November 24, 2023, 11:30 AM

Запах напалма: итоги недели от редактора ЕАН Артема Рябова

Итак, Екатеринбург начал свой четвертый век. Холодная первая неделя нового века уральской столицы была богата событиями. Мама школьника, на которого весной напали из-за шапки с символом Z, нашла работу. Этому предшествовала попытка трудоустроиться в Свердловский облсуд. Впрочем, по словам источников ЕАН, гражданка от предложенного места во Дворце правосудия отказалась сама, но активную вовлеченность депутата Госдумы Александра Хинштейна в процедуру ее трудоустройства было уже не повернуть вспять. ЕАН не исключает, что наши собеседники заблуждаются, потому примем за факт только то, что екатеринбурженка теперь будет успешно работать в Свердловском управлении Росгвардии - там же, где служит ее супруг, ныне командированный на СВО.

На этой же неделе московские политтехнологи всерьез занялись предсказаниями судьбы свердловского губернатора Евгения Куйвашева. По прогнозам аналитиков «Минченко консалтинг», после президентских выборов глава Среднего Урала уйдет в отставку в связи с назначением в правительство РФ. Мы уже давно сбились со счета, в который раз слухачи прочат Евгению Владимировичу переезд в Москву, но пока он туда летает в командировки. К слову, уже в субботу, 25 ноября, как раз в столице он будет работать на стенде Свердловской области на ВДНХ. К грядущему Дню Среднего Урала на президентской выставке «Россия» Евгений Куйвашев даже снялся в рекламном ролике. Сидя в купе «Уральского экспресса», он рассказывает об успехах Свердловской области, главным богатством которой он называет «сильных духом людей». Ну а чтобы эти «сильные» духом не падали, на заседании правительства в минувший четверг губернатор добавил 16 млрд рублей в бюджет Свердловской области на текущий год.

Как поступить с основной частью «прибавки» — уже определились: 2 млрд рублей пойдут на ежемесячные пособия по рождению и воспитанию детей; 1,6 млрд рублей - на содержание региональных дорог; 1,5 млрд рублей - на покупку автобусов для муниципалитетов; 900,5 млн рублей - на «повышение доступности перевозок» в пригородных электричках. 

Стоит отметить, что на этой неделе бюджетная тематика была на повестке и в законодательной власти региона: свердловское заксобрание продолжает готовить главный финансовый документ Среднего Урала к принятию во втором и третьем чтениях. Принятие бюджета-2024 запланировано на 5 декабря.

Через две недели после избрания председателя екатеринбургского Союза ветеранов ГРУ полковника Юрия Яночкина полноправным руководителем Свердловского отделения ДОСААФ России вскрылись неожиданные подробности его работы на посту в статусе «исполняющего обязанности». Общественники из МОО «Народный контроль» указали на то, что из свердловского филиала ДОСААФ сотрудников увольняют без выплат. А деньги, как полагают в организации, тратятся на приобретение новых автомобилей по завышенной стоимости, причем, по данным «Народного контроля», поставщиком лизинговых услуг является компания сына Юрия Яночкина — Ивана Юрьевича. Беспокоить последнего мы не стали: поэму Твардовского «По праву памяти» и легендарную фразу, что «сын за отца не отвечает» мы прекрасно помним. А вот в Центральный аппарат ДОСААФ в Москву и в Свердловское региональное отделение ЕАН обратился с запросами. Москва пока молчит, а Юрий Яночкин попросил дать ему отсрочку для комментария до 7 декабря. Мы обязательно опубликуем ответ полковника, когда он к нам поступит.

А вот генерал юстиции, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на этой неделе дал свой ответ идеологии фашизма. По словам главного следователя страны, общество «не может жить без идеологии», а значит, она по-настоящему нужна нашей стране. Идею Бастрыкина горячо поддержали в Госдуме. Депутат Михаил Шеремет предложил создать рабочую группу для выработки главных постулатов новой государственной идеологии. Есть одно «но» — наша 30-летняя Конституция. Ее «несчастливая» 13-я статья утверждает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Причем относится эта злополучная статья к главе об основах конституционного строя, которую простыми поправками не скорректируешь: потребуется созыв Конституционного Собрания — высшего учредительного органа страны. Но и тут есть важная особенность — федеральный конституционный закон о его созыве за 30 лет Конституции так и не принят.

