October 19, 2018, 9:50 AM

В День криминалиста уральское управление СК на транспорте рассказало о самых громких катастрофах

19 октября криминалисты отмечают свой профессиональный праздник. В Уральском следственном управлении на транспорте СКР рассказали историю создания собственного отдела криминалистики, о самых громких транспортных катастрофах, которые произошли на Урале за последние годы, и о том, как эксперты занимались расследованием этих дел.

В этот день в 1954 году генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко подписал указание № 3/195 «О работе прокурора-криминалиста». В каждой республиканской и областной прокуратуре были созданы службы криминалистики. После этого в Ленинграде были организованы специальные двухмесячные курсы по подготовке прокуроров-криминалистов. Численность первых выпускников, ставших прокурорами-криминалистами, составляла всего 42 человека, при этом на них возлагалась вся организационная и методическая работа по повышению качества предварительного следствия.

Институт прокуроров-криминалистов формировался прежде всего из опытных следователей-наставников, обладающих тактикой и методикой раскрытия и расследования преступлений, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств. Когда в 2007 году образовался Следственный комитет, криминалисты перешли под ведомство новой структуры и вместо прокуроров стали следователями. В основном они стали заниматься раскрытием тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе серийных и совершенных в отношении детей.

В отделе криминалистики Уральского следственного управления на транспорте за время работы накоплен обширный опыт расследования авиационных происшествий и катастроф. Среди расследованных авиационных катастроф нельзя не отметить уголовные дела по фактам крушения Boeing-737-500 в Перми и ATR-72 в Тюменской области.

Напомним, 14 сентября 2008 года потерпел катастрофу авиалайнер Boeing-737-500 с 6 членами экипажа и 82 пассажирами на борту. Выживших не было. Криминалисты и следователи работали на месте происшествия четыре дня: осматривали предметы, работали с трупами, родственниками погибших, назначали судебные экспертизы, осматривали и анализировали всю документацию и обломки воздушного судна. Точка в расследовании уголовного дела была поставлена только в 2014 году – уголовное дело после установления всех обстоятельств прекращено за смертью пилота, чьи действия и состояние алкогольного опьянения явились причиной авиакатастрофы.

Огромную работу специалисты провели и по факту крушения самолета ATR-72 с 39 пассажирами на борту и 4 членами экипажа, которое произошло после взлета из аэропорта Рощино в Тюмени 2 апреля 2012 года. Тогда погибли 29 пассажиров и весь экипаж, 10 пассажиров получили тяжкий и средней тяжести вред здоровью. Работа по расследованию уголовного дела проводилась одновременно на месте крушения воздушного судна, в аэропорту, в больницах. В результате расследования выяснилось, что причиной катастрофы явилось обледенение воздушного судна и непроведение противообледенительной обработки самолета перед вылетом. Суд тогда вынес обвинительный приговор.

Одна из последних крупных авиакатастроф произошла с вертолетом Ми-8 – в октябре 2016 года в ЯНАО с 19 пассажирами на борту. На месте происшествия следственная группа находилась семь дней, проводя необходимые осмотры как места падения воздушного судна, так и аэропорта назначения, посадочных площадок, выемку и осмотр топлива, документов, прослушку записей переговоров.

Другим специфичным преступлением, относящимся к юрисдикции следственных управлений на транспорте, являются происшествия на железнодорожном транспорте. Например, 9 сентября 2017 года поступило сообщение о столкновении в Нижневартовске грузового самосвала «Ивеко» с движущимся пассажирским поездом, в результате чего пострадало значительное количество пассажиров поезда, двое из них скончались от полученных травм в больницах.

Наряду с авиационными катастрофами, повлекшими человеческие жертвы, сотрудники отдела выезжают для осмотра места происшествия по фактам авиационных аварий, когда в результате происшествия страдает техника. Ярким примером такой аварии является крушение вертолета Ми-2, произошедшее летом 2016 года в Екатеринбурге при взлете с посадочной площадки больницы. Учитывая большое скопление людей рядом с посадочной площадкой, можно считать чудом, что никто из них не пострадал в результате падения, произошедшего в результате ошибки пилота.