September 9, 2019, 10:03 AM

Вечер трудного дня. Как Челябинская область выбрала нового губернатора

«Шалом, православные!» — председатель областной избирательной комиссии Челябинской области Сергей Обертас вошел в зал информационного центра, оглядел собравшихся журналистов и широко улыбнулся. Повод для шутки был — Сергей Владимирович отстоял суточную вахту на самых важных для Челябинской области выборах, и ему оставалось лишь объявить результаты. Которые и так были понятны. Но обо всем по порядку…

***

Утро дня голосования для журналистов всегда одинаково. Соцсети начинают наполняться фотографиями проголосовавших высокопоставленных чиновников, депутатов и селебрити. А кого не увидели — того обязательно пришлют в информационных рассылках сотрудники штабов кандидатов или официальные органы власти. Плюс съемочные группы и фотографов отправят на участки, где будут голосовать самые важные персоны — глава региона Алексей Текслер, исполняющая полномочия главы Челябинска Наталья Котова, председатель Заксобрания области Владимир Мякуш да еще парочка по выбору журналистов.

Впрочем, совсем уж без неожиданностей не обошлось. С самого утра на телефоны Сергея Обертаса, еще нескольких сотрудников облизбиркома и кое-кого из ВИПов и даже журналистов устроили настоящую вирусную атаку — с разных номеров через мессенджеры постоянно шел автодозвон, и пользоваться сотовым было просто невозможно.

«Держи, потрогай», — Сергей Обертас протянул свой «пострадавший» телефон автору этих строк. Тепло ощущалось даже через мощный чехол. Впрочем, на работе облизбиркома это не сказалось — есть же вторые телефоны, третьи...

Пока в информцентре и в медийном пространстве судачили про единственную заметную новость утра, Алексей Текслер, как и полагается, пришел проголосовать в свою родную школу № 92 в Металлургическом районе. Был он вместе с супругой и сыном, которому показал, где он учился. Было, как теперь принято выражаться, «мимимишно».

А вот Наталья Котова немного удивила. Пока те, кто собрался у корпуса аграрного университета на улице Красной, ждали машину с градоначальницей, она почти незаметно пришла пешком. Быстро исполнила свой гражданский долг и была такова.

Для кандидатов и их штабов, наоборот, наступила самая горячая пора. Прежде всего в Челябинске, где в яростной схватке за депутатские мандаты райсоветов схлестнулись все городские кланы. А поскольку для этих кланов сохранение позиций в райсоветах жизненно важно и с политической, и экономической точек зрения, и нравы у нашей городской «элиты» сохранились с 90-х годов прошлого века, то можно было ожидать всего, чего угодно. Кампания во всех районах шла горячо, «серые» и «черные» технологии использовались в ее ходе массово, а пару раз даже до мордобоя и «стрелок» дошло.

Поэтому многие кандидаты лично заявились в округа, вставали возле зданий, где располагались избирательные участки, и лично приветствовали и благодарили каждого избирателя, шедшего голосовать.

 Так, на участке, где голосовала Наталья Котова, возле входа расположился действующий депутат райсовета Александр Надеин. Откровенно говоря, в околополитических и журналистских кругах к Александру относятся с некоторой усмешкой — были поводы. А его аккаунт в соцсетях «Соленые грузди — оптом» и вовсе был известным мемом… Однако, забегая вперед, «настоял ведь Надеин» в самом прямом смысле — и сохранил свой мандат депутата.

***

Часов с 10 в информационный центр облизбиркома начала поступать информация о первых результатах по явке избирателей. Сергей Обертас оглашал данные каждые два часа, не забывая по возможности называть самые активные территории и самые пассивные, а также раскладку по районам областного центра.

