January 25, 2021, 2:00 PM

Три альтер-эго и 57 березок. Какой будет новая постановка оперы «Евгений Онегин» в «Урал Опера Балет»

В минувшую пятницу, 22 января, в театре «Урал Опера Балет» прошла презентация костюмов и декораций к опере Чайковского «Евгений Онегин». Журналисты, как и актеры, впервые увидели макет будущего спектакля. Премьера готовой оперы запланирована на начало ноября 2021 года, а пока корреспондент ЕАН узнал, чего стоит ждать зрителям от этой интерпретации популярной оперы. 

Режиссером-поставновщиком новой версии «Евгения Онегина» стал Дмитрий Волкострелов. Он основатель и участник независимого театра «Театр post», а также художественный руководитель центра имени Вс. Мейерхольда. Волкострелов больше известен как режиссер, который работает с современными текстами, о чем он сразу же рассказал присутствующим.

«Для меня современность - то, с чем я могу вступить во взаимодействие, вступить в контакт и каким-то образом сосуществовать. Ничего другого, кроме современности, меня не окружает. Все, что есть вокруг нас – настоящее, оно моментально исчезает, становится прошлым, и эта секунда пролетает моментально. Для меня всегда важно в театре работать с этой самой секундой, с этим постоянно исчезающим временем», - поделился Волкострелов с собравшимися.Режиссер - противник интерпретации, поэтому ему важно работать с современными текстами, у которых нет длинной истории толкований. По словам режиссера, с современными произведениями у него «прямой контакт». Волкострелов видит возможность отказаться от трактования «Евгения Онегина» и поработать с текстом «напрямую».

Одна из идей будущей постановки – нелинейное восприятие времени и сосуществование эпох, которое будет проявляться как в декорациях, так и в персонажах, и их костюмах.

«Мы живем настоящим, но "Евгений Онегин, и роман, и опера, это настолько существенные для русской культуры произведения, что мы, может, общаемся с героями этой оперы больше, чем с домочадцами, сравниваем себя с ними и находимся в каком-то непрерывном диалоге. Наверное, это одна из метафор этого спектакля», - рассказала художник по декорациям Ксения Петрухина.

Еще один замысел, который исследуют создатели - идея того, что то-то не случается в России. Авторы хотят показать альтернативные варианты развития событий: что было бы, если бы Ленский остался жив или Онегин бы выбрал Татьяну. Поэтому они вводят в постановку двойников.

Художник по декорациям Ксения Петрухина на презентации

У каждого из четырех оперных персонажей – Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги, будут три альтер-эго: юный двойник, двойник среднего возраста и пожилой двойник. Они все будут единовременно присутствовать на сцене и проживать свою, может быть, менее трагическую жизнь.

По словам Петрухиной, в качестве декорации на сцене будут стоять пятьдесят семь настоящих берез высотой около семи метров. По ходу действия деревья будут взмывать в воздух, чтобы в конце на сцене не осталось ни одного ствола.

Эскиз будущего спектакля

«Березовая роща – метафоричное пространство, такое очевидное и вечное. Мне кажется, оно идеально отражает эту идею сосуществования времен. Возраст жизни березы – 250 лет. Вы представляете себе, что молодая березка Пушкинско-Онегинского времени, она сейчас может быть старушкой, то есть мы сейчас можем потрогать ее рукой. Вот в этом смысле временная вилка – то, что мне хочется показать в декорации», - отметила Петрухина.

На сцене можно будет увидеть смену суток, сезонов и даже настоящий дождь.

Ярче всего идея сосуществования времен проявится в костюмах, например, в четвертой картине на балу у Лариных половина хора носит современные костюмы, а другая половина – исторические. Или в пятой картине, сцене дуэли, Онегин в историческом костюме убивает Ленского в современной одежде.

Художник Алексей Лобанов на презентации

«Для того, чтобы зритель понимал, увидел этот закон, что у нас есть современность и есть двойники, мы двойников персонажей делаем одного цвета, в одинаковых цветах», - описал свою идею художник по костюмам Алексей Лобанов. 

Для Онегина выбран бордовый цвет, для Ленского – охра, Татьяна будет носить голубой, а Ольга – розовый. В начале спектакля параллелей во внешнем виде больше, к концу – меньше, ведь зритель уже поймет правила. Хоть Ольга и вышла замуж за офицера, а Ленского убили, но их альтер-эго остаются на сцене, и зритель видит их альтернативную историю. Зритель будет это считывать, благодаря параллелям в цветах.

«Для театра нужно минимум два человека – один что-то делает, другой на него смотрит, но если пойти дальше, то можно попытаться вступить в диалог со временем. Разные времена могут в театре вступить в диалог. И это, мне кажется, очень важная ситуация, которую можно попробовать пережить», - подвел итог презентации Дмитрий Волкострелов.

Анна Гринь

Комментировать