December 9, 2019, 05:27 AM

«Водка загоняет манси в петлю»: свердловский омбудсмен о проблемах коренных народов севера

Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова заявила о неуклонном сокращении представителей уральских манси. Если раньше в Пелымском и Ивдельском округах жило далеко за 200 человек, то сейчас осталось только около 140. Об этом уполномоченный сообщила в интервью ТАСС.

Напомним, пристальное внимание общественности к судьбе манси было приковано после трагедии в июле, когда на реке Лозьве перевернулась лодка, в которой находилась жительница поселка Ушма вместе с тремя детьми и знакомым Павлом Бахтияровым. На данный момент найдены тела всех погибших, кроме одного из детей.  

«Снижается (население манси - прим. ЕАН) сейчас пусть медленнее, потому что им оказывается помощь, но тем не менее. Страшно не только снижение, но и то, что он не видят для себя перспектив. Наши манси – особые, они не рвутся жить в городах, для них город – это враждебная среда. Настоящее ощущение счастья у них связано со своими местами. Даже для тех из них, кто в городе выучился и получил все блага цивилизации», - рассказывает Татьяна Мерзлякова.

Она отмечает, что одна из проблем, которая осложняет жизнь манси, – то, что область не закупает их продукцию. Она считает, что регион мог бы приобретать у них дикоросы, ихзделия из бисера, унты и так далее.

Сейчас, в основном, свои товары манси продают приезжим туристам, но бывает, что визитеры выменивают шкурку соболя на бутылку водки. Любовь к выпивке, как говорит Татьяна Мерзлякова, это слабость манси и их беда. Однако сейчас пить они стали меньше, что вскляет надежду.

«Коренные манси, которые пили, умерли. Мы должны образумить туристический и перекупческий люд, который едет туда в наглую с водкой делать свою коммерцию. В какой-то степени у молодого поколения манси складывается к выпивке стойкое отвращение, часть народа не пьет – это вселяет надежду. Недавно на антинаркотической комиссии Свердловской области на мой вопрос, почему не пресекают этих водочных челноков, от силовиков прозвучало – есть спрос, есть предложение. Я ответила – почему не закрываете сайт Даркнет? Тоже ведь спрос и предложение. Это все спрос навязанный! Водка – огромная беда. Человек, везущий на Север водку, должен изначально понимать, что он загоняет манси в петлю», - сказала Мерзлякова.

Она отметила, что сегодня манси очень существенно помогает УГМК. У Горно-металлургической компании есть целая программа, в рамках которой поддержка оказывается системно. Так для манси закупили снегоболотоход и другие средства передвижения, предоставили им стройматериалы для ремонта домов.

«Что манси просили – ни разу не получали отказа, УГМК вносит это в свою программу. Компания очень плотно курирует Юрту Бахтиярова, Юрту Пакина и другие поселки, где обнаруживают месторождения. Я даже не сильно интересуюсь, что конкретно УГМК им дает, я просто радуюсь тому, что они делают. И это не какая-то спорадическая помощь, а целая программа, которую компания выполняет», - сказала Татьяна Мерзлякова.

Она называет одной из главных задач, стоящих сегодня и перед ней, и перед властями региона, и перед общественностью –сохранить этот народ, его ментальность. «Мы пока его не потеряли. Но тревога очень большая», - заключила омбудсмен. 

Источник фото: Антог Гуськов
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+