September 21, 2021, 09:33 AM
Валентина Попова

«Вокруг себя он замечал только «мерзкое быдло». Колонка уральского психиатра о манифесте стрелка из Перми

Накануне Россию потрясла трагедия: в Пермском университете 18-летний студент устроил стрельбу, лишив жизни шестерых человек и ранив 24. Парень готовился умереть и оставил прощальное письмо, в котором подробно рассказал о том, что побудило его совершить такое ужасное преступление. Екатеринбургский психиатр, директор клиники «Елизар Мед» Дмитрий Детков прочитал послание и проанализовал его с профессиональной точки зрения в своей колонке для ЕАН, а также поделился мнением по поводу того, как решить проблему «колумбайнов», ставших в России почти регулярным явлением.

Дмитрий Детков Дмитрий Васильевич Детков – екатеринбургский врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, преподаватель с более чем 20-летним опытом работы. С 2014 года руководит клиникой «Елизар Мед». 

«Психиатрический портрет, который вырисовывается из послания 18-летнего убийцы, неоднозначен. Его интеллект не ниже среднего: это заметно, если исследовать память, внимание, пространственное мышление.

С детства он замечал в себе влечение к причинению боли окружающим, к убийству, отмечал, что все труднее контролировать себя. Хочется спросить, кто же заглянул в его внутренний мир, в его душу, кто интересовался, о чем он думает, чем живет? Или единственной целью родителей было дать ему пищу, одежду и образование?

В развитии сознания молодого поколения произошел опасный поворот как раз тогда, когда началось формирование как личностей нынешнего поколения 18-20-летних. В психиатрическом портрете выявляется депрессивное восприятие со сверхценной или бредовой интерпретацией происходящегоЯвление связано с длительным депрессивным состоянием молодого человека, а бредовая интерпретация – это признаки патологических умозаключений, не поддающихся коррекции, болезненное восприятие окружающего мира..

Он видит одних алкашей, «старых ублюдков», «мерзкое быдло», грязь, крыс, мусор, хрущевки. В своем нигилизме убийца противопоставляет себя всему обществу. О развивающемся психозе говорит и расстройство восприятия в таких описаниях: «все вокруг выглядит как во сне», «словно я наблюдаю за действиями моей оболочки со стороны», «все начинается со звона в голове», «каждый день является повторением прошлого».

Многие родители перестали развивать в детях сочувствие, сострадание, жалость, терпение, уважение к окружающим людям.

Такие трагедии происходят, когда у школьников развивают только интеллект, а про нравственность и совесть массово забывают.

В результате этим молодым людям уже никого не жалко, они думают только об удовлетворении своих низменных потребностей.

Не хочется сводить анализ ситуации только к изучению психотипа 18-летнего убийцы по его предсмертной записке, так как налицо тенденция: стрельба юношей по своим согражданам становится регулярным явлением. Хочется посмотреть в глаза родителям и близким мальчика, которые не увидели или не захотели видеть опасные «ростки» в системе его ценностей. И, безусловно, они тоже должны нести ответственность перед обществом. В Китае, например, родственники отрабатывают долги за близких.

 «Россияне не хотят умирать своей смертью»: психиатр рассказал, почему мы не боимся коронавируса

А какое наказание у нас за воспитание убийц и ущерб обществу? По выложенному посту видно, что будущий стрелок достаточно грамотен, умеет излагать свои мысли, делать выводы. Значит, у родителей получилось дать ему знания, а такие понятия как добро, мораль, ответственность в голову не вложили.

 «Они закидывали его камнями, пока девочки убегали»: новые подробности бойни в Керчи 

Очередное массовое убийство в учебном заведении – это вопрос и к нашему обществу. После таких событий его никак нельзя назвать здоровым, в нем пропагандируется агрессия, гедонизм, эгоизм, нигилизм. И одними только возрастными особенностями эти аспекты не объяснишь.

Очень часто от 18-летних молодых людей можно услышать: «Я делаю что хочу, я никому ничего не должен». Или: «Я живу для себя, живу один раз и беру от жизни всё».

Еще один интересный вопрос. Зачем юноше, живущему в городе, охотничье оружие и охотничий билет? В армию его не взяли, а оружие общество ему дает. Быть может, стоит повысить возраст для выдачи оружия тем, кто не служил в армии? Если болезнь не позволяет ему служить в армии и носить там оружие, то почему его доверяют приобретать в мирное время? Каждый охотник, прежде чем получить охотничий билет, должен сначала внести свой вклад в развитие природы, показать, что он ее любит и уважает, а потом уже получить право убивать дичь.

 Вторая волна коронавируса — всплеск женской агрессии и депрессия бизнеса. Колонка Дмитрия Деткова

Я считаю, что те, кто впервые покупает оружие, должны предъявлять новый вид документа – положительную характеристику от троих родственников, которые как и при получении кредита ручаются перед законом за своего сына или брата материально. Зная, что человек агрессивен, не каждый захочет рисковать своими доходами.

Кроме того, психиатрическая служба нуждается в большем количестве времени и больших полномочиях, чтобы выявлять опасных для общества граждан, претендующих на оружие.

Вплоть до возможности госпитализации с целью углубленного исследования. А врач должен иметь право запрашивать любые необходимые ему документы, характеристики, которые позволят поставить правильный диагноз.

И напоследок я отмечу, что по каким-то причинам подростки стреляют только в регионах, в столичных городах такого нет. Я считаю, что необходимо развивать материальную базу для профилактики общественно-опасных деяний именно за пределами МКАДа.

Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+