November 29, 2022, 05:54 AM
Игорь Чукреев

«Если вас ранили — падайте лицом вниз»: мединструктор ЧВК «Урал» рассказал ЕАН об основных принципах выживания солдата в бою

По оценке ветеранов боевых действий, для выживания солдат в бою необходимо, чтобы хотя бы один из пяти человек в отряде обладал необходимыми медицинскими навыками. Из-за дезинформации некоторые бойцы сегодня пытаются закрывать раны женскими тампонами, что бесполезно. О том, как на самом деле оказывать помощь пострадавшим товарищам, и об основных принципах выживания в бою ЕАН рассказал мединструктор отдельной батальонно-тактической группы «Урал» (ЧВК «Урал») Зулус (все имена инструкторов в тексте приводятся по их позывным), обучающий сейчас мобилизованных в Елани.

Инструкторы ЧВК «Урал» уже месяц обучают новобранцев. По выходным они проводят еще «военные курсы» для гражданских.

Медицина, огневая подготовка, снайпинг, работа с дронами — новшество войн XXI века. 

Занятия проходят на полигоне ДОСААФ в Старопышминске.

Если раненый смотрит вверх — туда и отправится

Занятия проходят в классе и на улице. Теория и практика. Наблюдая за тем, как группа осваивает навыки эвакуации раненых из «красной» зоны, ползая по снегу в мороз, понимаю, что самый главный навык — умение тепло одеваться. Через 15 минут мне уже в принципе не хочется шевелиться. Тем более жутко от мысли, что надо ползти по снегу, который будет забиваться за шиворот.

До этого в классе Зулус объяснял основные принципы эвакуации: как определить, кому требуется помощь и как ее оказать.

Зона боевых действий условно делится на три уровня: красный, желтый и зеленый. Красная зона — это непосредственно линия соприкосновения, открытое пространство перед позициями противника, плюс первые 3-4 «стенки» - препятствия, отделяющие от огневого контакта. Здесь помочь раненому невозможно, первая задача — придумать, как вытащить его, и это тоже не всегда возможно.

Желтая зона начинается за «третьей стенкой». В любой момент она может превратиться в красную. Здесь проводится быстрый первичный осмотр, чтобы понять, куда ранили бойца, перевязка и стабилизация — вкалываются противошоковые препараты, если они есть.

Зеленая зона — укрытие, защищенное от внезапных фланговых ударов и способное выдержать прямое попадание из башенного орудия танка. Здесь уже возможно проводить реанимационные мероприятия, если в них есть смысл и необходимость, и решать вопрос об эвакуации пострадавшего в госпиталь.

Раненые делятся на пять типов

Первый тип — те, кто может идти.

Второй тип — те, кто из-за кровопотери может уже только ползти.

«В желтой зоне наша помощь им в общем-то и не требуется — наша задача показать им, где находится зеленая зона, куда ползти, и все», - объясняет Зулус слушателям.

Третий тип — те, кто двигаться уже не может, но еще в сознании.

Четвертый тип — те, кто уже не шевелится, но лежит лицом вниз.

Пятый тип — те, кто лежит лицом вверх.

«Если вы хотите, чтобы санитары вас заметили, — лежите лицом вниз. При ранении наступает шок, расслабление сфинктеров — рвотные массы. Плюс возможно залипание языка. Если раненый лежит и смотрит в небо — скорее всего, туда и улетит, поскольку, пока до него доберутся, с вероятность 70 % он уже задохнется», - объясняет Зулус.

В условиях боя первая задача в работе с ранеными — вытащить их в желтую зону. Вторая — остановить кровотечение, наложить жгут, при необходимости затампонировать рану и наложить повязку. Третья — эвакуация в зеленую зону и оказание всей остальной помощи уже там.

Санитар в современном бою — это тот же боец, только целенаправленно тренировавшийся останавливать кровотечение. Прежде всего у себя самого, у остальных — как получится.

«Самое главное — это выполнение боевой задачи. Плюс вытащить человека из красной зоны не всегда возможно. Стропы — это хорошо, но если человек не сможет зацепиться, они бесполезны. «Кошки» — это хорошо, особенно если не за лицо зацепятся, но их может и не быть. Кроме того, чтобы вытягивать с ее помощью, нужны как минимум двое — на тепловизоре с дрона это выглядит как большая замечательная цель, по которой необходимо чем-нибудь вдарить. Поэтому будьте готовы, что товарища надо будет добить — чтобы он не попал к украинцам, которые будут резать его на куски, и не мучился там в плену в агонии», - объясняет Зулус.

При подготовке, обучении эвакуации из красной он предлагает ориентироваться на то, что на войне под рукой никогда не бывает необходимого. Поэтому, как он выражается, «бомж-стайл». Вместо строп и «кошек» — подползти к раненому и вытаскивать его ползком, на себе. И тут есть несколько вариантов в зависимости от того, нужно отстреливаться или нет. И бинты, и жгуты, в лучшем случае кровоостанавливающие бинты для всего остального, включая отсутствующие медикаменты.

В части бинтов, кстати, по словам инструктора, в зоне боевых действий новая мода в одежде. В зависимости от подразделения и боевой задачи перед атакой на руки и ноги наматываются жгуты или даже, если есть, «турникеты» - специальный перевязочный материал для пережимания сосудов. При ранении их остается только затянуть — это сэкономит секунды и спасет жизнь. Главное при этом, покупая, заказывая, приобрести именно кровоостанавливающий материал, не кровопункционный, используемый для забора крови. Второй просто рассыплется при нагрузке.

