December 26, 2016, 12:00 PM

Теракт, неисправность или ошибка экипажа: почему разбился Ту-154

Версии экспертов о причинах авиакатастрофы в Сочи.

Эксперты выясняют причины авиакатастрофы над Черным морем, в которой погибли 92 человека. В числе жертв – 64 артиста военного ансамбля песни и пляски имени Александрова, включая руководителя коллектива Валерия Халилова, правозащитник и врач Елизавета Глинка, 9 журналистов федеральных телеканалов. 

Ту-154 направлялся из подмосковного аэропорта Чкаловский в Сирию: артисты намеревались поздравить с наступающим Новым годом российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим, а Доктор Лиза везла лекарства для больных детей. В Сочи самолет приземлился на дозаправку. После того, как баки наполнили топливом, в 05:25 местного времени воздушное судно взлетело, но уже через несколько минуты пропало с радаров. Чуть позже выяснилось: самолет разбился, упав в6 километрахот берега Черного моря по направлению к Анапе. Обломки раскидало по большой территории, радиус их поиска сначала составлял около10 километров, а затем был расширен до Абхазии. Ведутся поиски тел погибших. Сегодня, 26 декабря, в Москву на процедуры опознания было отправлено 10 тел и 86 фрагментов тел жертв катастрофы. Рассматриваются несколько причин трагедии.

Теракт

Версию теракта в день катастрофы даже не рассматривали – никому не могло прийти в голову, что в самолет министерства обороны мог проникнуть террорист. Однако сегодня это предположение имеет место. Эксперты не исключают, что таким образом террористы могли отомстить за вмешательство России в вооруженный конфликт в Сирии.

Как доказательство тому – появление в Сети видео с веб-камеры на пляже «Огонек» в Адлере, которая зафиксировала сильную вспышку в небе. Интернет-пользователи полагают, что камера запечатлела именно момент взрыва самолета, однако официально эта информация не подтверждается.

В оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС «Интерфаксу» сообщили, что вспышка была снята через полчаса после того, как самолет исчез с радаров, поэтому никакого отношения к катастрофе не имеет.

Кроме того, в пользу версии теракта говорит то, что пилот самолета не пытался передать диспетчерам информацию о возникших проблемах – шуме или тряске. Скорее всего, это свидетельствует о том, что самолет разрушился в считанные секунды. 

Между тем в минобороны версию теракта приоритетной не считают, однако окончательные выводы будут сделаны после того, как фюзеляж самолета и другие его части будут извлечены из воды и осмотрены специалистами.

Техническая неисправность

Неудовлетворительное техническое состояние Ту-154 – это одна из основных версий крушения, рассматриваемых экспертами.  Самолет был выпущен в 1983 году и до настоящего времени провел в воздухе 6689 часов. Последний ремонт был проведен в конце 2014 года, а следующий планировался на 2018 год.

«Да, самолету 33 года, но если посмотреть его ресурс по налету – это новый самолет! Он налетал всего 7 тысяч часов. В гражданской авиации за 33 года он налетал бы 50 тысяч часов. Да, это, конечно, возраст, но это не критический возраст. Но он заставляет более внимательно и скрупулезно следить авиационным начальникам за строгим соблюдением правил системы поддержания летной годности. Если было достойное выполнение всех правил эксплуатации и ремонта самолета, его систем и механизмов, плюс этот хилый налет – 7 тысяч часов, – это хороший летательный аппарат, который должен полностью обеспечить безопасность», - прокомментировал агентству ЕАН президент фонда «Партнер гражданской авиации» и заслуженный летчик СССР, бывший замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов.

Он отметил, что это уже второе серьезное происшествие с самолетами минобороны за последнее время, и упомянул об Ил-18, совершившем жесткую посадку в Якутии. Смирнов обратил внимание на то, что Ил-18 – очень прочное и надежное воздушное судно. «Это уже система. Вот в чем министрам надо разбираться», - добавил эксперт.

Отметим, недавно появилась информация, что оба самолета, Ил-15 и Ту-154, базировались на военном аэродроме Кольцово в Екатеринбурге.

Добавим, в минобороны заявляют, что перед вылетом воздушное судно Ту-154 прошло все необходимые проверки и неисправностей выявлено не было.

Ошибка пилотирования

Еще одна приоритетная версия, по данным минтранса, – ошибка пилотирования.  Однако в день ЧП в районе Сочи были хорошие метеоусловия – слабый ветер, прекрасная видимость. Непонятно, с какими трудностями мог столкнуться экипаж.

Управлял самолетом летчик первого класса Роман Волков – опытный пилот, общий налет которого превышал 3000 часов.

Штурман Юрий Петухов также имел большой опыт работы. В 2011 году он был награжден за посадку так называемого танцующего Ту-154. У самолета отказала система управления, но Петухову удалось посадить воздушное судно и тем самым спасти жизни всех находившихся на борту.

«Меня поразила трагедийность этой катастрофы, связанная с тем, что не было видимых оснований и причин для такой тяжелейшей трагедии. Погода – великолепная для полетов курсантов. Самолет прекрасно вылетел, взлетел, нормально долетел до Сочи. Экипаж – первоклассные летчики. О том, что были какие-то отказы или неполадки, тоже не было информации. Поразило то, что в этом самолете находилась часть культурного золотого фонда нашей страны», - комментирует Олег Смирнов, добавив, что выражает глубочайшие соболезнования родственникам погибших.

Плохое топливо

Еще одна возможная причина ЧП – дозаправка самолета некачественным топливом. Такую версию озвучила газета «Известия» со ссылкой на осведомленный источник в следствии.

В настоящее время взяты и изучаются пробы авиационного керосина, экспертиза покажет, было ли это топливо некондиционным.

Одновременный отказ трех двигателей Ту-154 возможен только при некондиционности топлива, заявил газете заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник Игорь Маликов.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо выяснить, почему самолет так долго находился на стоянке в Сочи. «Это очень длительная стоянка, по какой причине она была такой длинной, непонятно. Было достаточно часа, но почему-то простоял самолет 4 часа. Для чего и что с ним сделано, должна установить комиссия. Сделать это легко, потому что все, что дополнительно размещается в самолете, документируется и копии документов остаются на земле», - сообщил агентству ЕАН Олег Смирнов.

Птица в двигателе

Также в СМИ появлялась версия, что в двигатель Ту-154 могла попасть птица. Об этом сообщал «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник. Собеседник агентства отмечал, что недалеко от аэропорта Сочи находится станция перелетных птиц и природный орнитологический парк в Имеретинке.

Однако эксперты сомневаются в этой версии – если это случилось, то самолет навряд ли рухнул так быстро, а экипаж сумел бы подать сигнал о помощи.

В настоящее время выяснение обстоятельств ЧП продолжается. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия», ход расследования находится на личном контроле  председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Также расследованием катастрофы занимается комиссия минобороны России во главе с генералом армии Павлом Поповым. Оказанием помощи семьям погибших и ликвидацией последствий ЧП занимается правительственная комиссия, которую возглавляет министр транспорта РФ Максим Соколов. Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать