July 21, 2021, 11:24 AM
ЕАН

Трое из четырех свердловских инвалидов сидят без работы. Мешают чиновники и силовики

Меньше четверти инвалидов трудоспособного возраста в Свердловской области смогли найти официальную работу. Соответствующие цифры привел в рамках круглого стола замгубернатора региона Павел Креков.

По его словам, сейчас в области живет 264 371 человек с инвалидностью, из них 109 743 – трудоспособного возраста. Работают из них 27 110 человек. Это 24,7 %.

Как отметил директор регионального департамента по труду и занятости населения Дмитрий Антонов, в среднем по России этот показатель чуть выше – 25 %.

По его словам, работодатели опасаются брать инвалидов, поскольку им придется иметь дело с надзорными органами.

«Как только работодатель получает субсидию в размере 76 580 рублей, он сразу попадает в поле зрения прокуратуры и иных силовых ведомств. Выдавая эти деньги, мы понимаем, что мы уже, видимо, будем писать за него отчет, как они правильно расходовались, сверять марки оборудования, которое было закуплено. У нас уже есть методичка толщиной в палец о том, как не быть привлеченным к уголовной ответственности», - поделился глава департамента.

Он добавил, что в 2020 году правом на получение субсидии в связи с трудоустройством инвалидов воспользовались 11 работодателей, в текущем году – всего восемь. При этом деньги эти доступны и «есть в бюджете», отмечает Дмитрий Антонов.

Получается, что установленные для работодателей квоты по трудоустройству инвалидов не действуют. Причем, как заметила глава свердловского общества слепых Мавзиля Юдина, работодатели не несут за этой ответственности.

С другой стороны, у некоторых представителей бизнеса есть заинтересованность в трудоустройстве людей с ОВЗ, но им не хватает информационной поддержки. Как рассказала коммерческий директор компании «Легион» (производит опоры освещения) Анна Камашева, работодатели просто не знают, где брать инвалидов.

«У нас трудоустроен один человек с ограниченными возможностями. Но для работодателя это очень большая зона неизвестности. Сейчас наша работа по взаимодействию с социальными службами заканчивается на том, что мы предоставляем отчет по квотам, кто уже трудоустроен и на какие специальности мы бы хотели трудоустроить. На этом обратная связь обрывается, ее просто не существует», - признала она.

Анна Камашева отметила, что предпринимателям необходим список людей с ограниченными возможностями, из которого они могли бы подбирать персонал. В процессе обсуждения выяснилось, что подобные списки есть, но они не находятся в свободном доступе, поскольку содержат персональные данные.

Еще один камень преткновения в трудоустройстве инвалидов – индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА). Она зачастую неадекватно ограничивает перечень возможных трудовых функций, которые может выполнять человек.

«ИПРА для нас стала барьерным документом», - констатировал Дмитрий Антонов.

В связи с этим Дмитрий Антонов предлагает «развернуть процесс трудоустройства на 180 градусов», чтобы возможность выполнения тех или иных функций сначала обсуждалась лично на встрече кандидата и работодателя, а уже после этого проводился анализ, не нанесет ли такая деятельность вред здоровью потенциального сотрудника.

Об ИПРА как о барьере говорит и екатеринбургский депутат Анастасия Немец, которая сама передвигается на инвалидной коляске. Она заявила, что для человека с ОВЗ всегда большой стресс – прийти в медико-социальную экспертизу для внесения изменений в свою программу, поскольку он рискует лишиться каких-то льгот и возможностей.

Она привела в пример историю знакомого мужчины-колясочника. Когда он пришел в МСЭ, чтобы получить некие средства реабилитации, ему пригрозили, что в таком случае у него уберут запись о том, что он может работать.

Аналогичные истории рассказывали и другие участники круглого стола.

«Нужно работать с фондом социального страхования, потому что - полностью поддержу Анастасию – вносим одно, вычеркиваем другое», - отметила председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Татьяна Флеганова.

В сложившейся ситуации, говорит Анастасия Немец, многие активные инвалиды предпочитают трудоустраиваться неофициально, заведомо лишаясь при этом социальных гарантий. Работодатели их хоть и не «кидают», но зачастую труд людей с ОВЗ не оценивается должным образом.

Депутат обратила внимание, что инвалиды, с которыми она общалась, не обращаются в службу занятости и не знают, на какие ее услуги могут претендовать.

Еще одна проблема, которую поднимали участники круглого стола, - возможность бесплатного среднего специального образования для инвалидов. Зачастую ограничения по здоровью возникают у людей уже в том возрасте, когда одно такое образование они уже получили. На этот вопрос в свое время уже обращал внимание президент РФ Владимир Путин, однако пока он не решен. Сейчас, например, в регионе возникла проблема с финансированием обучения слепых на массажистов – другое среднее специальное образование многие из них в свое время уже получили, а денег, чтобы учиться платно, у инвалидов нет.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+