April 30, 2021, 03:00 PM
ЕАН

Уральский топ: переписанная история, конец оппозиции и студенты-спортсмены

ЕАН продолжает подводить итоги прошедшей недели. По традиции мы обсудили с экспертами самые яркие события предыдущих семи дней, которые случились в Екатеринбурге и области, России и мире.

Кремль открыл конкурс на нового лидера протеста 

Событием, изменившим политический ландшафт страны на этой неделе, стало признание ФБК (организация признана иностранным агентом, - прим. ЕАН) экстремистской организацией. За несколько дней Кремль покончил со всем уличным протестом имени блогера Алексея Навального: его штабы объявили о самороспуске, а сторонники ушли в подполье, опасаясь уголовного преследования. Но сам протест никуда не делся.

«Не только уличный протест — протест вообще никуда не делся. И та оппозиция, которая есть в системе — она не является оппозицией в классическом смысле слова. Как в свое время выразился лидер эсеров Сергей Миронов: «Мы можем стать вторыми» – что это за оппозиция, которая не стремится взять власть, а стремится стать вторыми? В политике нет второго места. При этом оппозиция: ну не могут 150 млн человек думать и жить одинаково. Соответственно, эту нишу кто-то должен заполнить, и вопрос лишь в том, займут они нишу в 10-11% или «выскочат» выше», – рассуждает политолог Михаил Корабельников. 

При этом политологи не могут пока сказать, каким будет новый лидер протестов, кто им может стать, какими характеристиками он будет обладать и как появится. Собственно, опрошенные эксперты полагают, что в определенной степени его роль могут некоторое время выполнять и системные партии. К примеру, Корабельников отмечает, что ЛДПР и так выполняет роль «кандидата против всех».

В свою очередь политолог Андрей Мозолин считает, что в период начавшейся избирательной кампании протестную повестку неизбежно подхватят и другие партии.

«Свято место пусто не бывает. С одной стороны, будут подтягиваться системные оппозиционеры в преддверии выборов. С другой, достаточно много существует и появляется поводов локальных конфликтов, вокруг которых организуются митинги, пикеты и так далее от инициативных групп. Просто это будет не в рамках некоего единого протеста, а локальные истории», – поясняет эксперт.В то же время, как отмечает Михаил Корабельников, основная слабость что российской оппозиции, что провластных партий — отсутствие у значительной части населения четкого понимания их программ, созвучных потребностям конкретных людей. В таких условиях любая позиция — вопрос скорее эмоционального, а не рационального порядка. А это, в свою очередь, ведет к поиску «мессии» — для одних это президент, для других им может стать любой харизматичный человек, чья программа ограничится эфемерной, лишенной конкретики, борьбой против президента. Вопрос лишь в том, как быстро улица породит себе нового лидера.

Нужна ли вузам Универсиада?

Всемирные Летние Студенческие игры, которые пройдут в Екатеринбурге в 2023 году, приближаются. Компании получают контракты на строительство объектов Универсиады, спортсмены тренируются.

На Играх в 2019 году, прошедших в Красноярске, российская команда набрала 112 медалей. Следующая страна в медальном зачете, Южная Корея, собрала лишь 14 наград. Ожидается, что и в 2023 году Россия также выставит талантливых участников. Какого уровня спортсмены обучаются в вузах и зачем «неспортивным» университетам Универсиада, ЕАН обсудил с заместителем первого проректора Уральского федерального университета Дмитрием Лоевским, который отвечает за социальную и воспитательную работу.

По словам Лоевского, в УрФУ есть два разных студенческих спорта: спортивно-массовая работа, которая никак не завязана на Всемирные студенческие игры, не вырастает в профессиональный спорт и позволяет студенту заняться своим собственным телом, и спорт высоких достижений.

«Обычно студенческий спорт, даже высших достижений, на международный уровень не лезет, потому что вузу содержать его дорого, и он идет в ущерб учебе», — замечает Лоевский.«Если мы посмотрим на сборную России для Всемирных студенческих игр, там представителей спортивных вузов будет довольно много, просто потому что это [спортивные вузы, прим. ЕАН] тоже часть спорта высших достижений. Спортивный вуз со своими студентами занимается физиологией, психологией. Туда идут ребята, для которых образовательный процесс – часть тренировочного», – уверен Лоевский.

По мнению первого проректора, выращивать в неспециализированном вузе спортивную команду слишком трудозатратно. 

«Университет – про массовый спорт. Если мы начнем выращивать узкопрофессиональную команду, которая стоит дорого, это съест весь ресурс, который должен тратиться на всех студентов. Я не могу на пять студентов потратить ресурс, который должен идти пяти тысячам. И со спортом примерно та же история. До какого-то уровня это наша задача, а дальше должен быть плавный переход на следующий уровень уже профессионального спорта», – полагает Лоевский.

Топ-менеджер УрФУ считает, что Универсиада и студенческие игры – это история для спортсменов- полупрофессионалов. «Это уровень не мастеров спорта международного класса, это уровень КМСов (кандидатов в мастера спорта, прим. ЕАН) и мастеров спорта». В российской действительности такие спортсмены участвуют в региональных или федеральных соревнованиях.

Нужно больше Сталинградской битвы

На уходящей неделе ленты взбудоражила новость про проверку учебников истории. С таким распоряжением выступил министр просвещения Кравцов. Этот жест стал ответом на заявления президента Путина в послании Федеральному собранию. Президент посетовал, что в некоторых учебниках истории Великой Отечественной Войне и конкретно Сталинградской битве, которая считается переломным этапом войны, уделено не достаточно много внимания. Общественность заговорила о цензуре.

ЕАН уточнил у председателя Свердловского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Ольги Уколовой, что означает инициатива министра.

«Школы, колледжи и училища в своей программе используют различные учебники. В большинстве школ, насколько мне известно, дети изучают историю по учебникам под редакцией А.В.Торкунова или В.А.Никонова. Есть и другие линейки учебников. К ним в части представления истории Великой Отечественной Войны нет никаких претензий», - поясняет педагог.

По словам Ольги Уколовой все учебники, которые используются в общеобразовательных организациях соответствуют историко-культурному стандарту и включены в федеральный перечень учебников. Этот перечень предлагается школам, и директор совместно с преподавателями делают выбор - какие книги заказывать.

"Вероятно, в некоторых колледжах могли сохраниться старые учебники «Россия и мир». История действий на советско-германском фронте там дана очень сжато, как и вся русская история. Эти учебники двано исключены из федерального перечня и требуют замены, о чем и заявил министр просвещения", - уверена эксперт.

На что будут заменены устаревшие учебники - отдельный вопрос. Так, например, известно, что учебные пособия по истории под редакцией бывшего министра культуры РФ Владимира Мединского недавно вошли в федеральный перечень. Владимир Мединский является председателем Российского Военно-исторического общества. «Учебник истории Мединского» выходит под эгидой этой организации и в нем особое внимание уделено именно военной истории.

В кулуарных беседах преподаватели признаются, что курс на «особую подачу» некоторых эпизодов российской истории становится тенденцией и со временем только укрепится. В «учебнике Мединского» эта тенденция видна особенно явно.

Пока выбор книг, по которым будут учиться юные россияне, зона ответственности руководителей и преподавателей учебных заведений.

Игорь Чукреев, Анна Касюкова, Анна Гринь.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+