February 27, 2020, 04:31 AM
Дмитрий Моргулес

В Челябинске Шнура водили. Как видно, напоказ

Известный музыкант и шоумен провел в столице Южного Урала свой первый «корпоратив» в качестве публичного политика. Вместе с лидером «Партии роста», бизнес-омбудсменом Борисом Титовым он встретился с полупустым залом местного Центра международной торговли и познакомился со всем разнообразием и эпатажем местной политической фауны. За всем этим наблюдал корреспондент ЕАН.

Конечно, все испортила метель, налетевшая на столицу Южного Урала аккурат во второй половине дня. Ну а как еще объяснить то, что к 18:00 — времени, когда должно было начаться самое интересное в наступившем году политическое мероприятие в Челябинске, — зал Центра международной торговли, и без того не самый вместительный в городе, был заполнен едва ли на треть. И хотя чуть позже ситуация чуть выправилась (в общей сложности встретиться с лидерами «Партии роста» собралось около 300 человек), пустующие ряды кресел настолько бросались в глаза, что молоденькие волонтеры начали собирать и уносить их из зала, чтобы создать ощущение наполненности пространства.

Для Сергея Шнурова, легко собирающего стадионы в несколько десятков тысяч человек, масштаб, наверное, не совсем привычный. С другой стороны, для дебюта в роли публичного политика (а поездка в Челябинск стала для Шнурова первой именно в таком качестве), наверное, самое то. 

К тому же, несмотря на почти полное отсутствие челябинских ВИП-персон «первого эшелона», приезд эпатажного шоумена вызвал интерес не только нескольких десятков предпринимателей средней руки и разного рода общественных деятелей, но и практически всех местных околополитических юродивых.

Конечно, к таковым трудно отнести сидевшего в первом ряду председателя областной Общественной палаты Олега Дубровина. А вот пристроившегося к нему и явно возбужденного (то ли от встречи со Шнуром, то ли просто от неотвратимого наступления весны) политического фрик-активиста Александра Лебедева — вполне. Как и сидевшего чуть позади них лидера так называемого «теневого правительства» Челябинской области Владислава Писанова или местного активиста движения НОД и экс-кандидата в мэры Челябинска Сергея Ворончихина. Разумеется, пришел и лидер «Стоп-ГОКа» Василий Московец.

Впрочем, не только местные звезды почтили своим вниманием шоу. В зале был замечен человек, до степени смешения похожий на президента фонда «Петербургская политика» и одного из самых авторитетных политологов Михаила Виноградова. И хотя в политических кругах и Telegram-каналах говорят, что Виноградов сотрудничает с «Единой Россией», но это же не могло быть совпадением? Впрочем, и Борис Титов в качестве уполномоченного по правам человека в РФ формально является госслужащим...

Наконец, куда же без «казаков»? Люди, выряженные в казачью форму, не смогли попасть на мероприятие (не пустила охрана), но, несмотря на заметавший все живое снег, успели перед входом раздать наскоро напечатанные небольшим тиражом «антишнуровские» листовки.

Как и положено настоящим звездам, Титов и Шнуров начали представление с получасовой задержкой. Вела встречу приятная женщина, представившаяся Еленой Ульяновой. Она довольно пространно рассказывала про астраханскую телекомпанию, которую она когда-то основала, про то, что «судьба меня свела с Титовым» несколько месяцев назад и что лидер партии и бизнес-омбудсмен «имеет удивительный дар убеждать»...

«Мы не будем говорить про политтехнологии, про партию, про ожидаемые вещи. Попробуем поговорить про человека, чем он живет, о чем мечтает, чего хочет», — предложила госпожа Ульянова. Зал ответил несколькими хлопками вместо аплодисментов.

Это не остановило ведущую, и она дополнила рассказ тем, что вместе с Сергеем Шнуровым она успела посетить два челябинских завода — ЧТПЗ и КОНАР и была восхищена технологичностью производства…

«А если взять отдельный завод и сделать его прототипом государства?» — окончательно понесло госпожу Ульянову в сторону коммунизма в отдельно взятой области. Впрочем, после этого она наконец перешла к делу и пригласила на сцену лидера регионального отделения партии (как выяснилось, насчитывающего аж 30 членов), депутата областного Заксобрания Валихана Тургумбаева.

Господин Тургумбаев, которого как раз в этот день антимонопольщики публично обвинили в участии в картельном сговоре с собственным сыном (а он и не отрицал), был краток и уже тем хорош.

Наконец на сцену вышел сначала Борис Титов, а затем и Сергей Шнуров.

Что сразу бросилось в глаза, так это степень проработанности нового для музыканта и шоумена образа — образа политика. Синий, явно сшитый персонально костюм-тройка, темно-красный галстук, платок в кармане пиджака, очки в тонкой оправе, новая прическа, брюки, которые никак не хотели расправляться поверх высоких ботинок…

С одной стороны, сама солидность. С другой — энергия-то прет и некая бунтарскость тоже. Так и видится, как одна рука уходит в подмышку, вторая указывает путь, а сам Шнуров в этой знаменитой по всем памятникам ленинской позе стоит на броневике и кроет матом действительность. 

Большая разница между Титовым и Шнуровым и в технике общения.

Наверное, Борис Титов действительно хорош как бизнес-омбудсмен, защищающий права предпринимателей. Наверное, он убедителен в беседах тет-а-тет или перед небольшой аудиторией. Но при всем этом «нудный» — это самый точный эпитет, характеризующий его стиль публичных выступлений. Вроде и говорит все правильно, точно и даже иногда хлестко (например, «бюрократия задушила страну. Как будто каток идет по России, который уничтожает все живое»). Но, как сказали бы учителя в школе, «читал без выражения». 

