July 28, 2019, 7:22 AM

Верните мне мой 1999-й: «Бойцовский клуб» и еще 10 культовых фильмов 20-летней давности

К повторному выходу на экраны легендарной картины Дэвида Финчера Максим Гареев вспомнил еще 10 примечательных лент-ровесниц.

Бомбардировка Югославии, появление Владимира Путина на большой политической арене, страх перед миллениумом, победа нашей футбольной сборной над французами, Вторая чеченская война, уход Бориса Ельцина в отставку… Возможно, именно эти события ассоциируются у всех нас с 1999 годом.

Киноманы же вполне могут назвать его чуть ли не лучшим в истории индустрии. Тогда в прокат вышло великое множество фильмов, которые мы помним, пересматриваем до сих пор и считаем бесспорной классикой. От блокбастеров до фестивальных картин и артхауса, любого жанра и настроения. Они показали нам признанных кинозвезд в непривычном ракурсе и открыли новых, моментально ставших любимыми.

К повторному выходу на российские экраны шедевра Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» вспоминаем еще 10 легендарных фильмов 1999-го.

«10 причин моей ненависти». Режиссер — Джил Джангер

Вольная экранизация бессмертной пьесы Шекспира «Укрощение строптивой» занимает самые высокие места практически во всех хит-парадах романтических комедий, которые с удовольствием смотрят и парни. Отличные диалоги, невероятная атмосфера беззаботной юности и первой влюбленности, замечательные актеры… И, конечно же, блистательный Хит Леджер в главной роли. Сцена с его исполнением шлягера Can’t Take My Eyes Off You гарантированно заставит вас улыбаться. Проверено на себе.

«Зеленая миля». Режиссер — Фрэнк Дарабонт

Если нас спросят о лучших экранизациях произведений Стивена Кинга, мы обязательно назовем «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю». Фрэнк Дарабонт умудрился вписать свое имя в историю кино двумя потрясающими фильмами, которые навсегда влюбили в себя миллионы людей по всему миру. Обе картины постоянно находятся в Топ-250 лучших картин всех времен по версии «Кинопоиска» и IMDB, причем на самом верху. Определить, какая из них лучше — та еще задачка. Однако об этом не хочется думать, когда вновь погружаешься в эту пронзительную историю, способную вызвать у нас за 189 минут хронометража весь спектр эмоций. И даже у самого последнего циника на сцене знакомства Джона Коффи с миром кино обязательно по щеке покатится слеза…

«История игрушек 2». Режиссеры — Джон Лассетер, Ли Анкрич, Эш Брэннон

Как ни странно, но этот мультфильм — возможно, важнейшая работа студии Pixar. До сей поры продолжения полнометражных анимационных картин не выходили в широкий прокат. Обычно их делали на скорую руку и выпускали сразу на видео, чтобы лишь поддерживать интерес к полюбившимся персонажам. Сиквел «Истории игрушек» могла ждать та же самая участь, однако сотрудники Pixar сумели все же убедить компанию Disney сделать исключение, вложив в производство фильма душу и все свое свободное время. В итоге зрители полюбили мультфильм еще больше оригинала, а франшиза далее приросла двумя шикарными картинами. Именно с тех пор каждый фильм Pixar ждут с таким нетерпением.

«Карты, деньги, два ствола». Режиссер — Гай Ричи

Формально этот фильм вышел на экраны в 1998-м, однако в следующем году состоялась его американская премьера. Именно после этого на кинонебосклоне засияла звезда Гая Ричи. После головокружительного успеха «Криминального чтива» чуть ли не каждый третий постановщик бросился снимать «под Тарантино», однако ни у кого не получилось это сделать так здорово и так самобытно, как у этого англичанина. Малобюджетный и независимый британский криминальный фильм сразу же покорил сердца киноманов по всему миру изящностью, стилем, колоритом и саундтреком, за что мы его и любим все эти 20 лет.