Надо сказать, что Александра Ивановича Бастрыкина, при всем уважении, нельзя назвать пионером темы госидеологии. Еще весной этого года в Свердловской области политик и бизнесмен Антон Баков основал «Екатеринбуржский клуб», в который вошли многие местные философы и политтехнологи. С конца июня все ежемесячные заседания резидентов клуба (они проходят в уральском филиале президентской академии) посвящены как раз теме создания государственной идеологии, и заковыку с «несчастливой» статьей Конституции там поминают систематически.

Госидеология — тема острая, но не она стала главной на уходящей неделе. В четверг, 23 ноября, в Екатеринбурге случился названный мэром Алексеем Орловым «несочинским» снегопад и жесткий катаклизм на городских дорогах.

На этом фоне с революционным заявлением о специфике капитализма выступил депутат городской думы уральской столицы Александр Колесников. Он предложил увеличить тарифы на проезд, чтобы спасти общественный транспорт Екатеринбурга. По мнению депутата, за счет увеличения цен можно, наконец, поднять зарплаты в отрасли и разобраться с дефицитом кадров. «Мы живем в капитализме, почему мы не поднимаем стоимость [проезда] на транспорте? Чего мы боимся? Не нравится, денег нет – не езди, ходи пешком. По-другому транспортная отрасль не выживет»,— заявил Александр Евгеньевич. Так в информационном поле уральской столицы появился устойчивый запах напалма. А тема заявления депутата Колесникова быстро выскочила даже на федеральный уровень. Коллеги парламентария быстро отреагировали, назвав его спич личным мнением. Мэрия Екатеринбурга объявила, что комментировать «очередное громкое заявление Колесникова» не будет и «планов насчет повышения стоимости проезда в общественном транспорте нет, этот вопрос не обсуждается». Еще бы, накануне главного политического события будущей весны повышать цены на проезд — это свести на нет все шансы на достижение поставленных Москвой задач, поскольку пассажиры общественного транспорта — ядро электората.

Стоит отметить, что транспортная тема в Екатеринбурге «горит» уже давно. Вот только «напалма» стало много именно на этой неделе: сначала стало известно, что суд в Екатеринбурге по подозрению в коррупционном преступлении арестовал Александра Хабарова, который, по неофициальным данным, является топ-менеджером в ЕМУП «Гортранс». Тему продолжил екатеринбургский режиссер Сергей Мажаров. Он пожаловался президенту России Владимиру Путину, что екатеринбуржцам приходится ждать на остановке транспорт по 35-50 минут, а чиновники вместо решения проблем занимаются только перенумерацией маршрутов. Следующей стала уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она объявила о всплеске жалоб на общественный транспорт. Через час после высказывания Александра Колесникова еще один екатеринбургский депутат — Антон Швалев — не позволил теме уйти из повестки. Не комментируя заявления коллеги, он сообщил, что счета «Гортранса» арестованы налоговой и предприятие теперь не сможет купить даже горючее для городских автобусов. А продолжил тему третий соратник Колесникова и Швалева по гордуме Виталий Чачин (они все, к слову, входят во фракцию одной политической партии) — проехав в городском автобусе, он назвал ситуацию «близкой к кризисной» и вновь сообщил о кадровом дефиците в «Гортрансе».

Раз у мэрии «планов насчет повышения стоимости проезда в общественном транспорте нет, этот вопрос не обсуждается», то справедливо спросить: а какой обсуждается? Вряд ли администрация Екатеринбурга планирует сохранять статус кво: переполненные автобусы, троллейбусы, трамваи, большие интервалы в движении и как следствие - вечное недовольство горожан.

Не исключаем, что через какое-то время в интересах екатеринбуржцев и гостей уральской столицы и в ответ на громкий их протест против повышения цен на проезд мэрия найдет решение. «Гортранс», предположительно управляемый новым эффективным руководством, перестанет быть убыточным и станет справляться со всеми вызовами времени. Новые автобусы на метане, которые регулярно передают по нацпроекту на главной площади Екатеринбурга, выйдут на маршруты. Новые троллейбусы с автономным ходом перестанут простаивать в депо. Новые трамваи помчат пассажиров в новые районы уральской столицы. Вот только не факт, что «Гортранс» останется ЕМУПом. Однако в любом случае все это будет сделано в интересах екатеринбуржцев. Только станут ли этими интересантами все полтора миллиона жителей города-юбиляра или только 10-15 особенных – пока неочевидно.

Поживем… Посмотрим…

Артем Рябов

Источник фото: Кадр из фильма "Apocalypse Now", American Zoetrope, United Artists, 1979 г.
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+