Ну и самое главное: в бою от стресса, тем более при ранении, нарушается мелкая моторика. В мороз погуляйте минут 30-40 без варежек, пока руки, подмерзнув, не начнут плохо слушаться. Затем так же на морозе этими руками попробуйте наложить себе жгут — так чувствует себя боец в условиях боя. От кровопотери, стресса и шока мозг плохо соображает, конечности кажутся ватными, шевелиться страшно и сложно. Жгут Зулус рекомендует смазать мылом — от крови при перевязки он станет примерно таким же скользким.

Главный закон выживания на войне: помоги себе сам

По окончании занятий садимся поговорить. Обсуждаем, по опыту Зулуса инструктирования мобилизованных в Елани, основные мифы о войне и навыки выживания, необходимые раненому бойцу.

- Если я правильно понял, любое ранение в конечность превращается в ампутацию?

- Если не ослаблять жгуты время от времени, каждые 30-40 минут, то да — нарушается кровоток и начинается некроз тканей. Надо следить за этим, надо уметь вовремя ослабить и потом обратно затянуть.

А если конечность не зафиксирована, то при транспортировке она будет болтаться, тряска — осколок будет болтаться, дергаться, разрушать сосуды, нервы, кость, даже бывает, что в госпитале спасать уже нечего — там бифштекс. Поэтому конечность надо фиксировать. В фильмах этого не показывают, но это важно, иначе только ампутация по жгут.

- Какие базовые навыки по оказанию первой помощи необходимо освоить бойцу перед отправкой на фронт?

- Самое основное — как остановить кровотечение. Основная причина смерти при ранении — кровопотеря. В стрессовой ситуации все знания вылетают из головы, остаются только наработанные рефлексы — их и надо отрабатывать.

Далее: эвакуация, стабилизация. Это самое нужное.

- Стабилизация — это что?

- Это чтобы человек до госпиталя дожил. Медикаменты, компенсация потери жидкости, завернуть в термооделяло, чтобы не умер от переохлаждения. И подготовить к эвакуации.

- Сколько крови может потерять человек до фатальных последствий?

- При потери около литра — туманность сознания, спутанность, человек может потерять сознание. Фатально — это 3-4 л. При ранении в шею человек теряет их за 13 секунды. В другие артерии - ненамного медленнее. В целом есть меньше минуты, чтобы зажать рану.

- Какие основные ошибки новобранцев?

- Откуда-то взялся миф, с ходу все задают вопрос про женские тампоны, останавливают ли они кровотечение. Постоянно приходится объяснять: вот вам конечность. Пуля или осколок, попадая туда, начинают вертеться и прокладывают довольно широкий путь. Одним таким тампоном и даже двумя вы никак кровотечение не остановите. И даже если заткнете — артерию он не перекроет. Поэтому только жгутирование, тампонатор — большое количество бинтов и гемостатические средства, если они есть.

- Что такое гемостатические средства?

- Это либо специальный бинт — он пропитан специальным раствором, либо сами растворы, либо специальные порошки. Но порошки — это опасно: они не полностью прореагируют в ране, и врачам потом придется ее вычищать, кроме того, с кровотоком их может разнести по всему телу, и потом придется ловить тромбы. Но это лучше, чем ничего.

- Женские тампоны точно не подходят?

- Нет. Все, что из женской гигиены может помочь на войне, — это прокладки, но и то лишь в качестве стелек.

- Как выбрать правильный жгут?

- Тестировать — тянуть. Если трещать начинает — значит, порвется.

Можно ориентироваться на жгуты Эстмаха, жгуты Альфа. Турникеты различные, но их тоже надо проверять, чтоб не разлетелись. Хорошие - турникет Кад, из наших — «Медплант»: ЖК-01, ЖК-02. Они меня пока не подводили.

- Что из медсредств в первую очередь нужно на фронте?

- Любые перевязочные пакеты, средства. Элементарные бинты — расход очень большой. И жгуты, эластичные бинты. В принципе, если в обычную армейскую аптечку добавить бинтов и эластичный бинт — это не хуже премиальных аптечек какого-нить иностранного, к примеру, израильского производства. Бомж-стайл. И гемостатические средства, хотя бы порошки. Еще термоодеяла.

- Обезболивающее?

- Это лучше пусть ставит медик. А то по незнанию и без опыта, бывало, так обколют, что спасать уже некого.

- Чем снимать стресс?

- Точно не алкоголем. На современной войне пить нельзя — тут нет массовых штурм-атак. Тут выживание отделения зависит от навыков каждого бойца. Пьяным или с похмелья — и сами погибнешь, и товарищей убьешь.

Лучше «Новопассит» или валерьянка. Но и их лучше перед отбоем. Днем лучше не надо — днем надо соображать.

- Самое главное в зоне боевых действий?

- Самое главное — выполнить боевую задачу и остаться в живых. В остальном важно понимать: в зоне боевых действия человек может рассчитывать только на ту медицинскую помощь, которую способен оказать себе сам. Поэтому важно научиться себя жгутировать, накладывать давящую повязку, пережимать рану. Если не научишься останавливать кровь себе за 13 секунд — никто не поможет, просто не успеют.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+