому мы акцентируем внимание на дне жен-мироносиц, чтобы у христианок была своя радость, ничем не ограниченная. В храмах установилась традиция поздравлять женщин в этот день, подчеркивать значимость их служения, указывая, что мужчина не стоит в центре. Христианство никогда женщин не унижало, оно их возвеличивало. По сути учение Спасителя принесло в мир своего рода эмансипацию, ведь в дохристианскую эпоху женщину и за человека не считали.

 — После жен-мироносиц чему посвящены дальнейшие периоды?

 — Далее следуют недели в память о событиях, которые прямого отношения к Пасхе не имеют. Так, четвертая неделя называется «О расслабленном». В этот период мы вспоминаем о парализованном человеке, который 28 лет не мог войти в купальню, где ангел раз в год возмущал воду, но исцелялся только тот, кто первым входил туда. Когда Христос пришел и спросил расслабленного, чего он хочет, тот рассказал о своем желании исцелиться. И Господь совершил это. В этой истории акцент не на чуде, а на терпении человека, который все эти 28 лет безропотно ожидал у купели. Эту добродетель мы и вспоминаем. 

 — Почему далее следуют недели, не связанные с Пасхой?

 — Я полагаю, что важны тут те черты, которым мы придаем значение как христиане. В случае с Фоминой неделей — это крепкая вера, с женами-мироносицами — верность и жертвенность, неделя о расслабленном, как я сказал, — терпение в скорбях. То же самое и с пятой неделей — «О самаритянке». Этот эпизод из Евангелия рассказывает, как Христос заговорил с женщиной-самаритянкой. Здесь примечательно, что иудеи с самаритянами не общались из-за религиозного конфликта: где и как молиться. Но, вопреки всем религиозным понятиям того времени, Христос начал с ней беседу и в последующем проповедовал самаритянам. Я вижу, что это событие в том числе учит нас любви к окружающим, показывает, что для христианства нет религиозных конфликтов, нет разницы, какой национальности человек и какой у него язык. Христианство смотрит на его сердце.

 — Последняя неделя после Пасхи чему посвящена?

 — Это уже неделя «О слепом», когда мы вспоминаем слепорожденного, которого исцелил Христос. Здесь есть интересный момент. Спаситель подошел к больному человеку с учениками, и те спросили: «Господи, кто согрешил: он или его родители?» В то время считалось, что болезнь посылается человеку в качестве некоего наказания. Христос ответил, что не согрешил ни слепой, ни его родители, но «чтобы на нем дела Божии явились». Зачастую и сейчас люди говорят, что такому-то человеку скорби и печали посланы за грехи. Но это не всегда так. Как видим из этой истории, неприятность в жизни человека происходит для того, чтобы он потом извлек из нее пользу.

 — Чем заканчивается 40-дневное празднование Пасхи?

 — Весь цикл завершается вознесением Христовым, когда он закончил свой земной путь. Здесь мы не просто говорим, что он взошел на небо. Мы вспоминаем, что человеку открывается дорога к Богу, если он, конечно, захочет по ней пойти.

Фото: pixabay.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+