«Красота по-американски». Режиссер — Сэм Мендес

И еще один дебют британского режиссера, который произвел настоящий фурор. Драма Сэма Мендеса о кризисе среднего возраста собрала умопомрачительную кассу, завоевала сразу 5 «Оскаров», а также окончательно вознесла Кевина Спейси в ранг голливудских небожителей (впрочем, 20 лет спустя его оттуда низвергли за считанные дни). Конечно, в свете нынешних скандалов, связанных с актером, не так уж просто вернуть себе прежнее восприятие этой картины, но тот эффект, который она произвела при первом просмотре, забыть невозможно.

«Матрица». Режиссеры — Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Зрители, которые пошли в кино на новый фантастический боевик (тогда еще) братьев Вачовски вряд ли могли предположить, что им на головы свалится ТАКОЕ кино. Надо было додуматься смешать сказки Льюиса Кэрролла, «Одиссею» Гомера, сочинения Маркса и Кафки, добавить к ним щепотку дзен-буддизма, и, наконец, заправить этот безумный коктейль восточными единоборствами, невероятными экшн-сценами и революционными спецэффектами. Сейчас трудно назвать другой фильм, который на нас произвел такое же впечатление за прошедшие 20 лет. «Матрица» уникальна и неповторима, и даже не вполне удачные сиквелы не смогли пошатнуть ее величие и значение для мирового кино.

«Мумия». Режиссер — Стивен Соммерс

Студия Universal давно планировала переснять свой классический ужастик 1932 года, однако постоянно что-то срывалось. Пока продюсеры не встретились с режиссером Стивеном Соммерсом, и это было попаданием в яблочко. Постановщик переосмыслил хоррор в приключенческий блокбастер на мотив «Индианы Джонса», попутно сделав Брендана Фрейзера на какой-то момент суперзвездой и подарив миру новый образ мумии Имхотепа, воплощенный колоритнейшим Арнольдом Вослу. И вроде бы ничего особенного: обычное развлекательное кино, которое и сейчас снимают каждый год и не по разу. Но кино классное и по-настоящему любимое.

«Сонная лощина». Режиссер — Тим Бертон

Вряд ли найдется еще один готический фильм ужасов, который мы бы смотрели с легкой грустью. Потому что спустя 20 лет Тим Бертон так и не снял ничего хотя бы настолько же крутого. Потому что Джонни Депп сначала стал заложником образа Джека Воробья, а затем и вовсе потонул в пучине скандалов и кассовых провалов. Но в «Сонной лощине» их таланты расцветают во всей красе, и это мгновение хочется задержать как можно дольше с каждым новым пересмотром.

«Человек на Луне». Режиссер — Милош Форман

О жизни и смерти Энди Кауфмана — одного из самых странных и загадочных комиков в истории — должны были снять ровно такой же фильм. И у Милоша Формана это получилось на все сто. «Человек на Луне» не стал прокатным хитом и не собрал россыпь наград и номинаций, ограничившись лишь «Серебряным Медведем» за режиссуру на Берлинском кинофестивале и «Золотым глобусом» Джиму Кэрри за лучшую мужскую роль. Однако это потрясающий байопик — провокационный, смешной и трогательный, превратившийся в настоящий бенефис Кэрри. К сожалению, комика за его невероятное перевоплощение киноакадемики не удостоили даже номинации. А жаль, ведь с той поры у него не было роли сильнее и пронзительнее.

«Шестое чувство». Режиссер — М. Найт Шьямалан

Пока что вершиной карьеры индийского режиссера остается этот мистический триллер, которому сопутствовал оглушительный успех у зрителей и критиков. «Шестое чувство» стало одним из самых кассовых фильмов года и заработало 6 номинаций на «Оскар». Даже те, кто до сих пор эту картину не видел, наверняка знают о ее главном секрете, а те, кто смотрел, все равно пересматривают ее как в первый раз. Потому что такого эмоционального катарсиса вы больше нигде не найдете. Ну и отдельной строкой идет ностальгия по тому Брюсу Уиллису, с которым практически каждый фильм становился событием. Ведь было же время…

Максим Гареев

Фото: globallookpress.com, кадры из фильмов