December 21, 2022, 06:29 AM
Валентина Попова

Уральский врач: дефицит лекарств от гриппа и антибиотиков будет усугубляться. Причины

Из аптек в Екатеринбурге пропали лекарства от гриппа. Люди жалуются, что не могут купить «Томифлю» или «Номидес». В то же время врачи массово прописывают больным «Арбидол», лечиться которым пациенты не спешат. Врач, председатель комитета в Федерации лабораторной медицины Александр Соловьев в беседе с ЕАН рассказал, есть ли в Екатеринбурге дефицит лекарств, с чем он связан и есть ли смысл лечить грипп «Арбидолом».

По его словам, на сегодняшний день в мире есть только два препарата, которые показали свою эффективность против гриппа – это «Осельтамивир» («Томифлю») и «Занамивир». Они оба зарубежного производства, их эффективность против гриппа доказана. Что касается российской практики, то у нас много собственных разработок, таких, как «Арбидол», - так называемых противовирусных препаратов, которые воздействуют через стимуляцию отдельных звеньев иммунной системы.

 Ученые предупредили о способности коронавируса распространяться после смерти больного, «как в фильмах про зомби» 

«У нас распространена практика назначения этих лекарств, но, если отталкиваться от позиции доказательной медицины, принятой во всем мире, в частности, подходов лечения гриппов и ОРВИ, то очень низок уровень доказательности для таких препаратов. 

Люди уже больше ориентируются в сводках, тот же НИИ гриппа еженедельно в своих отчетах четко пишет о конкретных препаратах, сохраняющих эффективность против гриппа. И это те лекарства, о которых мы говорили выше, «Арбидола» среди них нет», - сказал Александр Соловьев. 

Очевидно, что с ростом заболеваемости гриппом спрос на лекарства будет расти, причем не только на противогриппозные, но и на жаропонижающие, противовоспалительные, говорит врач. С другой стороны, нужно понимать, что сейчас болеет весь мир и болеет очень интенсивно.

«Если посмотреть, что пишут в соцсетях других стран, таких, как США или Великобритания, то там сметены с полок препараты, особенно детские жаропонижающие. Сейчас к этой картине присоединяется и катастрофа в Китае, который «спустил» COVID, перейдя от стратегии «нулевого COVID» к стратегии «жить с COVID», как и другие страны. Идет взрыв, колоссальная заболеваемость – это тоже сказывается на росте спроса на лекарства. 



Для драматичности картины стоит добавить, что Китай является основным мировым поставщиком субстанций для многих препаратов, особенно для жаропонижающих и противовоспалительных. Все это говорит о том, что будут перебои, ведь многие закупаются впрок», - поясняет Александр Соловьев. 

Есть напряженность и с антибиотиками, отмечает он. Поступает очень много сообщений из других стран, особенно из Великобритании, потому что там идет рост заболеваемости стрептококковой инфекцией, в России она тоже растет. Так что в этом году действительно есть и будут проблемы с дефицитом препаратов.

Мы третий год живем в уникальной ситуации, обусловленной пандемией. Прошлая зима с началом прихода «Омикрона» привела к огромному количеству больных, амбулаторные перегрузки были очень большие во всех странах. Это тоже сопровождалось дефицитом препаратов, в первую очередь жаропонижающих, говорит Александр Соловьев.

«Но в этом году ситуация еще хуже в целом, так как COVID никуда не исчез, а в большинстве стран по нему идет рост, хоть и не очень резкий. Сам по себе он открывает дорогу для многих респираторных вирусных и бактериальных инфекций. Все это сопровождается очень серьезным ростом заболеваемости гриппом, чего не было в предыдущие годы, ростом заболеваемости другими респираторными инфекциями, повторными заболеваниями – очень часто после перенесенного гриппа человек легко инфицируется другой вирусной инфекцией. И на это накладывается рост бактериальных инфекцией, в частности, стрептококка А. Это создает уникальную ситуацию: многие болеют, многие – повторно болеют, и это приводит к росту спроса на лекарства», - резюмирует специалист. 

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+