May 21, 2021, 11:49 AM

Спасти ребенка. Что происходит с психологической поддержкой детей в Челябинской области

Страшный опыт Казани, а теперь еще и Прикамья показал важность психологической работы с детьми. Но эта система в школах далека от идеала: один специалист на все классы, часто – формальный подход. Корреспондент ЕАН выяснил, куда можно обратиться за поддержкой родителям и в каких ситуациях следует обращаться к специалисту.

Работа психолога в школе со стороны родителей практически незаметна: приносит анкеты, иногда проводит беседы, и на этом все. А где-то и вовсе нет такой ставки, и дети остаются без возможности попросить помощи.

«Школа от школы отличается, многое зависит от руководства, – рассказывает психолог, преподаватель психологии и супервизор Анастасия Зыкова. – Я тоже работаю в системе образования – в техникуме. Мой контингент – ребята от 16 до 20-22 лет. Когда студентов больше 1500 человек, каждому уделить внимание невозможно. В этом случае психологи выявляют группы риска, проводят тесты, скрининги. Когда мы говорим о пограничных состояниях, как у казанского стрелка, по моему мнению, там точно что-то было не в порядке – он был в кризисе. Можно ли было определить это силами техникума? Знаете, если он попадает в поле зрения, то, наверное. Но если он не был на занятии, когда проводились тесты, то вряд ли психолог мог бы заметить что-то».

Напомним, что в Казани 19-летний парень зашел с оружием в школу и начал расстреливать людей. Погибли ученики и педагоги. В городе Березники 10-классник пронес в школу нож и напал на своего педагога из-за проблем с успеваемостью. В обществе возник закономерный вопрос: можно ли было выявить предпосылки в поведении молодых людей и предотвратить преступные действия.

 Ученица челябинской гимназии принесла на занятия пистолет По данным пресс-службы Министерства образования Челябинской области, в 2020-2021 году в общеобразовательных организациях работают 629 педагогов-психологов.

«Не в каждой школе есть свой штатный педагог-психолог, работают совместители либо один психолог на несколько школ. При этом есть образовательные организации с большим количеством обучающихся, где таких сотрудников несколько. К примеру, в ОЦ № 2 Челябинска работают 5 педагогов-психологов», – пояснили в пресс-службе регионального Минобра. 

Основная функция такого специалиста в школе – психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. То есть они сопровождают образовательный процесс. Но кроме этого, педагоги-психологи консультируют учеников и родителей, проводят работу с детьми, у которых возникли трудности с обучением. 

«В идеале один психолог должен приходиться на 150-200 человек. Понятно, что при таком раскладе в малокомплектных школах необязательно вводить ставку педагога-психолога. Что чаще всего и бывает. В больших школах определенная нехватка таких специалистов есть. И здесь большую роль играет специфика самой работы. Эмоционально педагог-психолог выгорает быстрее, его человеческий ресурс исчерпаем. При не очень высокой оплате труда психолог использует ресурсы своей личности – это ресурсозатратный труд, в первую очередь для него самого. Для того чтобы он был эффективным в помощи, ему необходимо самому повышать компетенцию, восстанавливаться, проходить супервизию, прорабатывать свои собственные проблемы, а для этого нужны время и ресурсы», – отметили в Минобре. 

Довериться ли психологу

Между тем родители порой сталкиваются с некомпетентными специалистами. Мать пятиклассника Данила (имя изменено) из Копейска рассказала ЕАН о своем непростом опыте работы со школьным психологом. У ребенка еще в начальных классах был выявлен синдром дефицита внимания и гиперактивность, поведенческие отклонения. В классе возникли проблемы: малыш отвлекался на уроках, мешая учителю, конфликтовал с другими детьми. Специалист работать с семьей попросту отказался. В образовательном учреждении родителям рекомендовали перевести мальчика на домашнее обучение и дали контакты частных психологов.

«И тут мы столкнулись с большими трудностями. Психолог не особо вникла в ситуацию, уже после первого общения назначила занятия по программе «Сказкотерапия». Никакого эффекта не было. На просьбу провести индивидуальные занятия отвечали, что специалист занят, зато стали навязывать платные курсы для родителей на темы, далекие от воспитания детей. После жалоб в школе посоветовали другого психолога. Та вовсе не давала никаких чеков, не пускала родителей на занятия и запретила спрашивать у ребенка, что происходит на этих тренингах. Сын начал материться и говорить, что слышал это в мультиках у врача, стал тревожным и раздражительным. А школа настаивала на изоляции нас – так мы учились два года, а социальный педагог лишь критиковал. Вот и вся поддержка», – рассказала мать школьника.

