July 21, 2017, 6:41 AM

В музее автотехники УГМК появился легендарный мотоцикл

В экспозиции Музея автомобильной техники УГМК появился мотоцикл, возможно, самой легендарной  мотоциклетной марки и весьма почтенного возраста. Это Harley-Davidson 10E 1914 года выпуска, сообщает пресс-служба холдинга.

Компания Harley-Davidson была основана в 1903 году школьными приятелями Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном в городе Милуоки, штат Висконсин, США. Это было время, когда мелкие компании по производству мотоциклов появлялись в разных частях США как грибы после дождя. К двум энтузиастам присоединились старшие братья Артура – Уолтер и Уильям Дэвидсоны.

С 1909 года компания начала выпускать моторы ставшей классической схемы V-twin – с двумя цилиндрами, расположенными под углом 45 градусов. В 1914 году компания предлагала 5 моделей: самой дешевой (200 долларов) была 10А – одноцилиндровый мотоцикл с ременным приводом, 10B уже была оснащена цепной передачей, а 10С – еще и двухступенчатой коробкой передач. Двухцилиндровые модели 10E и 10F оснащались двигателями объемом 989 куб. см и мощностью 8,6 л.с. Модель 10F отличалась наличием двухступенчатой коробки передач. Стоили эти мотоциклы 250 и 285 долларов соответственно (очень дешевая «машина для всех» Ford T стоила в этот период 440 долларов). Мотоциклы разгонялись почти до 100 км/ч, но к этому же времени компания создает гоночное отделение и начинает делать еще более быстрые гоночные мотоциклы, первые из которых строились как раз на базе серийного 10E. Реклама в журналах подчеркивала улучшения, внесенные в конструкцию моделей 1914 года: легкую систему запуска с помощью всего одного нажатия на любую из педалей (Step-Starter) без необходимости ставить его на подножку, как это было у более ранних моделей; возможность управлять сцеплением как с помощью рычага, так и с помощью специальной педали (Double Clutch Control); возможность тормозить как при помощи специальной педали, так и с помощью педалей для пуска мотоцикла (Double Brakes Control); удобные и широкие подставки для ног; особо удобное сидение. Реклама также указывала на экстраординарную мощность мотоцикла, позволявшую использовать его с коляской и преодолевать песок и грязь.

Экземпляр, представленный в экспозиции музея, был отреставрирован в США. История его «второй жизни» началась с находки оригинального двигателя. При этом двигатель был закреплен на раме мотоцикла 1926 года выпуска вместе с коробкой передач производства 1917 года. Все вместе это представляло груду хлама, многие годы пролежавшую без движения. Реставрация мотоцикла заняла 2 года.

Мотоциклы Harley-Davidson начали поставляться в Россию еще до революции 1917 года. В годы Первой мировой войны «Гарлей-Девидсон», как их тогда называли, активно использовались русской армией. Не ослабевала связь между компанией и нашей страной и в дальнейшем. Так, в 1928 году журнал «За рулем» писал: «Большой популярностью и распространением пользуются у нас в Союзе мотоциклы американской фирмы «Харлей-Давидсон». Эти машины оказались едва ли не наиболее подходящими для работы в наших «смертьмашиннных» условиях. Из всего числа размещаемых за границе заказов на мотоциклы около 90% получает эта фирма». Обратную сторону обложки журнала «За рулем» № 6 за 1931 год украшала большая, во всю страницу реклама мотоциклов фирмы. В годы Великой Отечественной войны СССР получил 26670 мотоциклов Harley-Davidson WLA, при том что все советские заводы за годы войны изготовили 13763 мотоцикла.

По некоторым подсчетам, в США начала XX века обанкротилось более 300 производителей мотоциклов, но Harley-Davidson ждала другая судьба: компания не только выжила, но и стала практически синонимом американского мотоцикла, самостоятельным явлением и одним из знаковых символов современной культуры.

Фото: Пресс-служба УГМК

Комментировать