Размыта каждая фраза и/или присутствует неопределенность. Например, «Мы идем (на выборы) в Челябинске. Мы знаем, что мы идем, и больше мы ничего не знаем», «В Челябинске надеемся устроить праймериз. Хотим посмотреть… Но как именно это пройдет, мы пока не знаем», - и все это сидя на стуле с широко расставленными ногами, рассусоливая каждую реплику минут на пять… Бедная жестикуляция. Поневоле перестаешь слушать, уставая уже минуте на третьей.

Сергей Шнуров, конечно же, совсем другая история. Каждый ответ — на минуту-полторы, не больше. Общение с залом — только стоя, на переднем плане у края сцены. Акцентированная жестикуляция, короткие, почти всегда рубленые, яркие, но не выходящие за рамки фразы.

Например, «Уголовное право становится универсальным средством управления страной, а бизнес словно каста прокаженных. Почему с помощью уголовного права мы запускаем в космос ракеты?» Или: «Давайте запретим дождь. Мне, б… (блин), не нравится! Запретим снег и некрасивых женщин. Кто за?» А еще: «У нас бессодержательная политика. Есть форма, но содержания нет. Можно под диковатым соусом подавать глубокие вещи. Давайте этим и займемся». Или: «Я вижу себя и являюсь представителем культуры. Культура формирует экономику, а не наоборот. Она определяет бытие, а не наоборот», «Культура воспитывается не запретами, в воспитывается разрешениями», «Хочется социальной теплоты», «Если никто не будет заниматься политикой, если она будет зашкваром... Так, б… (блин), и будем думать, кто этих (депутатов), б… (блин), выбрал…»

Словом, разбирается на цитаты.

Разумеется, лидер группировки «Ленинград» с его опытом работы на сцене легко овладевает аудиторией. Но было видно и то, что шоумен явно либо хорошо готовился сам, либо прошел определенное обучение специфике политического выступления. 

Отчасти это подтвердил сам Шнуров, уже после встречи рассказавший журналистам, что «политику он воспринимает как творчество». А уж к собственному творчеству один из самых финансово успешных музыкантов России относится более чем серьезно.

И сама встреча скорее походила на тренировку, обкатку нового образа, пробу материала — фраз, тезисов, лозунгов — перед встречами с куда большей аудиторией. У автора этих строк создалось впечатление, что потенциал, возможный масштаб Шнурова-политика, мягко говоря, куда больше «Партии роста». Осталось только набраться нужной информации, продумать позицию по основным вопросам, прочувствовать специфику… 

Что до вопросов из зала, то больше всего их прозвучало от приехавших в Челябинск представителей башкирского отделения «Партии роста».

Еще запомнился активист из Нижнего Тагила, сообщивший, что в их городе «полторы тысячи человек написали заявление о вступлении в партию, но партбилетов так и нет, хотя прошло полтора года». На этом фоне все прочие вопросы к качеству партийной работы и партийного строительства в вотчине господина Титова просто отпадают за ненадобностью.

Разумеется, свои «пять копеек» не мог не вставить Александр Лебедев. Но когда он начал рассказывать, что «его в Челябинске называют фриком, нестандартным политиком», то услышал от Сергея Шнурова в ответ: «Фрик — плохое слово. Есть (в русском языке) аналог фриковатости, но он матерный». 

Ну а что не так?

Забегая вперед - господин Лебедев после мероприятия попытался устроить привычный для себя скандал. Охрана не пустила его сфотографироваться вместе с Сергеем Шнуровым, и активист наорал на Бориса Титова, обвинив того в плохой организации события. А уже на Лебедева наорал простецкого вида мужик, который, потребовав «отстать», назвал «нестандартного политика» несколько проще — «м...к». Их разняла охрана.

Активист НОД Сергей Ворончихин в своем стиле начал что-то вещать про российские паспорта и переписывание Конституции…

«Мы-то здесь при чем? Мы здесь, а Конституцию переписывают сейчас в Москве», - был лаконичен и убедителен Шнуров.

Лидер движения «Стоп-ГОК» Василий Московец, разумеется, завел речь об экологии. Борис Титов, мягко говоря, был неубедителен (возможно, только в этой аудитории), заявив: «Вы боретесь против новых заводов, а новые заводы всегда лучше старых, боритесь против тех, кто уже загрязняет вам воздух». Коллегу выручил Шнуров, пообещав «заняться Челябинском» и попросив предоставить ему фактуру по Томинскому ГОКу.

В самом конце к микрофону пробилась волонтер — совсем юная девочка. Она сообщила, что ее зовут Софья Чудиновская, ей 15 лет и она считается «юной главой Челябинска» (интересно, а мэр города Наталья Котова о такой знает?). И получила в качестве напутствия от Сергея Шнурова прекрасную фразу: «Свобода - это прежде всего дисциплина».

Именно дисциплина заставила только разогревшегося шоумена (а теперь и политика) закончить встречу в рамках регламента. Потому что поклонники поклонниками, а рейсовый самолет в Москву ждать не будет. До тех пор, пока «Партия роста» не начнет летать чартерами, или пока Сергей Шнуров не займет пост, который обеспечивается авиатранспортом за государственный счет. 

А ведь может... Но — не в этой партии.

Источник фото: Дмитрий Моргулес
Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+