November 1, 2023, 09:00 AM
Сергей Беляев

Стоматологи уходят от Европы из-за курса: чем будут лечить зубы в Екатеринбурге

Регулярно в СМИ появляется информация о возможном дефиците стоматологических материалов. В Минпомторге заверяют, что недостатка на этой нише нет. В то же время в ведомстве указали, что отечественный производитель занимает 20 % рынка. То, что рынок не останется без расходных и других материалов, ЕАН подтвердила представитель компании «Фармгеоком» Ирина Бабинова. Компания завозит в Россию европейские инструменты для работы в корневых каналах зубов.

По ее словам, большинство европейских компаний не стали разрывать после 2022 года долгосрочные контракты на поставки материалов. Впрочем, на фоне ослабления курса рубля и падения платежеспособности населения, по ее мнению, неизбежен переход российских клиник на азиатскую продукцию. По цене она доступнее европейских брендов, а по качеству южнокорейские и китайские производители не сильно уступают западным конкурентам. Подробнее о ситуации на рынке - в материале ЕАН.

В отличие от ряда других отраслей, которые потеряли партнеров из Евросоюза и США на фоне санкций, в стоматологии такой картины не наблюдалось. По словам Ирины Бабиновой, большинство производителей из стран Запада продолжают выполнять свои обязательства.

«Контракты как были, так они и сохраняются. Например, раньше мы отбеливающие системы возили от Philips Zoom напрямую, сейчас же изменилась логистика, соответственно, и цена из-за изменения маршрутизации. Но они остаются в доступе», — рассказала представитель «Фармгеокома».

Уход некоторых производителей (таких как американская компания 3M) некритичен для стоматологии. По словам Ирины Бабиновой, многие импортные материалы взаимозаменяемы. Принадлежащий одной корпорации бренд может быть заменен на другой. Современный мир очень гибок, стремительно развиваются наука, высокие технологии, отмечает эксперт.

 Мурашко заявил об отсутствии глобального дефицита лекарств в России 

Эндодонтическое лечение терапия лечения корневых каналов зубаОпределенные сложности отмечают с поставками инструментов для эндодонтического лечения от японских производителей, но это малый сегмент рыка. В целом ни одна из позиций на рынке стоматологических материалов не выпала из продаж.

Другой вопрос, что сами клиники, по прогнозу Ирины Бабиновой, будут переориентироваться с европейского оборудования и материалов на азиатских производителей. Причина — в резком удорожании ряда позиций из-за ослабления курса рубля.

Одновременно с этим стало ощущаться падение платежеспособности населения. Люди чаще стали обращаться в муниципальные клиники по линии ОМС. Медицинские учреждения в этой связи начали все чаще заказывать вместо привычного оборудования бюджетные альтернативы.

«Если прежде предлагали высокотехнологичное стоматологическое оборудование европейских, американских и японских производителей, то теперь из-за текущего курса фирмы его не могут закупать в прежних объемах. На рынок приходят производители из Южной Кореи и Китая. Цифровая стоматологияЦифровая стоматология Использование стоматологических технологий или устройств, которые включают в себя цифровые или компьютерные компоненты для выполнения стоматологических процедур вместо использования механических или электрических инструментов., которую мы развиваем с нашими корейскими партерами, - это направление будущего. Аналогичная ситуация с Китаем. Указанные производители выпускают неплохое оборудование. И если Китай пришел зарабатывать, то с рынка он уже не уйдет. Во-вторых, к наращиванию закупок предприятий из КНР будет подталкивать текущий курс», — пояснила Ирина Бабинова, добавив, что на самих пациентах переход на Азию не отразится.

Отечественный производитель, по ее словам, также представлен на рынке. Его доля составляет до 40 %. Другой вопрос, что из-за возросшего потока пациентов в бюджетные клиники вырос спрос на российские материалы. Отечественные производители в свою очередь столкнулись с дефицитом импортного сырья для выпуска продукции.

Еще одна проблема связана с проведением закупок материалов для самих бюджетных клиник. По словам Ирины Бабиновой, учреждения в силу своей загруженности не могут знать всех аналогов и многие нормативы не меняются десятилетиями. В итоге в списках по ОМС оказываются бренды, которые или ушли, или значительно дороже аналогов. При этом сами торговые представительства уже переориентировались на другие марки.

Владелица и врач клиники «Улыбка счастья» Анна Рамзаева в свою очередь подтверждает, что дефицита с материалами и оборудованием на рынке нет. Однако ощутимо выросли цены на продукцию европейских, японских и американских производителей. На этом фоне, а также из-за роста других затрат клиникам приходится повышать цены с оглядкой на платежеспособность пациентов.

«Мы работаем на тех же материалах, что и раньше. Цены на услуги вынуждены поднять в связи с увеличением стоимости материалов, аренды, услуг ЖКХ. У нас примерно 10 % повышение. Хотя объективно должно бы быть больше, так как растет и зарплата врача (они на проценте от сданных денег), а это и траты на налоги, и взносы дополнительно. Но повышать сильнее не стали», — призналась Анна Рамзаева.

От дальнейших прогнозов по ценам на рынке участники рынка воздерживаются. Развитие ситуации будет зависеть не в последнюю очередь от курса рубля по отношению к иностранным валютам. Поводов для беспокойства по качеству лечения и доступности стоматологических материалов на рынке не видят.

 «Не можем сдать уже полгода»: аллергопробы оказались недоступны для екатеринбуржцев 

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+