Неожиданностей по большому счету не было. Активнее всего с утра голосовали в сельских районах области, хуже всего — в Челябинске. Разве что поначалу несколько удивлял Златоуст, где, видимо, случившаяся-таки отставка мэра Вячеслава Жилина расслабила жителей, и Озерск, где, как принято считать, Росатом настолько контролирует ситуацию в городе, что ММК в Магнитогорске позавидует. Ан нет…

Картину довольно однообразного ожидания разбавляли визиты в информационный центр разного рода общественных деятелей — руководителя регионального отделения ассоциации юристов России Валерия Гришмановского, председателя областной Общественной палаты Олега Дубровина, наводнившего область более чем 3 тыс. своих наблюдателей, гостя из Москвы, известного общественника Ивана Засурского, уполномоченной по правам человека в региона Маргариты Павловой да главного политфрика Челябинска, несостоявшегося кандидата в губернаторы Александра Лебедева. Который, как выяснилось, является помощником госпожи Павловой. Ну, лишь бы не «журналистом», как раньше...

Постепенно начались традиционные для дня голосования жалобы и попытки мелких информационных вбросов. Но по большому счету они были какими-то пустыми — где-то какие-то забулдыги подсаживались к девушкам из участковых комиссий, в пару мест приехал ОМОН, реагируя на ложные сработки сигнализаций... А с реальными жалобами достаточно быстро разбирались.

В результате у автора этих строк появилась возможность дойти до избирательного участка и исполнить гражданский долг.

***

Первое, что бросилось в глаза, — большое количество шедшей голосовать молодежи. Ну, как молодежи — к 30 годам и чуть старше, уже с семьей и детьми.

А вот буфет уже к 13:00 опустел. «Надо чего если, то мы пирожки принесем!» - сказала продавщица в ответ на мой почти немой вопрос.

По дороге к комнате, где проходит голосование, заметил женщину средних лет, сидевшую за столиком в дверном проеме перед каким-то кабинетом. На столике лежали разнообразные буклетики, шариковая ручка да несколько сложенных в стопку листочков бумаги.

«Не дам!» — практически закричала женщина, заметив мое приближение. Интонация сомнений не оставляла — она готова броситься под танк, но не отдать буклетики.

Впрочем, завязать разговор все-таки удалось. Выяснилось, что она — сотрудник школы, в которой расположен избирательный участок, а буклетики — это из соцзащиты прислали. Там рассказывается, какие есть льготы и как можно получить пособия или еще какую помощь разным категориям людей — от молодых матерей до детей участников каких-то там конфликтов.

«Но чтобы получить буклетик, вы сначала проголосуйте», — подобревшим голосом уведомила меня женщина...

На выходе с территории участка стояла миленькая невысокая девушка с бейджиком, на котором было указано ее имя и снизу приписано «контроль». В руках она держала тетрадку бренда «Каждый день» (самые дешевые, в «Ашане» продаются).

 Как только я вышел с территории школы, где располагался участок, сразу спросил ее: «А что вы контролируете?» В ответ: «Голосование. А вы за кого проголосовали?» «А вы экзит-полл проводите?» «Нет. Не экзит-полл. Опрос». «А кого вы представляете? Какую организацию?» «Нууу... — девушка замялась — «Единая Россия»...» «А конкретно кого именно? Кто-то же проводит по ее заказу опрос?» «Нууу... — девушка снова замялась. — ЮУрГУ (Южно-Уральский госуниверситет, — прим. ЕАН). ОСО». «А что такое ОСО?» «Объединенный совет обучающихся». «Профком, что ли?» "Не, это помимо профкома. Так вы за кого проголосовали?»

Я сказал. Увы, расстроил девушку. Потому что директриса школы, где расположен наш участок и которая наш депутат, за эти пять лет проявила себя однажды — за два дня до выборов, когда кто-то разбросал по подъезду ее листовки. Впрочем, как показала практика, и этого хватило для победы...

***

Тем временем в информационном центре облизбиркома Сергей Обертас отвечал на вопросы журналистов о драке, в которой сцепились… Нет, не кандидаты и даже не их сторонники или наблюдатели, а два члена участковой избирательной комиссии в Тракторозаводском районе Челябинска!