В итоге ребенок прошел лечение у психотерапевта. Семья переехала жить в дом, завела домашних животных. Все это в совокупности с беседами дало эффект: поведение исправилось, мальчик вернулся в школу.

«Мы так поняли, что единственная задача школьного психолога – выявить отклонения в поведении детей. Но вот как дальше быть родителям – это уже только наша ответственность. А психологи, по моему личному опыту, – сегодня лишь предприниматели. Они встречают тебя с важным видом, их услуги стоят дорого, а вот гарантии качественной работы, увы, нет», – заключает женщина.

К сожалению, такой негативный опыт общения с психологами сильно осложняет ситуацию с поддержкой. С другой стороны, и родители не всегда готовы идти к специалисту. Одни считают, что это блажь, другие помнят карательную психиатрию из Советского Союза, третьи просто боятся или стесняются признаться в проблемах.

«Если мы говорим про казанского стрелка – у него не было контакта с родителями, и в семейной системе точно было что-то не так. Мы не говорим, что надо в чем-то обвинять семью. Я их прекрасно понимаю – признавать, что у ребенка что-то не так с точки зрения психики, – это очень тяжело и страшно. Но психологи вообще не имеют права что-либо делать без письменного согласия отца или матери», – поясняет психолог Анастасия Зыкова.

По словам уполномоченной по правам ребенка в Челябинской области Евгении Майоровой, в образовательной системе действительно не хватает психологов. А спрос на хороших специалистов между тем растет: у психологов, которые ведут частную практику, – завал.

«С одной стороны, меня это радует, люди обращаются к специалистам и понимают необходимость, но с другой стороны – есть дефицит хороших кадров.

Я вообще за то, чтобы психологическая помощь гражданам и детям оказывалась в рамках ОМС. Неслучайно профессиональное выгорание включили в Международную классификацию болезней. И психосоматические заболевания – давно не область фантастики. Нам нужны специалисты в системе, чтобы помощь была понятной и доступной. Одни школьные психологи не решат этот вопрос – они не смогут совершить чудо. Понятно, что специалист в образовании решает какие-то вопросы в рамках своих компетенций, но это не системное решение», – объясняет Евгения Майорова.

Детский омбудсмен отмечает, что не всегда специалист обладает достаточными компетенциями и может даже навредить. Важно выбрать того психолога, которому доверяешь. Надо обращать внимание на опыт, образование и рекомендации. Конечно, специализация тоже имеет значение: один специалист работает с детско-родительскими отношениями, другой помогает жертвам насилия, третий консультирует семейные пары.

«Когда говорят: психолог не помог – то, может, человеку не подошла методика. У каждого врача есть определенные общие протоколы, но тем не менее путь лечения определяет он сам. Так и у психолога – у каждого свой подход, и возможно, что именно вам не подошел этот. В таком случае искать другого специалиста. И помнить, что психолог не волшебник, это специалист, который работает с вами, если вы сами готовы работать, настроены на результат и не ждете пилюли», – говорит Евгения Майорова.

Куда обратиться за поддержкой

Психолог Анастасия Зыкова рекомендует родителям обращаться к специалисту, если у ребенка резко изменилось поведение:

  • раньше был веселым – сейчас ходит и не улыбается, не радуется простым вещам;
  • раньше был спокойным – стал слишком активным, нервным;
  • резко стал ласковым и прилипчивым;
  • часто грустит;
  • быстро меняется поведение и пр.

«Малейшее изменение в поведении – это повод сходить к психологу. Найти специалиста можно по сарафанному радио, по рекомендации. Можно сразу не идти с ребенком, а просто взять онлайн-консультацию и принять решение – нужна ли очная консультация или есть возможность проработать проблему самим», – советует Анастасия Зыкова.

Если нет возможности обратиться к платному специалисту, есть и бесплатные варианты: тот же школьный психолог или телефон доверия.

Например, в Челябинске Кризисный центр принимает звонки на детский телефон доверия 8-800-2000-122. Это бесплатная служба психологической помощи для детей, подростков и родителей, работает круглосуточно. В 2020 году психологи Центра отработали больше 12 000 звонков. В этом году Кризисный центр Челябинска устраивает онлайн-флешмоб #ДОВЕРЯЕМВМЕСТЕ74, чтобы распространить информацию о работе линии доверия как можно большему числу людей.

В любом случае наладить психологическую поддержку в школах и увеличить число компетентных психологов, которые смогли бы оказывать помощь семьям, очень важно. Тогда, может быть, риск таких ситуаций, как в Казани и Прикамье, будет ниже.

Автор: Наталья Горюнова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+