September 20, 2018, 11:10 AM

Запрет смартфонов: опыт лучших школ Екатеринбурга

Умные гаджеты - помеха здоровому образовательному процессу. С такой формулировкой, по последним данным ВЦИОМ, согласны 73% россиян. Большинство граждан уверены: в случае запрета на использование гаджетов во время занятий уровень успеваемости детей резко вырастет.

Корреспондент ЕАН пообщался с руководителями лучших школ Екатеринбурга и узнал об их отношении к этой проблеме.

Первым собеседником агентства стал директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) при УрФУ Андрей Мартьянов.

«В СУНЦе очень спокойно относятся к гаджетам. Запретов у нас нет. Более того, мы взаимодействуем с образовательными компаниями, которые предоставляют нам возможность использования своего контента посредством смартфонов и планшетов. Используем мы и электронные пособия и учебники. Для ребят таким образом создается эффект новизны. Зачем идти по пути запретов?

 

«Если урок интересен, ребенок не полезет за телефоном. Конечно, запрещать легко. Гораздо сложнее формировать культуру пользования гаджетами. Так что я бы сказал, что здесь в дело вступает некий культурологический аспект».

Иного мнения придерживаются в другой сильной школе Екатеринбурга. Путем прямого запрета пошли руководители лицея № 130.

«Использование телефонов у нас регулируется локальным актом. Во время уроков пользоваться телефоном запрещено не только ученикам, но и преподавателям. Исключение делается только в экстренных случаях. Например, для срочной связи с родителями. А вот на перемене - пожалуйста! Причина? Дети отвлекаются во время уроков, если телефон лежит на столе. Так что гражданскую позицию по этому поводу мы полностью разделяем», - отметила директор лицея Ирина Артемьева.

Схожа с предыдущей позиция и в гимназии № 8 «Лицей имени С.П. Дягилева». Директор «Дягилевки» Андрей Кадочников считает этот вопрос одним из наиболее актуальных в сегодняшней образовательной повестке.

«Присоединяюсь к большинству. Я того же мнения: использование смартфонов в школе не является положительным для организации учебно-воспитательного процесса. Ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, электронные учебники и иные цифровые технологии в обучении - нормальное явление. Но ведь разговор идет о том, что у каждого ребенка в кармане собственный телефон. И использует он его не для учебных целей», - посетовал Кадочников.

Директор отмечает, что мобильное устройство становится для ребенка средством коммуникации с теми, с кем во время урока коммуницировать он не должен. Более того, мобильник можно использовать и как шпаргалку.

«Касательно использования на переменах. Допустим, для звонков родителям. У меня один вопрос: «Зачем?» Что вы хотите ребенку сказать? И как вы делали это много лет назад? Если происходит что-то срочное, можно позвонить в школу, секретарю. Или классному руководителю. Делать это следует в форс-мажорных обстоятельствах. Но уж никак не узнавать, как ребенок покушал и так далее», - считает Кадочников.

Руководитель уверен, что гипертрофированная опека над ребенком, а также возможности для излишней коммуникации ведут к печальным последствиям, особенно в начальной школе.

 

«Дети утром поконфликтовали, скажем, обозвали как-то друг друга. Произошла стычка. Через урок они уже все забыли, через три - у них мир, дружба, жвачка. Сейчас же, с этими смартфонами, они сразу звонят родителям, и начинается шум. Дети уже все позабыли, а родители судятся друг с другом по полгода».

Существует и еще одна менее очевидная проблема вокруг смартфонов в школе.

«Это ведь очень недешевые вещи, родители не покупают детям кнопочные телефоны. А потом начинается: «У моего ребенка украли телефон». Из 10 «украденных» телефонов - девять с половиной ребенок теряет сам. В семи случаях - забывает в туалете. Я не шучу, охранник регулярно приносит телефоны из туалета», - рассказал Кадочников.

При этом в «Дягилевке», как и в 130-й, действуют локальные акты. Однако законодательного регулирования в этом вопросе, по мнению Кадочникова, сейчас не хватает.

«Мы обговариваем это с каждым учителем. У кого-то для телефонов предусмотрен специальный ящичек, у кого-то - коробочка. Ребенок приходит, оставляет, затем забирает. Но опять же если бы это закрепили на законодательном уровне, было бы проще. Помогло бы избежать конфликтов. И закон этот был бы полезен по крайней мере для того, чтобы напомнить участникам образовательного процесса, что у них есть не только права, но и обязанности», - подытожил Кадочников.

Напомним, за запрет смартфонов в школе недавно выступили и в министерстве просвещения. Глава министерства Ольга Васильева привела в пример опыт Франции, где использование гаджетов в школе запрещено на законодательном уровне до 9 класса.

Фото: pixabay.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+