Господин Обертас проявил себя настоящим мушкетером. Он так подробно объяснил, что это была и не драка вовсе, а «некая попытка физического воздействия», а ее причиной стало «разное толкование некоторых особенностей избирательного законодательства», что в этот момент напоминал Д'Артаньяна из старого советского фильма «Три мушкетера». Это, конечно, не дуэль, они лишь «не сошлись в трактовке пары мест из «блаженного Августина»»...

Ближе к вечеру начало нарастать напряжение. Явка опережала по показателям предыдущие губернаторские выборы 2014 года на несколько процентов, но и участки на этот раз закрывались на два часа раньше — уже в 20:00.

Сергей Обертас объявил последние данные по явке. И сообщил, что следующее общение с прессой пройдет уже утром. Когда станут известны практически полные итоги голосования.

***

В уютном кафе на первом этаже «Челябинск-сити», где вечером выборного дня расположился «дом приемов» штаба Алексея Текслера, царила расслабляющая обстановка. Технологи избирательного штаба — Фирдус Алиев, Алексей Швайгерт, Алексей Ширинкин, Илья Зенов и другие — выглядели весьма усталыми, но довольными от этой усталости людьми и пили те напитки, что были в баре, закусывая легкими и весьма скромными закусками с фуршетного стола. 

Вскоре начали подтягиваться первые лица региональных медиахолдингов — рано покинувшего площадку лидера «Гранады-пресс» сменили директор ГТРК «Южный Урал» Евгения Дмитренко, директор СТС-Челябинск Наталья Игнатович, директор ОТВ Олег Гербер, обозреватель издания znak.com Александр Дыбин. Пришли и несколько чиновников областного правительства, в основном из «политического» блока.

В это же время начали появляться известные общественники — от директора камерного театра Ильи Коломейского до зоозащитника Карена Даллакяна, от председателя Областного совета ветеранов Анатолия Суркова до представителя Республики Башкортостан в Челябинской области Амура Хабибуллина…

 Глава Конгресса татар Челябинской области Лена Колесникова пришла в компании мужа — депутата Госдумы Олега Колесникова. Тот сразу же начал проявлять светскую активность, и временами это выглядело так, будто бы Олег Алексеевич прямо-таки «в команде Текслера». Но все же он пришел с женой...

Собравшиеся спокойно обсуждали ход закончившейся избирательной кампании, поглядывали на телевизор, где шла трансляция из Центризбиркома. Вскоре на экране появилось лицо Алексея Текслера и процент голосов — 73,13. Да, к тому моменту было подсчитано меньше 1% протоколов избирательных комиссий на участках. Но все в общем-то стало ясно. Остальное — детали.

Время от времени технологи и журналисты лишь обсуждали новости с избирательных округов в районах областного центра, где происходили довольно интересные события — соратники вице-спикера гордумы Ильи Мительмана по полной программе побеждали ставленников его оппонента, депутата Госдумы Андрея Барышева, а в нескольких округах победители оказались ну уж совсем неожиданными.

Алексей Текслер появился немного после полуночи, в компании супруги Ирины. Победителя (в этом уже не сомневался никто, в том числе сам Текслер) встретили восторженно.

Губернатор Челябинской области (да, теперь так можно) пожал руку каждому и очень искренне поблагодарил всех за поддержку и работу. Вспомнил про семью. Поцеловал супругу (которая смотрела на своего мужа с совершенно искренним восхищением). Тост тоже был. Но никакого шампанского. Бокал сухого вина.

Пообщавшись со всеми, кто пришел поздравить его с победой, Алексей Текслер уже через час покинул «дом приемов». Говорят, потому, что уже в 07:00 у него был прямой эфир на телевидении.

Понедельник. Работать надо. Ведь все только начинается...

Дмитрий Моргулес

Фото автора, Андрея Евгеньева, пресс-службы губернатора Челябинской области.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+